Нормативы перехода к стандартам базель III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:23, реферат

Краткое описание

Базельский комитет банковского надзора - это Комитет органов банковского надзора, основанный управляющими центральными банками стран - членов Группы 10 в 1975 году. В него входят высшие руководители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Обычно комитет проводит свои заседания в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянный секретариат.

Вложенные файлы: 1 файл

НОРМАТИВЫ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ БАЗЕЛЬ III.docx

— 27.08 Кб (Скачать файл)

НОРМАТИВЫ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ БАЗЕЛЬ III

 

 

Базельский комитет банковского надзора - это Комитет органов банковского надзора, основанный управляющими центральными банками стран - членов Группы 10 в 1975 году. В него входят высшие руководители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Обычно комитет проводит свои заседания в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянный секретариат.

На протяжении последних  полутора лет комитет изучает возможность активизации усилий по укреплению пруденциального надзора во всех странах мира, выстраивая свои взаимоотношения со странами, не являющимися членами Группы 10, а также способствуя укреплению пруденциального надзора в странах - членах Группы 10. В частности, комитет подготовил два документа:

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (Базельские основополагающие принципы);

Минимальные стандарты по надзору замеждународными банковскими группами и их трансграничными учреждениями.

Базельские основополагающие принципы призваны служить основной рекомендацией надзорным и другим государственным органам, как в национальном, так и в международном масштабе. Национальным надзорным органам, многие из которых в настоящее время активно стремятся совершенствовать свои режимы надзора, следует использовать прилагаемый документ в  целях  пересмотра существующих надзорных механизмов и инициации программ, направленных на устранение по мере необходимости в рамках их правоспособности любых недостатков и сбоев. Принципы были разработаны таким образом, чтобы они могли поддаваться проверке надзорными органами, региональными надзорными группами а также самим рынком. Предполагается, что МВФ, Всемирный банк и другие заинтересованные  организации  будут  использовать Принципы при оказании содействия отдельным странам в деле укрепления их  надзорных  механизмов в связи с усилиями, направленными на укрепление макроэкономической и финансовой стабильности [1].

В соответствии с решением Комитета по обеспечению стабильности банковской системы от 26 декабря 2011 года (протокол № 16) утвержден предварительный план поэтапного внедрения новых стандартов капитала и ликвидности Базеля III в качестве пруденциальных требований для банков Республики Беларусь, который в целом ориентирован на программу Базельского комитета и рассчитан на четыре года.

В частности, предполагается осуществить:

корректировку определения  структуры капитала, включая выделение  двух компонентов в рамках капитала 1-го уровня – основной капитал «Common Equity Tier 1» и дополнительный «Additional Tier 1»;

упразднение капитала 3-го уровня;

введение единых критериев  инструментов капитала каждого уровня;

определение регулятивных вычетов  из капитала (основная часть вычетов  будет применяться к основному  капиталу, при этом предполагается сохранить отдельные вычеты из нормативного капитала);

прекращение признания в капитале инструментов капитала, которые не удовлетворяют критериям Базеля III, с момента внедрения новых требований;

включение в расчет капитала консервационного и контрциклического  буферов;

установление новых дополнительных обязательных нормативов достаточности  компонентов капитала: основного  капитала 1-го уровня и капитала 1-го уровня;

введение показателя левериджа, определяемого как отношение  величины капитала 1-го уровня (новое  определение) к совокупной величине активов и внебалансовых позиций  под риском;

введение двух новых нормативов ликвидности – показателя краткосрочной  ликвидности (определяемого как  отношение совокупности высоколиквидных  активов к чистому оттоку денежных средств в предстоящие 30 дней) и  показателя чистого стабильного  фондирования (определяемого как  отношение имеющегося в наличии  стабильного фондирования к необходимому объему стабильного фондирования);

внедрение инструментов мониторинга  ликвидности [2].

В плане внедрения Базеля III предусмотрены следующие этапы: разработка методологии расчетов показателей  и информационных технологий формирования и обработки отчетности (2012 год); внедрение методологии в банках (2012–2013 годы); разработка программного обеспечения для приема и обработки отчетности от банков (2013 год); представление банками тестовой отчетности и ее мониторинг Национальный банком Республики Беларусь, доработка методологии, программного обеспечения (2013–2014 годы); представление банками тестовой отчетности в Национальный банк (ежеквартально) и ее мониторинг, подготовка и принятие соответствующего нормативного правового акта (2015 год), определение количественных значений пруденциальных требований на основе мониторинга отчетности, введение пруденциальных требований (нормативов), переход на ежемесячную отчетность с 1 января 2016 года.

Новые международные стандарты  в области капитала и ликвидности, известные под обобщающим названием  Базель III, были разработаны Базельским комитетом по банковскому надзору  в составе комплексного пакета фундаментальных  реформ международной системы банковского  регулирования и надзора, проводимых в целях содействия повышению  устойчивости банковского сектора.

Данный пакет реформ разработан, чтобы нивелировать недостатки систем банковского регулирования и  надзора, выявленные мировым финансово-экономическим  кризисом, начавшимся в 2007 году, и направлен  на повышение способности банковского  сектора амортизировать внешние  и внутренние шоки, связанные с  финансовым и экономическим стрессом, и таким образом снизить риск распространения вторичных эффектов от финансового сектора на реальный сектор экономики.

В связи с начавшимся процессом  внедрения Базель III, в первую очередь  в европейских странах, капитал  которых представлен в банковском секторе республики, белорусские  банки уже столкнулись с требованиями контрагентов-нерезидентов к капиталу, которые даже превышают новые  стандарты. Так, Европейский Союз обязал европейские банки до июня 2012 г. довести  долю основного капитала до 9% от уровня своих активов (минимальное значение нового стандарта с учетом консервационного буфера - 7%) и поддерживать уровень  достаточности нормативного капитала выше данного значения. Крупные внешние  инвесторы, в том числе иностранные  банки, в качестве существенных условий  предоставления средств белорусским  банкам установили аналогичные жесткие  требования в части поддержания  уровня достаточности капитала.

Таким образом, как показывает практика, соответствие международным стандартам капитала и ликвидности становится одним из ключевых условий привлечения  иностранных инвестиций.

Стремясь поддерживать на высоком  уровне стабильность белорусской банковской системы, в том числе путем  внедрения международных стандартов банковского надзора, Национальный банк принял решение о внедрении  стандартов Базель III в Республике Беларусь и разработал соответствующий план мероприятий, который предусматривает  несколько этапов.

На первом этапе Национальным банком разработана и утверждена постановлением Правления Национального банка  методика расчета показателей капитала, левереджа и ликвидности, которая  ориентирована на международные  стандарты Базель III с учетом особенностей национального законодательства и  надзорной практики.

Кроме того, в целях унификации и упрощения работы банков по составлению  расчетов Национальным банком до конца 2012 года будет разработана единая информационная технология составления  и представления форм расчета  показателей (впоследствии - отчетности) [2].

Начиная с III квартала 2013 г. Национальный банк планирует запрашивать у  банков расчеты показателей на ежеквартальной основе вплоть до середины 2014 года с  целью мониторинга их значений, а  также для последующей доработки  методики расчета показателей и  отладки информационной технологии представления форм расчета.

В течение 2015 года планируется ежеквартальное представление банками текстовой  отчетности, на основании мониторинга  которой будут определены количественные значения пруденциальных требований, а также осуществлена доработка  информационной технологии представления  отчетности, программного обеспечения  для приема и обработки отчетности от банков с целью перехода на ежемесячную  отчетность.

С 1 января 2016 г. предусмотрено установление следующих пруденциальных требований (нормативов) безопасного функционирования для банков Республики Беларусь:

норматив достаточности основного  капитала 1 уровня;

норматив достаточности капитала 1 уровня;

норматив достаточности нормативного капитала (с учетом консервационного и контрциклического буфера);

норматив левереджа;

норматив покрытия ликвидности;

норматив чистого стабильного  фондирования.

Учитывая, что нормативные капиталы белорусских банков сформированы без  использования сложных финансовых инструментов и для банков уже  установлены нормативы ликвидности, суть которых в общих чертах аналогична предложенным в Базель III, ожидается, что банки не будут испытывать особых трудностей с адаптацией к  новым стандартам [2].

В то же время Национальный банк намерен  гибко подходить к внедрению  новых подходов, и в случае выявления  в ходе мониторинга существенных затруднений с выполнением новых  пруденциальных требований могут быть оперативно рассмотрены вопросы  о пересмотре сроков внедрения Базель III в целом либо в части отдельных  нормативов.

В соответствии с пунктом 2 постановления  Правления Национального банка  от 24 сентября 2012 г. N 493 рекомендуем  банкам применять методику расчета  показателей капитала, левереджа  и ликвидности параллельно с  методикой расчета нормативов безопасного  функционирования, установленной постановлением Правления Национального банка  Республики Беларусь от 26 сентября 2006 г. N 137 "Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций" [1].

Эффективное внедрение требований Базеля III продемонстрирует регуляторам, клиентам и акционерам, что банк уверенно восстанавливается после мирового банковского кризиса 2008 г. Оперативное внедрение Базеля III также поможет повысить конкурентоспособность банка, поскольку оно даст руководству более полное видение бизнеса, а это, в свою очередь, позволит предприятию выгодно использовать будущие возможности. Хотя для многих организаций внедрение Базеля III станет лишь следующим шагом на пути развития, не стоит недооценивать влияние норматива на многие банки и банковский сектор. На самом деле, Базель III вызовет значительные сложности, в которых необходимо будет разобраться и которые предстоит решить. Для каждого банка чрезвычайно важной задачей станет разработка самой экономичной модели внедрения Базеля III.

 Основные сложности,  возникающие в связи с нормативом Базель III Новая культура риск-менеджмента и финансового управления Базель III меняет сам подход банков к риск-менеджменту и финансовому управлению. Новый режим требует более высокой степени интеграции функций управления финансами и рисками. Это, вероятно, приведет к взаимопроникновению обязанностей финансового директора и главного риск-менеджера на пути к достижению стратегических целей бизнеса. Тем не менее, переход к более суровым регулятивным требованиям может осложняться зависимостью от большого числа разрозненных хранилищ данных и разделением полномочий между теми, кто отвечает за финансы, и теми, кто управляет рисками. Особое значение, придающееся риск-менеджменту в Базеле III, требует введения или доработки подхода к управлению рисками столь же полноценного, как и существующая инфраструктура финансового управления. Базель III является регулятивным режимом, а также во многих аспектах дает рамочный подход к риск-менеджменту предприятия. Такой риск-менеджмент охватывает все риски бизнеса. Управление требованиями нормативов Базеля III: Разные регионы — разные проблемы.

 При применении требований Базеля III перед разными регионами и странами встают разные проблемы. Страны ЕС последовательно принимали предыдущие правила Банка международных расчетов (BIS). Поэтому есть надежда на органичный переход от требований Базеля II к Базелю III. Евросоюз планирует составить единый набор правил для всей Европы, не поощрять ужесточения требований внутри отдельных государств и обеспечить наличие однородной конкурентной среды за счет сокращения различий регуля-торного арбитража. США, в сущности, пропустили Базель II. Поэтому страна начнет внедрение норматива с новыми силами, строя его на базе принципов Базеля I, упрощенных согласно закону Додда-Фрэнка. Степень перехода к тому или иному циклу существенно различается от страны к стране: Япония, Гонконг, Сингапур и Австралия значительно продвинулись в данном направлении — они сейчас наравне с ЕС. Картина в России, странах Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и в Азиатскотихоокеанском регионе менее ясна. Некоторые страны, вероятно, решат начать с чистого листа и внедрить полный набор правил. Другие — использовать Базель III как отправную точку, не охватывая всего набора требований. Например, Россия недавно объявила о переходе от стандартизированного подхода к расчету кредитных рисков к подходу на базе внутренних рейтингов (IRB) до 2015 г [3].

Некоторые из ближневосточных стран сейчас находятся в процессе перехода к IRB-модели. В ряде стран также может существовать другая действующая система регулирования, что в некоторых случаях может означать замену части внутренних нормативов требованиями Базеля III. Однако, возможно, будет необходимым параллельное выполнение внутренних и международных норм. Некоторые могут принять решение о переходе к требованиям Базеля III по-своему, ужесточив нормативы, если, по мнению властей, Базель III не отвечает требованиям внутри конкретной страны. Это может привести к созданию специфических требований и процессов, которые нужно будет учесть при внедрении норматива.

Информация о работе Нормативы перехода к стандартам базель III