Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:33, контрольная работа
Международная торговля является исторически и логически первой формой хозяйственных связей в мировой экономике. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость.
Международная торговля является исторически и логически первой формой хозяйственных связей в мировой экономике. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость. Современные МЭО, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и коопериро
Международная торговля велась и в эпоху рабовладения, существовала она и при феодализме, но лишь с разложением последнего и возникновением капиталистических отношений она начинает интенсивно развиваться. С созданием национальных государств на первых этапах развития капитализма и возникновением машинного производства начинается процесс зарождения специализации стран на производстве того или иного вида продукции.
Появление крупных промышленных предприятий на этапе развитого капитализма привело к массовому производству товаров, быстро перерастающему рамки национальных хозяйств. На этом этапе происходит становление процесса международного разделения труда.
Под термином «мировая торговля» понимается
торговля какой-либо страны с другими
странами, состоящая из оплачиваемого
ввоза и оплачиваемого вывоза товаров. Международная торговля характеризуется
тремя основными показателями: товарооборотом (
Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и имп
Стоимостный объем подсчитывается за
определенный отрезок времени в текущих
(изменяющихся) ценах соответст
Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.
Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран
Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что:
– во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;
– во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;
– в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;
— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.
Историческое развитие теории мировой торговли представлено в таблице 1.
Таблица 1. «История развития теории мировой торговли»
Наименование теории, труда |
Представители |
Основные направления, взгляды |
«Исследование о природе и причинах богатства народов» |
Адам Смит |
Основа развития международной торговли - различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки на его производство абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже. |
«Начала политической экономии налогооблажения» |
Дэвидом Риккардо |
Сформулировал теорию сравнительных издержек. Показал, что абсолютные преимущества являются частным случаем более общей модели, которая получила название теории сравнительного преимущества. Он считал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. |
Модель Хекшера – Олина |
Эли Хекшером |
«Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии». |
Модель Хекшера-Олина-Самуэльсона |
П.Самуэльсон |
Модель пригодна для объяснения процессов торговли между монополиями и колониями, когда первые – развитые, а вторые – сырьевые придатки. |
Парадокс Леонтьева |
Василий Леонтьев |
Он выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. |
Теория конкурентного преимущества страны |
Майкл Портер |
Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего четыре главных свойства («детерминанта») экономики, создающих благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны: 1. Состояние спроса; 2. Устойчивая стратегия; 3. Структура и соперничество; 4. Родственные и поддерживающие отрасли. |
Мировая торговля, зародившаяся несколько
веков назад, внесла неоценимый вклад
в развитие человеческой цивилизации.
Будучи исторически первой и основной формой международных экономических
отношений, она способствовала возникновению
и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных
корпораций, международные валютные и кредитные
отношения, обмен патентами, лицензиями и переда
Поэтому вполне закономерно и оправдано, что на протяжении многих столетий внешняя торговля находилась и ныне находится в центре внимания не только ученых, политиков, государственных и общественных деятелей, но и широких кругов общественности. Вопросы внешней торговли перестали быть уделом отдельных государств. Они стали заботой всего мирового сообщества. Ведь с плодами ее деятельности каждый из нас встречается постоянно и на каждом шагу. Более того, от состояния дел во внешней торговле в решающей степени зависит благополучие мировой экономики, процветание отдельных народов и даже граждан.
Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованием металлорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализма ознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.
Наличие металла, выгодное транспортно-географическое положение, высокая концентрация сельскохозяйственного производства способствовали развитию тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.
Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (например, использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационного обеспечения процессов. Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами:
По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Особенности размещения
Тяжелое машиностроение выпускает горно-шахтное, подъемно-транспортное, металлургическое оборудование, оборудование для химической и строительного комплексов, путевые машины (бульдозеры, экскаваторы, катки, грейдеры) и другие. Оно является металлоемких, поэтому тяготеет к металлургическим базам; одновременно оно - громоздкое, поэтому тяготеет к потребителю. Продукция этой отрасли выпускается небольшими партиями или даже единичными образцами (паровые котлы, турбины,прокатные станы ) и является трудоемким.
Уровнем развития тяжелого машиностроения выделяются прежде развитые страны, где есть тяжелая промышленность. Среди стран, тяжелое машиностроение ориентируется на добывающую промышленность (добыча нефти, газа, руды, угля) или на металлургическую промышленность (Индия, Бразилия, Аргентина ).
Транспортное машиностроение состоит из производства автомобилей, морских и речных судов, локомотивов, вагонов, трамваев, троллейбусов и т.п.. Оно ориентируется преимущественно на развитые страны, где есть значительный спрос на эту продукцию, а также на сырьевую базу.
Автомобилестроение обозначено большой капиталоемкостью, а острая конкуренция обуславливает высокий уровень монополизации. Крупнейшими монополиями по производству легковых автомобилей является «Вольво», «Даймлер-Бенц», ФИАТ, БМВ, «Дженерал-моторс», «Форд-мотор», «Тойота», «Ниссан», «Опель». Среди регионов лидерство держит Северная Америка. Среди стран выделяются США, Япония и Франция.
АвтоЗАЗ-Daewoo в Украине наладил выпуск автомобиля «Таврия» улучшенного качества и трех моделей «Daewoo». В Ильичевске начато составление моделей Leganza,Nubira, Lanos.
Компания General Motors в рамках совместного предприятия АвтоЗАЗ-Daewoo инвестировала в автомобилестроение 100 млн дол. для сборки Opel Astra и Vectra. В Луцке создан СП по сборке шестой модели ВАЗ, а в Мелитополе на базе недавно построенного моторного завода налажен выпуск двигателей фирмы «Рено», в том числе для СП «Рено-ЛАЗ» по производству новых автобусов.
Выпуск автомобилей в России снизился, Украина в 1998 г. выпустила 25,7 тыс. легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение сосредоточено в таких странах, как США, Канада, Япония, ФРГ, Россия, Чехия, Беларусь. Здесь производятся грузовики большой и средней грузоподъемности. Крупнейшие центры: Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород в России, Минск и Жодино в Беларуси, Дирборн в США, Нагоя в Японии, Копршивниця в Чехии (грузовики «Татра») Японии ( Mitsubishi, Nissan, Hino), Италии ( Iveco ), Швеции (Volvo), Франции (Renault), ФРГ и США (Даймлер-Крайслер, Mercedes, MAN ), а также модели Scania и DAF. Россия с Украиной образовали 4 СП по сборке небольших грузовиков «Газель» в Симферополе, Ильичевске, Кременчуге и Киевской области.
Производство автобусов сосредоточено в ФРГ («Мерседес»), Венгрии («Икарус»), Украина (ЛАЗ), России (ПАЗ, ЛИАЗ), США, Японии, Швеции (Вольво), Франции (Рено).
Производство мотоциклов сосредоточены в Японии (Suzuki, Jawa, Jamaha, Kawasaki, Honda); ФРГ (BMW), Франции (Pegeout), США и Италии.
Локомотивостроение исторически сложилось там, где была развита сеть железных дорог: в Западной Европе, России, Украины, США, Японии. В большинстве развитых стран выпускают и используют электровозы (исключение США, где высок удельный вес тепловозов), а в развивающихся странах, применяют тепловозы и паровозы. Новейшие типы локомотивов вводит Япония, скорость движения на ее специальных скоростных железных по Тихоокеанскому поясу - самая высокая. В США разработан новый тип скоростного железнодорожного состава, который будет двигаться со скоростью 240 км / час и станет одним из самых надежных с точки зрения безопасности движения. В Украине тепловозы и электровозы производятся в Луганске, Харькове и Днепропетровске, трамваи - в Луганске, троллейбусы - в Днепропетровске.