Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 13:24, курсовая работа
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, ус луг и особенно капиталов и кредитов.
Введение ………………………………………………………………………...…... 3
1 Сущность международного кредитного рынка …………………………......…... 5
1.1 Понятие и экономическая сущность международного кредита …….…...…... 5
1.2 Виды и формы международного кредита ………………………….............…... 7
1.3 Структура международного кредитного рынка ………………………….…... 10
2 Характеристика международных финансовых и кредитных институтов …...... 14
2.1 Международный валютный фонд ………………………………….……...…... 14
2.2 Группа Всемирного банка …………………………………………….…...…... 16
2.3 Международные региональные банки развития …….……………….…..…... 18
2.4 Другие международные финансовые и кредитные институты ……….....…... 19
3 Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений ……………………………………………..………………..……...…... 23
4 Участие Республики Беларусь в международных кредитных отношениях …. 29
4.1 Взаимодействие Республики Беларусь и Международного Валютного Фонда………………………………………………………………………………...29
4.2 Взаимодействие Республики Беларусь и Всемирного банка ………………. 30
4.3 Взаимодействие Республики Беларусь и Европейского банка реконструкции и развития …………………………………………………………………………...32
Заключение ……………………………………………….………………………... 34
Список использованных источников ………………….…………………………. 36
Возрастает значение международных регулирующих институтов в мировой экономике, таких, как ВТО, МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ОЭСР, Международная организация труда и т.д., ежегодные встречи руководителей и министров финансов ведущих стран. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, охрану окружающей среды, деятельность финансовых институтов (пруденциальный надзор), бухгалтерскую отчетность, национальную статистику (систему национальных счетов) и т.д. Эти стандарты распространяются на образование и культуру. Через международные организации внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований в валютно-кредитной, налоговой, внешнеэкономической политике, политике в области занятости, разрабатываются международные правила конкуренции и т.д.
Таким образом, можно сделать следующие обобщающие выводы по рассмотренной выше главе.
Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования кредитных отношений.
Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.
4 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Участие Республики Беларусь в международных кредитных отношениях проявляется во взаимодействии с международными финансовыми (кредитными) организациями. Проанализируем взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития.
4.1 Взаимодействие Республики Беларусь и Международного Валютного Фонда
Международный валютный фонд (МВФ) является специализированным учреждением ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Официальная дата создания МВФ – 27 декабря 1945 г.
Республика Беларусь является членом МВФ с 1992 года. Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь Ермакова Н.А. является управляющим от Республики Беларусь в Фонде, Министр финансов Республики Беларусь Харковец А. М. – заместителем управляющего от Республики Беларусь в МВФ. В 1992 году в Минске открыто Представительство МВФ.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями“ головным органом по взаимодействию с организацией определено Министерство финансов Беларуси.
Деятельность МВФ в нашей стране направлена на сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса. Представители Республики Беларусь принимают регулярное участие в различных мероприятиях Фонда, в том числе в ежегодных заседаниях Совета Управляющих МВФ [23].
14-25 марта 2013 г. в ходе визита миссии МВФ во главе с Д. Хофманом состоялись консультации по статье IV Статей соглашений МВФ, включая четвертый постпрограммный мониторинг программы «стэнд-бай». Во время визита прошли встречи в Правительстве Республики Беларусь и экономических ведомствах, на которых была дана оценка текущей экономической ситуации в стране, а также обозначены приоритеты дальнейшего взаимодействия Беларуси с МВФ [23].
До 2009 года страна использовала ресурсы Фонда трижды для поддержки программ экономических реформ в стране. В 1993 и 1995 годах – по 70 млн. долл. США в рамках механизма финансирования системных преобразований. В 1995 году Беларусь получила 196 млн. долл. США (кредит stand-by).
Новый этап взаимодействия между Республикой Беларусь и МВФ начался в 2009 году. 12 января Совет Исполнительных директоров Фонда одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе stand-by. Первый транш кредита поступил в Беларусь в январе 2009 г., последний – в марте 2010 г. Общая стоимость программы составила около 3,5 млрд. долл. США.
МВФ оказывал Беларуси техническую помощь в ряде областей, таких как государственные расходы, казначейство, налоговая и таможенная служба, банковский надзор, денежно-кредитная политика и организация центрального банка, а также в области статистики (статистики платежного баланса, денежно-банковской статистики и статистики реального сектора) [23].
Институт МВФ проводит обучение должностных лиц из Беларуси в области финансового программирования и политики, статистики платежного баланса, государственных финансов а также в других областях.
Объединенный Венский институт проводит обучение должностных лиц в области анализа макроэкономической политики, государственных расходов, бухгалтерского учета центральных банков и управления налогово-бюджетной политикой
4.2 Взаимодействие Республики Беларусь и Всемирного банка
В 1992 году Республика Беларусь стала членом Группы Всемирного банка: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
Управляющим от Республики Беларусь в Группе Всемирного банка является Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Прокопович П.П., заместителем управляющего – Министр экономики Республики Беларусь Снопков Н.Г. [23].
В 1992 г. в Минске открыто Представительство Группы Всемирного банка.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями“ головным органом по взаимодействию с организацией определено Министерство экономики Республики Беларуси.
4 декабря 2007 г. исполнительным советом директоров была одобрена Стратегия сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. Принятие данного документа позволило существенно увеличить объемы финансирования проектов для Республики Беларусь [23].
В ходе визита в Беларусь делегации Всемирного банка во главе с новым страновым директором для Беларуси, Украины и Молдовы Чимяо Фаном 9-14 июля 2012 г. состоялась презентация Странового экономического меморандума для Беларуси и переговоры с руководством Администрации Президента Республики Беларусь, Правительства и Национального банка, что содействовало активизации отношений Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь.
Миссия экспертов Всемирного банка 18 – 21 сентября 2012 г. с целью проведения консультаций по Отчету о завершении реализации страновой стратегии сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь явился первым шагом на пути подготовки стратегии партнерства на очередной период.
5 апреля 2013 делегация Всемирного
банка во главе с Директором
по Беларуси, Молдове и Украине
Чимяо Фаном представила «
Реализация проектов группы Всемирного банка в Республике Беларусь.
1) Проект ”Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (дополнительный заем).
28 сентября 2010 г. Совет исполнительных директоров Всемирного банка одобрил дополнительный заем для Беларуси в размере 30 млн. долл. США на финансирование проекта ”Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС“.
В рамках проекта реализуются два компонента:
- повышение энергоэффективности: оптимизация теплоснабжения (внедрение энергоэффективных светильников, тепловая реабилитацию зданий и др.) на объектах социальной сферы загрязненных районов Могилевской, Гомельской и Брестской областей.
- газификация индивидуальных жилых домов в загрязненных радионуклидами районах.
2) Проект ”Развитие систем водоснабжения и водоотведения“.
Начало проекта – 30 сентября 2008 г. Предполагаемая дата завершения – 30 июня 2013 г. Средства Всемирного банка – 60 млн. долл. США. Цель – повышение эффективности, качества и устойчивости услуг по водоснабжению и водоотведению для 1,7 миллиона потребителей, проживающих в 20 районах страны. Мероприятия дополняют Государственную программу по водоснабжению и водоотведению ”Чистая вода“.
3) Проект ”Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь“.
Реализация проекта, финансируемого Всемирным банком, началась в 2009 году и займет пять лет. Средства Всемирного банка – 125 млн. долл. США. Основная задача – преобразование действующих отопительных котельных, расположенных в ряде городов Беларуси, в ТЭЦ. В результате, на основе установки современных газотурбинных установок и газомоторов будет получено около 90 мВт дополнительной электрической мощности. Ожидается, что эффективность производства тепла и электроэнергии на объектах проекта, увеличится на 30 процентов. По предварительным подсчетам, ежегодно будет сэкономлено около 90 миллионов кубических метров природного газа, что приведет к сокращению выбросов СО2 на 165 000 тонн в год [23].
4) Проект ”Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь“.
Проект предполагает строительство в Гродно производства для сортировки мусора и передачи вычлененных из него вторичных ресурсов на дальнейшую переработку.
5 июля 2010 г. подписано Соглашение
о займе Всемирного банка в
размере 42,51 млн. долл. США и Соглашение
о гранте Глобального
5) Проект ”Усовершенствование и модернизация автомобильной дороги (М-5/Е 271 Минск – Гомель)“.
Сумма займа – 150 млн. долл. США. Проектом предусмотрено совершенствование определенных участков дороги (производство земляных работ, укладка асфальтобетонных смесей, строительство путепроводов и др.), а также обустройство дорог элементами безопасности, устройство автобусных остановочных площадок, строительство подземных пешеходных переходов, установка шумозащитных экранов и др.
6) 3 декабря 2009 г. в Минске было подписано Соглашение между Республикой Беларусь и Всемирным банком о займе на цели развития (ЗЦР) в размере 200 млн. долларов США.
ЗЦР предусматривает однотраншевый заем, поддерживающий реформы в двух областях:
- решение проблемы последствий экономического спада и проведения реформ за счет укрепления системы социальной помощи;
- создание основ для восстановления устойчивого экономического роста за счет содействия развитию частного сектора и повышения конкурентоспособности посредством либерализации экономики и ужесточения финансовой дисциплины.
Заем выделяется на 16 лет и предусматривает отсрочку начала погашения на 6 лет [23].
4.3 Взаимодействие Республики Беларусь и Европейского банка реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международная финансовая организация со штаб-квартирой в Лондоне, созданная для поддержки трансформации экономики в государствах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР начал действовать в апреле 1991 года. Основными акционерами банка являются США, страны Европейского союза, Япония [23].
Республика Беларусь является полноправным членом ЕБРР с 1992 года. С 1994 года в Республике Беларусь открыто Постоянное представительство Банка. Сотрудничество осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993 г., а также обновляемых раз в три года страновых стратегий, определяющих основные направления деятельности Банка в Беларуси.
Управляющим ЕБРР от Республики Беларусь является Первый заместитель Премьер-министра Семашко В.И., заместителем управляющего – Министр экономики Снопков Н.Г. Головным органом по вопросам сотрудничества с ЕБРР в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями“ определено Министерство экономики.
За время своей деятельности в нашей стране Банк участвовал в реализации 43 проектов.
Суммарный объем привлеченных инвестиций оценивается в 844,5 млн. евро.
В 2011 – 2013 годах ежегодный объем операций ЕБРР в Беларуси составлял порядка 190 млн. евро [23].
Информация о работе Международный кредит: сущность, виды и способы осуществления