Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
дать понятие и общую сущность трансакционных издержек;
проанализировать классификацию трансакционных издержек;
уточнить понятийный аппарат некоторых экономических категорий;
проанализировать динамику трансакционных издержек;
рассмотреть основные пути снижения трансакционных издержек и связанные с ними проблемы в условиях переходной экономики России.
Введение 2
Трансакционные издержки 5
Управление трансакционными издержками 21
Заключение 26
Литература 27
Содержание
Введение
Трансакционные издержки
Управление трансакционными издержками 21
Заключение
Литература
Введение
Последние два века капиталистическая
экономика развивалась в
Введение в экономический анализ понятия трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением. Признание "небесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций".
Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что, так или иначе, отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.
Исследованию этих проблем, как с теоретических, так и с практических позиций, посвятили свои труды следующие российские ученые: Абалкин Л.И., Агангебян А.Г., Безруких П.С., Булатова А.С., Кантор Л.М., Гильде Э.К., Палий В.Ф. и многие другие, а также зарубежные авторы: Б. Естрем, р. Ленквист, Ф. Котлер, У. Ульсон, П. Хейне.
В большинстве этих трудов рассматриваются теоретические и практические аспекты сущности издержек и основные направления их снижения как в глобальном масштабе, то есть всей экономики, так и ее отдельных крупных отраслей, а также на предприятиях.
В специальной литературе, посвященной проблеме трансакционных издержек, рассматриваются также вопросы, связанные с методикой их учета, управлением издержками, а в связи с их управлением, следовательно, и планирование, контроль, выявление резервов и т.д. Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли отечественные и зарубежные ученые Аксеенко А.Ф., Вайншенкер Р.И., Ерофеева В.А., Майданчик Б.И., С.А. Николаева, С.С.Сатубалдин, Я.В. Соколов, С.А. Стуков, В. Ткач, М. Ткач и другие.
Целью курсовой работы является
выявление экономических и
Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об трансакционных издержках с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Объектом курсовой работы является целостная экономическая система России, а также сфера материального производства и отдельные предприятия в ней.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
Трансакционные издержки
Концепция трансакции. Сущность и происхождение трансакционных издержек. Понятие «трансакция»
Если обратиться к английскому слову «трансакция» (transaction), то в нем можно выделить две составные части. «Транс» ( trans) в данном контексте означает «между», «акция» ( action) –«действие». Это означает, что ближе всего по смыслу к данному иностранному термину находится русское слово «взаимодействие». Ключевым в данном случае является отличие трансакции от более широкого понятия – «операция». Операция может совершаться субъектом без прямого контакта с кем-либо (например, рабочий на конвейере закручивает гайку). Трансакция, напротив, совершается «коллективно» (операционист банка принимает поручение клиента). Таким образом, трансакция – любая операция (действие, акт) субъекта экономики, в котором участвует хотя бы один контрагент.
В соответствии с нашим определением, трансакции могут быть как «внутрифирменные» (в роли «контрагентов» выступают коллеги – сотрудники одной и той же фирмы), так и «рыночные» (в этом случае взаимодействуют сторонние партнеры). Примеры трансакций многообразны: от издания приказа и отпуска материалов со склада до подписания контракта и отправки партии товара клиенту.
Другая классификация трансакций восходит к американскому экономисту английского происхождения Дж. Коммонсу.
В ней различаются:
1) добровольный обмен (трансакция-сделка). Суть такого обмена – передача из рук в руки прав собственности на экономические блага (например, в результате продажи автомобиля). Сюда же можно отнести всю совокупность внутрифирменных трансакций по физическому перемещению ресурсов. Трансакция происходит, когда товар или услуга пересекает границы технологических процессов: это акт перехода от заключительной точки одной технологической стадии до начальной точки другой;
2) трансакция управления. Данный вид взаимодействия отличает неравноправное (асимметричное) положение сторон. Право принимать решение принадлежит только одному участнику трансакции, и добровольный обмен уступает место отношениям подчинения. К данному типу трансакций относят любые действия, которые одним словом можно охарактеризовать как «руководство»: приказ о найме сотрудника, распоряжение на открытие счета в банке и т.д.;
3) трансакция нормирования (
Трансационные издержки
В современном мире очень немногие предпочитают существовать изолированно, подобно Рональдом Крузо. Большинство людей живет в обществе, в котором процесс взаимодействия происходит постоянно и вызывает определенные затраты ресурсов, именуемые трансакционными издержками или издержками взаимодействия. Этот феномен, открытый в 1937 году американским экономистом Рональдом Коузом, сопровождает любую экономическую активность субъектов. Он проявляется в любой трансакции подобно тому, как в работающих машинах и механизмах неизбежно возникает трение. Сразу отметим, что данная категория – одна из самых сложных в экономической теории, и она, безусловно, шире, чем просто разновидность производственных затрат предприятия. Это целое явление экономической жизни, которое, как и трение, встречается повсеместно и определяет сущность и формы протекания многих других процессов и явлений. Не случайно в самом начале говорилось, что «трение» сопровождает любую экономическую активность субъектов. С трансакционными издержками сталкиваются и фирмы, и домохозяйства, и государство. В какой роли не выступал бы субъект: в качестве продавца, потребителя, налогоплательщика или чиновника, ему не избежать затрат ресурсов, связанных с поиском информации, контролем, выбором и принятием решений.
Итак, под трансакционными издержками понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики. Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса. Именно из-за этой «обеспечивающей» роли трансакционные издержки часто сравнивают с затратами энергии на преодоление трения в механических системах. Наиболее удачные определения трансакционных затрат предлагают нобелевские лауреаты, американцы Дуглас Норт и Кеннет Эрроу. Д. Норт трактует издержки трансакций как «состоящие из затрат по оценке полезных свойств объекта обмена, по разграничению прав и принуждению к их соблюдению». К. Эрроу приводит расширенный вариант трактовки: «затраты на управление экономической системой».
Во всей массе «экономического трения» самый большой и самый важный блок трансакционных издержек – издержки, сопровождающие деятельность фирмы. С точки зрения предприятия, все его затраты можно поделить на две категории: трансформационные и трансакционные. Первые подробно рассматриваются в учебниках по микроэкономике, где они именуются издержками производства.
Действительно, данная категория затрат связана непосредственно с изготовлением товара и применяемой технологией производства. Но в реальности фирмы сталкиваются и с трансакционными издержками (как внутри компании, так и вне ее), которые зависят от числа трансакций и избранных форм взаимодействия.
Любой менеджер-практик знает, что фирма тратит немалые ресурсы и усилия для оценки значимых параметров благ, контроля партнеров и принуждения к выполнению соглашений. Поручительства, гарантии, торговые марки, затраты по сортировке и классификации, хронометраж рабочего времени, наем агентов, третейские разбирательства, посредничество и, конечно, целая система юридического процесса – все это отражает всепроникающий характер «трения» в экономической системе. Первые попытки измерения трансакционных издержек в масштабах национальной экономики, предпринятые в 1970 году, показали, что доля данных затрат в ВНП составляла 47 - 55. В настоящий момент эта цифра, по некоторым оценкам, превышает 60%.
Источники «трения»
Откуда берется экономическое «трение»? Другими словами, что делает трансакции дорогими? На этот вопрос нельзя ответить односложно. Тем не менее, ключом к пониманию трасакционных издержек является затратность информации. Любая информация, которая требуется субъектам в процессе производства, обмена и потребления, достается ценой определенных усилий. В том случае, когда мы выступаем в роли потребителя, нас интересует наличие и степень проявления ценных свойств, заключенных в данном благе, а также информация о ценах на данном рынке и на рынках товаров- субститутов. Издержки поиска соответствующей информации будут измеряться, в основном, потраченным временем. Наиболее ценная информация для производителя, к примеру, включает в себя данные о вкусах потребителей, современных технологиях, поведении конкурентов. Получение этой информации связано, главным образом, с платой труда сотрудников фирмы, а также вознаграждением посредников, оплатой услуг маркетологов и т.д.
Другим источником «трения» является крайне высокий эгоизм субъектов. Современная экономическая теория отмечает склонность людей к «оппортунизму»: наши эгоистические мотивы иногда граничат с коварством. Это проявляется в сокрытии информации, ее преднамеренном искажении, обмане, мошенничестве и т.д. (Первое значительное исследование на эту тему касалось экономики США.)
Причем разгадать истинные намерения наших партнеров довольно сложно. Мир устроен так, что информация распределена неравномерно (имеет место «информационная асимметрия»), и мы не можем с легкостью получить все те данные, которыми пользуется наш контрагент. Кроме того, наши аналитические возможности не безграничны. Субъект экономики «ограниченно рационален»: он не может мгновенно проанализировать все данные и принять оптимальное решение в своих интересах.
Даже если исчерпывающая информация для нас кем-то специально подобрана и в нужный момент предоставлена, ее необходимо «переварить» (Неоклассическая теория данные проблемы не затрагивает в принципе. В ней не предполагается, что кто-то может уклоняться от выполнения обязательств либо заниматься мошенничеством. (В реальной жизни, напротив, это одна из основных проблем). Неудивительно поэтому, что взаимодействие субъектов экономики в реальных условиях не проходит столь гладко и без издержек. И теория, и сама экономическая практика говорят о том, что часть своих ресурсов и времени субъектам приходится тратить на поиск нужной информации и ее анализ, переговоры и убеждение партнера, разъяснение своей позиции и достижение компромисса, безопасность и улаживание конфликтов.