Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Центральный банк Российской Федерации - высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков…………………4
1.1 Система банковского надзора, его элементы и необходимость проведения…………………………………………………………………………4
1.2 Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности…………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………………..12
2 Тесты…………………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

банковское дело.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

В компетенцию Банка России входит принятие решения о государственной  регистрации кредитных организаций, ведение Книги государственной  регистрации кредитных организаций, выдача лицензий на осуществление банковских операций, приостановление их действия, отзыв. Под регистрацией понимается соответствующая запись уполномоченного государственного органа о создании юридического лица и включении его в государственный реестр специализированных организаций, имеющих право на получение лицензии на осуществление банковских операций. В данном случае решение о регистрации принимается Банком России, а внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами на основании решения Банка России. Акт регистрации придает законность будущей банковской деятельности кредитных организаций и позволяет вести учет, осуществлять банковский надзор и контроль над их деятельностью. Кроме того, организация получает статус юридического лица с момента регистрации в Банке России. Одного факта регистрации еще недостаточно для осуществления банковских операций. Соответствующее право появляется только после получения лицензии на ведение банковских операций от Банка России. Все выдаваемые лицензии можно подразделить на:

    1. Лицензии для вновь созданных кредитных организаций.
    2. Лицензии для уже действующих организаций, выдаваемые в случае расширения ими своих полномочий.

Отозвать лицензию можно  только по основаниям, предусмотренным  Федеральным законом «О банках и  банковской деятельности». Порядок  отзыва лицензии устанавливается нормативными актами Банка. Отзыв лицензии на осуществление  банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается. В организацию, у которой отозвана лицензия, может быть назначен уполномоченный представитель Банка в целях защиты интересов вкладчиков. Его деятельность прекращается с момента создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражного управляющего. Банки часто пытаются обжаловать решения Банка России об отзыве у них лицензии, но попытки в большинстве своем остаются безуспешными.

Таким образом, регистрационно-лицензионные и надзорные функции Банка России – это самостоятельные направления государственной регулирующей деятельность Банка.

Кроме регулирующих, Банк России выполняет  и чисто надзорные функции. Предметами банковского надзора являются выполнение кредитной организацией финансовых нормативов, соблюдение законодательства и банковских правил кредитной организацией, проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности. В первой главе рассмотрены классификации и сделан вывод о разделении банковского надзора на дистанционный и контактный.

В рамках дистанционного надзора Банк России имеет право запрашивать  и получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения поученной  информации.

Поступившая от юридических  лиц информация не подлежит разглашению  без согласия этой организации, за исключением  случаем, предусмотренных законом.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций  выполнения несвойственных им функций  или предоставления информации, не предусмотренной федеральными законами, не связанной с банковским обслуживанием.

Банк не имеет право  устанавливать прямые или косвенные  ограничения на проведение операций с клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Совершение крупных  экономических сделок кредитных  организаций требует предварительного согласия Банка России.

В рамках осуществления  своих надзорных функций Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей акций кредитной организации. В случае выявления неудовлетворительного финансового положения, Банк России может отказать в даче согласия на приобретение акций кредитной организации.

В процессе контактного  надзора осуществляется инспектирование  кредитных организаций. Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк получил информацию о реальном положении кредитной организации. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, что позволит сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Среди объектов инспектирования следует выделить саму кредитную организацию и системные связи кредитных организаций. В каждом из объектов можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: правовые отношения, финансовые отношения, бухгалтерский учет и отчетность.

Вопросы инспектирования  кредитных организаций предусмотрены  Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Инструкцией № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка». Для осуществления своих функций Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции, предусмотренные законом. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся Банком России для осуществления своих функций в области банковского надзора, регулирования и контроля, имеют главной целью определить непосредственно на месте реальное финансовое состояние данной кредитной организации и ее филиалов, выявить ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Указанные проверки не выполняют  задач и не заменяют аудиторских  проверок, проводимых для подтверждения  достоверности бухгалтерского баланса  и отчетности кредитных организаций  и их филиалов, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами для сбора доказательств по находящимся в их производстве уголовным, административным, гражданским и иным делам.

Уполномоченные  представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять  отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение  обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

Банк не вправе проводить  более одной проверки кредитных  организаций и их филиалов по одним  и тем же вопросам за один и тот  же отчетный период. При этом проверке подвергаются только последние пять календарных лет деятельности кредитных организаций, предшествующие году проверки. Повторные проверки возможны, но по основаниям, перечисленным законом:

  1. если проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
  2. по мотивированному решению Совета директоров.

Проверки, проводимые Банком России, могут быть плановые, внеплановые, комплексные, тематические. Внеплановые  проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его  заместителей, руководителя территориального учреждения Банка России. На практике проверки могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые получают информацию о финансовом и правовом положении банка от подчиненных им подразделений. Комплексные проверки предполагают проверку достоверности отчетов, соответствия выполняемых операций законодательству, соблюдения кредитной организацией обязательных экономических нормативов. Комплексные проверки организаций, имеющих филиалы, осуществляются на консолидированной основе, проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах. Тематические проверки осуществляются по отдельным направлениям деятельности кредитной организации или ее филиалов.

Банк России взаимодействует  с кредитными организациями, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, предоставляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. По запросам кредитных организаций Банк обязан в письменной форме давать отчет по вопросам, отнесенным к его компетенции. В целях взаимодействия с кредитными организациями могут создаваться с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются все нарушения и недостатки, если они имеются. При комплексной  проверке составляется общий сводный  акт, включающий сведения обо всех инспектируемых организациях и филиалах. Акт проверки должен быть предоставлен для ознакомления руководителю поднадзорной организации.

По итогам в адрес  кредитной организации должно быть отправлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться  необходимые рекомендации или предписания по устранению недостатков. В случае нарушения законодательства и предписаний Банк России вправе применять принудительные меры, предусмотренные законом, в частности, взыскивать с кредитных организаций штрафы, ввести запрет на осуществление отдельных операций, изменить нормативы, требовать замены руководителей, запретить открытие филиалов, назначить временную администрацию, отозвать лицензию. Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений. общего финансового положения организации, положения кредитной организации на федеральном региональном рынке банковских услуг.

Таким образом, обобщив  все изложенное выше, можно сделать вывод о том, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. За последние несколько лет Банк России заметно активизировал свою деятельность по реализации надзорных полномочий.

 

Заключение

 

В процессе написания  данной работы были определены понятие банковского регулирования, надзора и контроля, их отличительные особенности и сходные черты. Было определено назначение Центрального Банка Российской Федерации, его функции, установлено, каким образом осуществляется надзор за деятельность кредитных организаций.

По результатам проведенных  исследований сделаны следующие выводы.

Банк России является органом банковского регулирования  и надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  и банковскими группами законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов.

В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может для них устанавливать  обязательные нормативы.

Банк России принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций. Для осуществления  своих функций он проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции к нарушителям.

Таким образом, Центральный  банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулированиям и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Основополагающая цель деятельности Банка России – поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты:

1.  Имеет ли Банк России право устанавливать процентные ставки?

а)  да;

б)  нет;

в)  только по операциям Банка России.

 

2.  Выделите методы валютного регулирования и контроля.

а)  анализ отчетности коммерческого банка;

б)  установление валютного  коридора;

в)  сохранение золотовалютных резервов государства.

 

3.  Укажите размер ставки рефинансирования на момент выполнения теста:

а)  21%; 

б)  18%; 

в)  13%;

г)  10,5%;

д)  другое (указать). – 8,25% с 14.09.2012г.(Указание Банка России от 13.09.2012г. №2873-У)

 

4.  Каковы основные цели денежно-кредитной политики?

а)  валютное регулирование;

б)  снижение темпов инфляции;

в)  установление нормативов деятельности банков.

 

5.  Каким образом увеличение  размеров  резервных требований Банка России влияет на денежную массу в обращении?

а)  увеличивает;

б)  уменьшает;

в)  не влияет.

 

6.  Рейтинг банков  включает  следующие критерии  их  устойчивости:

а)  размер капитала;

б)  достаточность  капитала;

в)  рентабельность капитала.

 

7.  Прибыль как финансовый  результат деятельности  банка отражается:

а)  в балансе банка (фора отчетности №1);

б) в форме  отчетности №2.

 

8.  План  счетов Бухгалтерского  учета и Правила его применения определены следующим нормативным документом Банк России:

а) Инструкция  №110 от 14.01.04;

б) Положение   №205 от 05.12.02;

в) Положение   №215 от 10.12.03.

 

9.  Процесс непрерывного  движения денежных средств в наличной и безналичной формах:

Информация о работе Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков