Механизм функционирования рынка корпоративных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – теоретическое и практическое обоснование механизма функционирования корпоративных ценных бумаг.
Задачи работы: изучить теоретические аспекты функционирования корпоративных ценных бумаг, рассмотреть организацию рынка корпоративных ценных бумаг, провести анализ современного состояния рынка корпоративных ценных бумаг в РФ.

Содержание

Введение ….………………………………………………………………….…. 3
1. Механизм функционирования корпоративных ценных бумаг …..…………… 4
1.1. Сущность корпоративных ценных бумаг …………………………………….. 4
1.2. Государственное регулирование кооперативных ценных бумаг ……............ 7
1.3 Организация рынка корпоративных ценных бумаг ………………………….. 13
2. Анализ состояния рынка корпоративных ценных бумаг в РФ ……….………... 18
2.1 Характеристика рынка корпоративных ценных бумаг в РФ …………………. 18
2.2 Современное состояние корпоративных ценных бумаг в РФ………………… 22
3. Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг ..….. 25
Заключение ………………………. ……………………………………………….. 32
Список использованных источников ..………………….………………………….. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - механизм функц. корп. бумаг.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 38 закона "О рынке ценных бумаг", государственное  регулирование рынка ценных бумаг  в Российской Федерации осуществляется путем:

- установления обязательных  требований к деятельности эмитентов,  профессиональных участников рынка  ценных бумаг и ее стандартов;

- регистрации выпусков  эмиссионных ценных бумаг и  проспектов эмиссии и контроля  за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности  профессиональных участников рынка  ценных бумаг;

- создания системы  защиты прав владельцев и контроля  за соблюдением их прав эмитентами  и профессиональными участниками  рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения  деятельности лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  на рынке ценных бумаг без  соответствующей лицензии. [1]

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профессиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную отрасль рыночной экономики. Соответственно, в задачи государственного регулирования входит также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за этой отраслью. Это предполагает, во-первых, стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России, во-вторых, обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на российском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач  непосредственно связано с техническим  регулированием рынка (поддержание  оптимальных количественных и качественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем.

В решении задачи регулирования  рынка ценных бумаг интересы его  участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет  использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности. Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование. [4]

Защита интересов государства  и участников рынка ценных бумаг  осуществляется по следующим основным направлениям:

- развитие и совершенствование  нормативной правовой базы рынка  ценных бумаг как часть осуществляемой  в России правовой реформы;

- повышение информационной  прозрачности рынка и его открытости;

- повышение эффективности  судебной системы в целом как  часть правовой реформы;

- совершенствование системы  предотвращения и расследования  преступлений на рынке ценных  бумаг с учетом существующих  возможностей правоохранительных  органов и судебной системы  в целом, а также возможностей  привлечения саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- усиление контроля  со стороны государства деятельности  и финансовой отчетности профессиональных  участников рынка ценных бумаг  на основе введения института  аудиторских организаций, уполномоченных  ФКЦБ России осуществлять проверку деятельности и финансовой отчетности профессиональных участников рынка;

- повышение роли государства  в преодолении кризисных ситуаций  на рынке ценных бумаг;

- поддержка государством  добровольного страхования рисков  профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- защита прав эмитентов  и инвесторов.

Совершенствование механизма  разграничения ответственности  за результаты деятельности по регулированию  различных аспектов функционирования рынка ценных бумаг между органами государственного регулирования должно осуществляться на основе следующих принципов:

- обеспечение единства  и непротиворечивости государственного  регулирования рынка ценных бумаг  через механизм обязательного  согласования связанных с его  регулированием нормативных правовых актов органов исполнительной власти с ФКЦБ России;

- передача полномочий  по регулированию рынка ценных  бумаг только на основе ответственности  за результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Организация рынка  корпоративных ценных бумаг

 

Из практики последних лет очевидно, что состояние российского рынка и активность его участников существенным образом зависят от политической обстановки в стране. Макроэкономическую ситуацию будут формировать в первую очередь внешние факторы, такие как отношения с МВФ. Ключевым внутренним фактором, по-видимому, останется борьба олигархических группировок за контроль над основными секторами экономики. [3]

Существенное изменение нынешнего  состояния экономики вероятно лишь в среднесрочной перспективе (3-5 лет).

Прирост объема инвестиций на отечественном рынке ценных бумаг в ближайшие 1-2 года будет обеспечиваться на 90% за счет притока спекулятивного капитала из-за рубежа и лишь на 10% - за счет привлечения отечественных инвесторов (в основном физических лиц). Доминирование иностранных инвесторов приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж. [3]

В любом случае конкуренция на наиболее перспективных сегментах рынка неизбежно будет возрастать. Успех в этой борьбе на ближайший год будет в значительной степени определяться готовностью участников мириться с нулевой или отрицательной рентабельностью бизнеса и инвестировать дополнительные средства в его развитие. Среди организаторов торговли основными действующими лицами выступят крупнейшие биржевые группы (ММВБ-НДЦ и РТС-ДКК), имеющие в своем составе расчетные депозитарии. Конкуренция между ними будет вестись как путем расширения спектра предлагаемых услуг, так и через установление демпинговых тарифов, в том числе за депозитарное обслуживание.

Несмотря на достигнутый в сложнейших условиях последних двух лет прогресс, испытанием для финансовой инфраструктуры в ее нынешнем состоянии является не только кризис, но и выход из него. И от того, насколько успешно она его преодолеет, будет зависеть не только внутренний расклад сил на фондовом рынке, но и общая привлекательность российского рынка в глазах международных инвесторов, а значит, и перспективы его перехода из разряда экзотических в более стабильное состояние.

Рынок ценных бумаг делится на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ) – совокупность отношений, связанных  с обращением ценных бумаг, правила исполнения сделок с которыми соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ. То есть ОРЦБ – это биржи, торговые системы, где торговля подчинена определенным правилам.

Неорганизованный рынок ценных бумаг – весь остальной рынок, где правила торговли определяются сторонами сделки и закреплены договором на исполнение сделки.

Существует также первичный  и вторичный рынок ценных бумаг.

На первичном рынке ценных бумаг  осуществляется первичная продажа (размещение) всех существующих видов ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей). Реализация на первичном рынке может осуществляться самими эмитентами (например, закрытая подписка на акции среди своих акционеров; выдача векселей, сертификатов), т.е. имеет место неорганизованный рынок, а также через фондовые биржи, т.е. через организованный рынок.

Вторичный рынок — фондовые биржи  и фондовые отделы товарных бирж, осуществляющие перепродажу ранее выпущенных ценных бумаг, а также поиск и заключение сделок с контрагентами самостоятельно, не через биржу, что является неорганизованным рынком.

Как уже упоминалось ранее, в  РФ существует несколько различных  торговых систем:

Московская Межбанковская  Валютная Биржа – ведущая российская биржа, которая изначально создавалась для организации операций купли-продажи валюты, но в середине 90-х гг. начала проводить операции с ценными бумагами и даже стала рассчитывать собственный индекс корпоративных ценных бумаг.

Московская Фондовая Биржа – учреждена 20.02.97 г. как  альтернатива существовавшим ММВБ и  РТС. В ее листинг включено ограниченное число наиболее ликвидных ценных бумаг. Имеет одну особенность: только на этой бирже осуществляются торги  по акциям ОАО «Газпром».

Российская Торговая Система – система электронных  внебиржевых торгов. Это первый в  истории российского фондового  рынка официально признанный внебиржевой  организатор торговли. Создавалась  самими участниками системы для  организации внебиржевой торговли между ними.

Биржи выполняют следующие  функции:

  • создание инфраструктуры организации торгов на рынке ценных бумаг и обеспечения ее функционирования на высоком профессиональном уровне в интересах всех участников;
  • обеспечение координации в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях проведения единой политики в вопросах организации торгов ценными бумагами и исполнения заключенных сделок;
  • сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним, зачет по поставкам ценных бумаг и расчетов по ним;
  • внедрение и осуществление механизма контроля за добросовестным заключением и исполнением сделок с ценными бумагами;
  • анализ складывающейся экономической конъюнктуры фондового рынка и определение на этой основе направлений деятельности биржи, ее членов и их клиентов;
  • оказание консультационных услуг по вопросам обращения ценных бумаг;
  • создание условий для привлечения иностранных инвестиций в различные сферы экономики.

Целью деятельности биржи  является создание и развитие организованного рынка ценных бумаг через единую систему организации торговли ценными бумагами, обеспечение необходимых условий его нормального функционирования в интересах профессиональных участников рынка и инвесторов, а также иных целях, направленных на развитие и совершенствование механизма защиты прав и законных интересов инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время  биржи приобрели универсальный  характер, они объединяют практически  все основные сегменты финансового рынка. Их доля в обслуживании финансового оборота в настоящее время составляет в среднем порядка 50-60%.

Рынок корпоративных  ценных бумаг и рынок государственных  ценных бумаг несомненно взаимосвязаны.

Чем руководствуется  инвестор при приобретении той или иной ценной бумаги? В первую очередь возможностью получить по ней максимальный доход за наименьший промежуток времени. В 1993 г. с появлением на рынке государственных ценных бумаг произошло перемещение средств с корпоративного на государственный рынок. Несомненно, отсутствие налогообложения, государственые гарантии, высокая доходность были очень сильным аргументом против еще неустойчивого и высокорискового рынка корпоративных ценных бумаг.

Еще несколько лет  рынок государственных бумаг  оставался наиболее привлекательным для спекулятивных операций и только в 96-97 гг. доходность стала заметно снижаться.

Введение в 1997 г. 15% налога на операции с государственными ценными  бумагами способствовало повышению  интереса спекулятивно настроенных  инвесторов к рынку акций. Снижение доходности по ГКО, да еще и введение 15% налога на операции с ними вызвали переток средств инвесторов с рынка государственных на рынок корпоративных ценных бумаг. Это выразилось в проявлении сильнейшего интереса спекулянтов к акциям «второго эшелона», которые стали стремительно расти. [5]

Разразившийся кризис 1998 г. практически ликвидировал рынок  госбумаг и надолго остановил  деятельность на рынке корпоративных  бумаг. И хотя государство реструктурировало  свой долг, утрата доверия инвесторов способствовала перемещению инвестиций на корпоративный рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния  рынка корпоративных ценных бумаг  в РФ

 

2.1 Характеристика рынка корпоративных  ценных бумаг РФ

В отличие от рынка  государственных ценных бумаг, который существовал в России на протяжении всего периода ее социалистического развития, рынок негосударственных, или корпоративных, ценных бумаг возродился в начале 90-х годов прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной собственности в 1992 году, а раньше — с образованием акционерных коммерческих банков и бирж.

Условно современную  историю российского рынка корпоративных  ценных бумаг можно разделить  на три этапа.

Первый этап (1990 — 1992 года) — создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж.

Информация о работе Механизм функционирования рынка корпоративных ценных бумаг