Мировые денежные системы, их история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 04:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении основных особенностей, раскрытии и подробном изучении мировой денежной системы, знакомство с денежными системами разных государств. Задачи:
- раскрыть сущность и значимость мировой денежной системы в целом;
- дать определение понятию «денежная система»;
- выявить основные элементы денежной системы и ее виды;
- рассмотреть и проанализировать денежные системы ряда ведущих западных государств;
- выявить различия в их рыночных моделях денег, кредита и банков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………………………………5
Глава 1.Общая характеристика мировых денежных систем…………………………5
История развития мировых денежных систем…………………………………….5
1.2 Понятие, элементы и типы денежной системы………………………………….10
Глава 2 .Мировые денежные системы, их история и современность………………17
2.1Денежная система РФ: показатели и проблемы функционирования в современных условиях ……………17
2.2 Мировые денежные системы………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Денежные системы.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

10. Система рыночного установления валютного курса на основе «корзинки» валют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Мировые денежные системы, их история и современность

 

2.1 Денежная  система РФ: показатели и проблемы  функционирования в современных  условиях

 

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, устанавливает правовые нормы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Официальной денежной единицей является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ). Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати. В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области  изготовления денежных знаков. Центральный  банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

Ключевой проблемой социально-экономического развития общества является радикальное преобразование механизма организации его денежных отношений, выявление места и роли денежного хозяйства в расширении макроэкономических связей воспроизводственного процесса современной России. Действующие в условиях рыночных отношений экономические категории — финансы, деньги и кредит - в реальном секторе функционируют взаимообусловлено и кумулятивный эффект действия этих категорий значительно шире, чем эффект каждой из них. Последние объединены общей категорией - денежное хозяйство, ибо объективно эти три категории имеют денежную базу. Денежное хозяйство государства представляет собой систему денежных отношений, опосредующих воспроизводственный процесс, содержание и значение которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. В качестве основного метода, направленного на урегулирование проблемы бюджетного дефицита, использовалась фидуциарная эмиссия Центрального банка РФ, что привело к резкому росту денежной массы и, соответственно, инфляции. Денежная эмиссия в 1992 г. выросла по сравнению с предыдущим годом почти в 17 раз, в 1993 г. — в 7,2 раза и в 1994 г. — в 2,1 раза соответственно. Увеличение денежной массы происходило, прежде всего, за счет роста объема денежной базы. В свою очередь, рост последней был связан как с налично-денежной эмиссией, так и с активным кредитованием ЦБ РФ государства, коммерческих банков, а также конкретных юридических лиц, определяемых по решению Правительства РФ в рамках программ конверсии военного производства, развития сельского хозяйства и т.п., через определенные коммерческие банки. Однако рост инфляции в России в переходный период связан не только с избытком денежной массы, а в первую очередь с практикой монопольного повышения цен при отсутствии конкуренции.

 Монопольные структуры  в производственной и монопольного  установления цен. 

Кроме того, специфическим  фактором, способствовавшим росту цен  в условиях российской экономики  при ее переходе к рынку (этот фактор сохраняет свое действие и в настоящее время), явилось то, что цены поднимали не столько производители, сколько посредники-перекупщики в сфере оптовой и розничной торговли (розничные цены на товары и услуги в несколько раз превышали цены производителей). Все это в совокупности обеспечивает инфляционный рост ВВП и денежной массы в стране.

В период с 1991 по 1995 г. рост денежной массы отставал от роста  потребительских цен в 3,5 раза, цен  производителей в промышленности —  в 6,9 раза, транспортных тарифов —  в 18,3 раза. Стремительный рост цен, с одной стороны, и денежный голод, с другой, стали одной из причин резкого падения объема предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении, снижения ВВП и падения инвестиций, что, в свою очередь, вновь подстегивало раскрутку инфляционной спирали.

В 1992 г., принимая во внимание рекомендации МВФ, правительством был  выбран путь, направленный на ужесточение  денежной, кредитной и финансовой политики в целях сокращения темпов роста денежной массы и государственных  расходов. В качестве основной задачи макроэкономической политики был выбран курс, нацеленный на снижение инфляции до уровня, не являющегося запретительным для производственных инвестиций (менее 40% в год). Основным инструментом регулирования инфляционных процессов была избрана рестрикционная монетарная, кредитная и фискальная политика. В этом, на наш взгляд, состояла основная ошибка правительства. Исключив из зоны своего внимания немонетарную составляющую инфляции, правительство пошло на увеличение налоговых ставок, что незамедлительно отразилось на росте издержек предприятий, в том числе и в сфере монопольного производства. Данные меры привели к еще большему росту цен, в результате инфляция спроса, имевшая место в России первоначально, переросла в инфляцию издержек. Ограничительная денежная политика, направленная на сокращение количества денег в экономике, привела к росту процентных ставок и, следовательно, удорожанию заемных ресурсов.

Это повлекло за собой  снижение возможности предприятий  в сфере модернизации основных фондов вследствие нехватки внутренних инвестиционных источников, ограничение притоков внешних инвестиций, уклонение от налогов и иных обязательных платежей и обусловило, в свою очередь, повышение доли наличных денег в структуре денежной массы до 35 — 40 %.

Как элемент финансового механизма налоговое регулирование является инструментом воздействия государства на деятельность и результаты деятельности предприятий и сфер хозяйствования, осуществляется через опосредованное воздействие на экономическое поведение предприятий и населения и в ходе своего осуществления приводит в действие множество рычагов и стимулов, способствующих наиболее эффективному осуществлению деятельности.

Налоговое регулирование  денежной системы осуществляется посредством  налогового механизма, в котором  заключены различные методы налогового регулирования, а именно: введение или отмена налогов, определение субъектов и объектов налогообложения, уточнение порядка формирования налоговой базы, снижение или повышение налоговых ставок, предоставление или отмена льгот, усиление или ослабление налоговых санкций, тем самым государство воздействует на экономику на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, исходя из общенациональных интересов и приоритетов социально-экономического развития.

Таким образом, налоговый  механизм может выступать в качестве средства обеспечения расширения сферы денежного хозяйства, повышения финансовой устойчивости государства или, наоборот, фактора усиления угроз и рисков. Очевидно, это зависит от особенностей этапа экономического развития, характера проводимой государственной экономической политики.

Эффективность налогового механизма и регулирования в  целом характеризуется количественными (долей налогов в ВВП, удельным весом различных налогов, как  в общей сумме налоговых поступлений, так и в ВВП, пропорциями распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы) и качественными показателями (рост рентабельности производства и инвестиций, повышение благосостояния хозяйствующих субъектов и граждан, финансовая самодостаточность территорий (субъектов федерации и муниципальных образований). Эффективность налоговой системы падает с количеством налогов и тяжестью налогообложения.

В нашей стране реальная налоговая нагрузка, по оценкам разных экспертов, составляет до 40 % национального  дохода, в то время как фактическая собираемость налогов только с 2000 г. вышла на максимально возможный уровень с 80 — 85 %-ной отметки, наблюдавшейся ранее.

Отметим, что в условиях современной России созданы довольно благоприятные условия для снижения налоговой нагрузки на экономику в виде нарастающего профицита федерального бюджета. Так, складывающиеся темпы накопления средств в Стабилизационном фонде РФ существенно превысили оценки, принятые в бюджетных расчетах на 2004 — 2007 гг. Это было связано, прежде всего, с высокими мировыми ценами на нефть, существенно превосходящими самые благоприятные варианты предполагаемых расчетов.

В результате, поданным Министерства финансов РФ, совокупный объем Стабилизационного  фонда РФ достиг в 2006г. уровня почти 9 % к ВВП.

Анализ фактического использования средств Стабилизационного  фонда РФ с момента его образования  по 1 -е полугодие 2007 г. показал, что  для приобретения иностранной валюты и осуществления платежей по погашению  и обслуживанию государственного внешнего долга РФ в совокупности из Стабилизационного фонда было потрачено 4 328,7 млрд руб., или более 90 %.

Таким образом, с момента  своего появления и до настоящего времени Стабилизационный фонд используется как один из инструментов регулирования  денежной массы за счет искусственного сжатия платежеспособного спроса посредством ограничения государственных расходов. Мы полностью разделяем точку зрения экономистов, считающих, что главная проблема российской инфляции состоит в том, что с ее преимущественно немонетарными причинами денежные власти борются исключительно монетарными методами, снижая ликвидность и конкурентослособность несырьевой экономики.

 

Подобный метод борьбы с инфляцией был бы, на наш взгляд, приемлем, если бы она была связана  только с избытком денежной массы. Однако инфляция, которая имеет место в России в последнее время, не носит преимущественно монетарного характера и может быть охарактеризована как инфляция издержек. Возникающий в связи с этим рост инфляции усиливается резким повышением тарифов естественных и неестественных монополий и следующим за этим ростом издержек во всех секторах экономики. Так, за первые 2 мес. 2006 г. индекс потребительских цен составил 4,1 %, а тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 15 %. Влияние повышения цен и тарифов на услуги естественных монополий на темп инфляции, по оценкам, составило около 36 % в 2001 г. против 26% в 2000 г., а влияние монетарных факторов — 27 и 30% соответственно. Следует также отметить, что в последние годы индекс роста тарифов на ЖКХ превышал индекс роста потребительских цен в два раза.

 

2.2 Мировые  денежные системы

 

В различных странах  используются разные денежные системы, и каждой системы есть свои особенности. Одной из особенностей денежной системы  США является длительное существование  биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков – мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. Классификацию денежных систем отдельных государств принято производить по разным ключевым признакам: по виду денег как формы платежного средства, по роли государства в регулировании денежного оборота и т.д .

В различных странах  используются разные денежные системы, и каждой системы есть свои особенности. Одной из особенностей денежной системы США является длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков – мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. В настоящее время США располагают структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это Министерство финансов (казначейство), Центральный банк (ФРС), коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские деньги) билеты от 1 до 10 долларов, серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% наличной денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

Федеральная резервная  система в лице федеральных резервных  банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы. Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек.

Другими формами безналичных  расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек , а также система предуведомленных платежей (банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или , наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае). Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений – заработная плата, пенсии, рентные платежи.

Основную функцию по регулированию денежной системы  выполняет центральный банк США совместно с Министерством финансов.

 

Федеральный резервный  акт внес следующие изменения  в денежную систему страны: он централизовал банкнотную эмиссию; существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

Структура денежного  обращения во Франции разделяется  на два основных понятия: денежная масса и ликвидные средства в экономике. Денежная масса – агрегат М1 – включает в себя наличные деньги, т.е. банкноты и разменную монету, и записанные на счета деньги, которые выпускаются на базе вкладов до востребования в банках, бюро почтовых переводов, казначействе.

Агрегат М2 состоит из агрегата М1 и денег, созданных банками  и другими кредитно-финансовыми  институтами на основе срочных вкладов  и специальных счетов. Все это  называется подобием денег или квазиденьгами. В свою очередь агрегат М3 включает агрегат М2 и вклады в сберегательных кассах, казначейские боны, которые, как правило, размещаются среди населения.

Информация о работе Мировые денежные системы, их история и современность