Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 23:07, курсовая работа
Цель данной работы – анализ факторинговых операций, определения условий проведения факторинговых операций.
Для выполнения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию факторинга;
- провести анализ факторинговых обязательств;
- исследовать особенности и проблемы коммерческих банков при проведение факторинговых операций;
Введение………………………………………………………………2
1.Экономическая сущность факторинга
1.1 Понятие и функции факторинга……………………………..4
1.2 История развития факторинга……………………………….7
1.3 Отличие факторинга от других кредитных продуктов……10
2.Организация факторинговых операций в коммерческих банках
Сущность и условия проведения………………………….12
Виды и участники факторинговых операций……………..13
Стоимость факторингового обслуживания………………..17
3. Преимущества и недостатки факторинга………………………21
Заключение………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………....26
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу, они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г. набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже «Мост-банк». На протяжении ряда лет факторингом в России пробовали заниматься и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк». В силу ряда объективных и субъективных причин ни одна из вышеперечисленных попыток не закончилась успешной.
1.3 Отличие факторинга от других кредитных продуктов
Проведем сравнение факторинга
с другими инструментами
При сравнении факторинга с банковским кредитом можно сделать вывод: эти услуги имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок; привлекается компаниями для покрытия кассовых разрывов при осуществлении основной деятельности компании либо на определенные цели (приобретение основных средств). При использовании факторинга фактором авансируется товарный кредит, предоставляемый поставщиком покупателю, вплоть до расторжения договорных отношений с покупателем. Таким образом, факторинг – бессрочный пассив для компаний, вынужденных замораживать большие денежные ресурсы в дебиторской задолженности, который может быть использован только для пополнения оборотных средств.
Другая особенность кредита – необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальное отличие факторинга от кредита в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом; факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах; и даже если продажи вырастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга. Подробное сравнение финансирования при факторинге с другими стандартными кредитными банковскими продуктами, такими как кредит и овердрафт, представлено в таблице 3.8
2. Организация
факторинговых операций в
Факторинговая операция состоит в покупке денежных требований, их инкассации, кредитований и гарантий от кредитных и валютных рисков. Технически в основе операций факторинга лежит так называемое дисконтирование фактур, т.е. покупка факториговой компанией основной части счетов-фактур и векселей клиента на условиях немедленной оплаты.
Независимо от поступления долга от дебиторов, оплата остальной части производится в установленный срок. В качестве клиентов банка обычно выступают мелкие и средние торгово-промышленные компании, торговые агенты и дилеры, рассчитывающиеся по открытому счету.
Сегодня факторинг представляет собой универсальную систему обслуживания поставщика, включающую услуги бухгалтерского, информационного, страхового, кредитного и юридического сбытового характера.
В современной российской практике договор факторингового обслуживания заключается, как правило, с соблюдением ряда требований: 9
Оплата по договору поставки должна предусматривать только безналичный расчет
2.2.Виды и участники факторинговых операций.
В операции факторинга обычно участвуют три стороны:10
1.Фактор-специализированный
финансовый институт, организатор
факторинга. В качестве финансового
агента по операциям
2.Клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
3.Плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам:
1) По территориальному признаку:
- внутренние - форма факторинговой услуги, при которой поставщик и его клиент, а также банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в одной и той же стране;
- международные - форма факторинговой услуги, при которой поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах.
2) По видам операций:
- открытые - форма факторинговой
услуги, при которой должник уведомлен
о том, что поставщик
- взаимные (двухфакторные)
- форма факторинговой услуги, при
которой во время обслуживания
банк передаёт определённый
-_полного обслуживания - форма факторинговой услуги, при которой с постоянно обслуживаемым клиентом может быть заключён договор полного факторингового обслуживания, предлагающий полную защиту его интересов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учёт реализации, кредитование в форме предварительной оплаты долгов.
3) По моменту финансирования:
- в форме предварительной
оплаты - форма факторинговой услуги,
при которой предварительная
оплата 100% суммы факторинговой сделки
допускается в исключительных
случаях во избежание
- к определённой дате
- форма факторинговой услуги, при
которой оплата к определённой
дате предполагает, что банк незамедлительно
платит поставщику сумму или
часть суммы акцептованных
4) По праву регресса:
- с правом регресса - форма
факторинговой услуги с правом
обратного требования к
- без права регресса
- форма факторинговой услуги
без права регресса, когда банк
берёт на себя риск неплатежей
плательщиками, состав которых
он предварительно одобрил.
Выделяют следующие виды факторинга:
-Факторинг с регрессом – факторинговая компания вправе потребовать от кредитора (поставщика) возместить ей ранее переведенные суммы при отказе заемщика (плательщика) от выполнения своих финансовых обязательств по погашению кредита или оплате отгруженных товаров. В результате кредитор (получатель) при заключении факторингового соглашения с правом регресса продолжает нести кредитный риск по проданным им факторинговой компании долговым требованиям.
- Факторинг без регресса – факторинговые обязательства без права регресса предусматривает, что факторинговая компания при невыполнении заемщиков (плательщиков) своих финансовых обязательств в течение определенного срока (обычно от 30 до 90 дней) должна оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика).
-_Факторинг-гарант – разновидность факторингового обслуживания, которая предполагает оказание услуги по страхованию кредитных рисков и управлению дебиторской задолженностью (компания не нуждается в предоставлении финансирования по всем дебиторам, но клиент хочет застраховать определенные риски и воспользоваться возможностями коммерческой организации в области управления дебиторской задолженности). В рамках данного продукта финансирование может быть выплачено в предпоследний день отсрочки платежа.
- Факторинг-старт – продукт,
специально для финансирования
малого бизнеса. Клиентами по
данному продукту выступают
Услуга осуществляется на
условиях схемы факторинга с полным
сервисом (full-service factoring) с правом регресса,
однако имеет ряд особенностей. Лимитная
политика по продукту факторинг-старт
не предусматривает выделения
- Реверсивный факторинг
– продукт, нацеленный на
Поставщики_потребительских_тов
- Экспортный факторинг
включает в себя: финансирование
экспортеров сразу после
2.3 Стоимость факторингового обслуживания
Авансируя экспортеру средства до наступления срока погашения требований, факторинговая компания кредитует его. Комиссионное вознаграждение факторинговой компании складывается из платы за обслуживание и платы за предоставленные в кредит средства. Как правило, взимается три вида комиссионного вознаграждения: 1) плата за управление дебиторской задолженностью (% в день), 2) плата за оформление реестров, 3) плата за финансирование.12
Величина аванса колеблется от 70 до 90%(как правило, 20%) суммы сделки в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10 - 30%(после вычета процента за кредит и комиссии за услуги) зачисляются на блокированный счет клиента (страховой фонд), депонируемый в банке-посреднике (факторе). Процент страхового фонда можно определять по каждой компании индивидуально, в зависимости от существующих условий (суммы платежных требований, сроков их оплаты и т.д.). Опыт факторинговой работы позволяет рассчитать страховой процент как средний по предприятиям со сходными условиями работы. Для этого можно воспользоваться формулой: 13
Где Pr – величина процента страхового фонда (по конкретному предприятию); S3 – сумма, затраченная банком на покупку дебиторской задолженности (без процентов, комиссионных, пени, если они оставлены банком себе, и т.п.); Sk – сумма, полученная банком поставщика по окончании действия факторингового договора.
Плата за управление дебиторской задолженности представляет собой плату за освобождение от необходимости вести учет сбыта, за страхование от сомнительных долгов. Она рассчитывается обычно как процент от суммы счета фактуры в день. Плата, взимается по факторингу, состоит из двух элементов: а) плата за управление; б) плата за учетные операции.