Минимизация трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
дать понятие и общую сущность трансакционных издержек;
проанализировать классификацию трансакционных издержек;
уточнить понятийный аппарат некоторых экономических категорий;
проанализировать динамику трансакционных издержек;
рассмотреть основные пути снижения трансакционных издержек и связанные с ними проблемы в условиях переходной экономики России.

Содержание

Введение 2
Трансакционные издержки 5
Управление трансакционными издержками 21
Заключение 26
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 83.91 Кб (Скачать файл)

Феномен трансакционных затрат изменил представление ученых о  рыночной экономике и предопределил направление последующего развития экономической науки. Неоинституциональной школой создается новая теоретическая концепция, допускающая положительные «издержки взаимодействия». Она более реалистична, носит целиком позитивный характер и тем самым восполняет пробелы «неоклассики». И если для «неоклассического мира» «трение» не характерно вообще (frictionless world), то в неоинституциональной теории оно является одним из основных предметов исследования.

 

Виды трансакционных издержек

 

Внешние (рыночные) трансакционные издержки

Понятие трансакционных издержек было введено Рональдом Коузом1 в 30–е годы его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирмы. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. . Развивая свою идею в более поздней работе 1960 года, он пишет, что издержки «использования рыночного механизма» проистекают из необходимости «выяснить, с кем можно совершить сделку, выйти к контрагенту со своими предложениями, провести переговоры, составить контракт, убедиться в том, что его условия приемлемы» и т.д.

 

Рыночные издержки состоят, таким образом, из затрат на проведение переговоров и поиск информации. Причины их появления нам уже известны. С одной стороны, рынок характеризуется состоянием неопределенности. Субъекты не полностью осведомлены, и им приходится выяснять, кто может купить или продать тот или иной товар и на каких условиях. С другой стороны, рыночные трансакции не обезличены. Если стороны решили заключить сделку, им необходимо побольше узнать друг о друге, оценить, насколько это возможно, способность контрагента успешно выполнить свои обязательства. Для выработки приемлемых условий контракта необходимы переговоры (иногда с участием юристов). Кроме того, требуются мероприятия по мониторингу в течение всей сделки, а в случае попыток «уклонения» партнера от исполнения своих обязательств должны быть предприняты действия по его принуждению (в рамках действующих «правил игры») к соблюдению принятых ранее условий.

Классифицировать рыночные издержки можно следующим образом:

• расходы на подготовку контракта (поиск информации);

• расходы на заключение контракта (переговоры и принятие решений);

• расходы на мониторинг и отстаивание своих интересов.

 

Поиск информации

Как мы уже отметили, субъект, который хочет заключить сделку, будет вынужден провести поиск партнера, и этот поиск обязательно приведет к издержкам. Причем издержки могут быть прямыми (в случае, если мы совершаем конкретные действия, такие, как реклама, или наносим визит потенциальному клиенту), либо косвенными (если мы создаем «организованный рынок» – биржу, ярмарку и т.д.). В целом можно выделить три группы расходов, которые связаны с информацией и ее поиском:

• издержки, связанные с  «общением» сторон (почтовые, курьерские, телефонные расходы, аренда «переговорных» комнат и т.д.);

• издержки поиска информации о ценах различных поставщиков  и покупателей того или иного продукта;

• расходы на тестирование и контроль качества;

• издержки подбора квалифицированного персонала (Данная проблема – одна из крупнейших в сфере услуг. Подбор квалифицированного персонала – внушительная статья трансакционных расходов компаний, работающих в данной области).

Особого внимания с нашей  стороны заслуживает вторая статья расходов. Поиск информации о поставщиках и клиентах – одна из существенных проблем современной фирмы. К примеру, если мы собираемся «продвигать на рынок» новый продукт, нам необходимо понять, что именно хочет от этого продукта покупатель (какие свойства товара для него имеют наибольшее значение). Вариантов может быть несколько: большинство товаров имеет массу параметров качества, среди которых наверняка есть определяющие. Кроме того, значение имеет простота и скорость покупки, уровень сервиса, стабильность качества и многое другое. Для того чтобы выяснить, какие критерии оказывают наибольшее влияние на выбор потребителем товара, может потребоваться специальное маркетинговое исследование, включающее в себя интервью с потенциальными клиентами. После этого выдвигается гипотеза, проводится ее тестирование и принимается решение. Подобные работы, как правило, заказываются фирмами в специализированных маркетинговых агентствах и обходятся недешево. С другой стороны, сэкономив на данных затратах, можно совершить серьезную ошибку.

 

Переговоры и  принятие решений

Эти издержки возникают в  том случае, когда суть сделки примерно ясна и стороны торгуются, пытаясь получить для себя наиболее выгодные условия. Это значительная категория расходов уже потому, что ведение переговоров и принятие решений – функция самых высокооплачиваемых сотрудников компании. Их рабочее время, которое проводится, в основном, на встречах и совещаниях, – прямая и основная статья в рамках данной категории затрат.

 

Контроль и  принуждение

Как мы знаем из практики, наличие подписанного контракта  с партнером автоматически не гарантирует нам исполнение обязательств по этому контракту. Кто бы ни являлся нашим контрагентом по сделке, мы должны контролировать соблюдение сроков, соблюдение параметров качества, объемов поставок и т.д. Все эти мероприятия проводятся за счет фирмы ее сотрудниками либо приглашенными специалистами. В любом случае контроль и принуждение (enforcement) являются неотъемлемой и очень важной частью любого бизнеса. Как справедливо заметил однажды американский экономист О. Уильямсон, «великодушные структуры, подразумевающие у своих членов честность, открытость и чистоту намерений, легко оккупируются и эксплуатируются субъектами, которые не обладают названными качествами». Иными словами, перестань мы контролировать наших партнеров, они непременно начнут нарушать свои обязательства даже там, где такого ранее не наблюдалось.

 

Уильямсон Оливер Итон родился в 1932 г. в США в штате Висконсин. Учился в Массачусетском институте технологии, где получил степень бакалавра наук (1955), магистратуру окончил в Стэнфордском университете (1960). В 1955 - 1958 гг. он трудился на государственной службе. Получив степень доктора философии в Университете Карнеги-Меллона (1963), он преподавал в Пенсильванском и Йельском университетах. В 1988 г. Уильямсон занял должность профессора Калифорнийского университета.

Заслуга разработки Теории трансакционных издержек, которая является составной частью неоинституционализма, в первую очередь принадлежит двум экономистам – Р. Коузу и О. Уильямсону. Заслуга О. Уильямсона состояла во введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек. По мнению О. Уильямсона, трансакции различаются по трем главным признакам: степени их специфичности, повторяемости и неопределенности.

С его точки зрения, чем  более общий, краткосрочный и  однозначный характер носит сделка, тем больше оснований либо вообще обходиться без ее юридического оформления, либо ограничиваться составлением простейших контрактов. Напротив, чем более специальный, повторяющийся и неопределенный характер она имеет, тем выше трансакционные издержки и тем сильнее стимулы к тустановлению долговременных отношений между участниками.

Развивая анализ Коуза, О. Уильямсон, как и другие сторонники трансакционного подхода, предложил различные классификации трансакционных издержек.

Особое значение О. Уильямсон  придает специфичности используемых ресурсов. Как показал О. Уильямсон, в результате инвестиций в специфические активы предпринявший их агент оказывается «заперт» в сделку со своим нынешним партнером. Если до этого у него мог быть выбор среди достаточно большого числа примерно равноценных контрагентов, то теперь их круг сужается до одного. Разрыв отношений становится равнозначен потере капитала, воплощенного в специфических активах, так как они приспособлены к особенностям данного партнера и имеют малую ценность для всех остальных.

Это превращение исходной конкурентной ситуации в конечную монопольную О.Уильямсон назвал «фундаментальной трансформацией», которая расценивается им как одно из главных препятствий на пути рыночного обмена.

Огромный вклад О. Уильямсоном  был внесен в трансакционную теорию фирмы. Его книгу «Экономические институты капитализма» (1985 г.) можно считать настоящей энциклопедией трансакционного подхода. Уильямсон не отрицает, что фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение – тип «регулятивных структур» (governance structure). По его мнению, фирмы отличаются, прежде всего, особым механизмом регулирования контрактных отношений.

Благодаря теории трансакционной экономики Оливера Уильямсона современная экономическая наука приобрела большую реалистичность, открыла широкий спектр явлений деловой жизни, улучшающий формы деловой практики.

 

Итак, для того чтобы не допустить злоупотреблений по отношению  к своей организации со стороны«третьих лиц», субъектам необходимо:

• оценить соответствие всех наиболее важных параметров обмениваемого  блага;

• не допустить нарушения  своих прав;

• проконтролировать соблюдение всех взятых партнерами обязательств.

Необходимо отметить, что  контроль и принуждение – крайне сложные и дорогостоящие процедуры. В качестве примера здесь можно привести контроль над налогоплательщиками со стороны государства.

Для проверки правильности исчисления налогов, своевременности  и полноты их уплаты государству приходится содержать солидный аппарат, состоящий из экспертов (налоговых работников) и «силовиков» (налоговых полицейских). Средства, отчисляемые на работу данных служб, весьма значительны. Тем не менее расходы окупаются, так как желание субъектов экономики уклоняться от уплаты налогов снижается с ужесточением процедур контроля.

 

Издержки измерения.

Любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. В  акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причём точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством  в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью  экономии этих издержек обусловлены  такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные  ярлыки, приобретение партий товаров  по образцам и т.д.

 

Издержки спецификации и защиты прав собственности.

В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль. В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения, прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

 

 Издержки оппортунистического  поведения.

Это самый скрытый и, с  точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек. Различают две основных формы оппортунистического поведения.

Первая носит название «моральный риск». Моральный риск возникает  тогда, когда в договоре одна сторона  полагается на другую, а получение  действительной информации о поведении  субъекта требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического  поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей  отдачей, чем от него требуется по договору.

Вторая - так называемое «вымогательство» (hold-up). Возьмем, к примеру, рабочего, приобретшего за много лет сотрудничества с одной и той же фирмой какие-то уникальные навыки. С одной стороны, на любом другом месте его квалификация и мастерство имели бы меньшую ценность, а значит, и заработная плата была бы ниже. С другой стороны, и фирма получает от него большую отдачу, чем от любого новичка, не знакомого со спецификой ее деятельности. Рабочий и фирма становятся в известной мере незаменимыми, "взаимоспециализированными" друг по отношению к другу. В условиях двусторонней монополии, когда ни одному из участников нельзя найти адекватной замены на рынке, возникает дополнительный чистый доход - квази-рента, которая должна каким -то образом делиться между ними. Но существует она лишь до тех пор, пока длится сотрудничество. Расторжение или невозобновление сделки грозит полной потерей капитала, воплощенного в специальных активах.

Это и создает почву  для "вымогательства". У каждого  из партнеров появляется возможность шантажировать другого угрозой прервать с ним деловые отношения. Например, фирма может пригрозить опытному рабочему увольнением, если он не пойдет на снижение заработной платы. Землевладелец может шантажировать компанию, которая выстроила на его участке завод, расторжением арендного договора. Цель такого вымогательства - присвоение всей квази-ренты или, по крайней мере, резкое увеличение своей доли в ней.

Информация о работе Минимизация трансакционных издержек