Операции Факторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ факторинговых операций, определения условий проведения факторинговых операций.
Для выполнения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию факторинга;
- провести анализ факторинговых обязательств;
- исследовать особенности и проблемы коммерческих банков при проведение факторинговых операций;

Содержание

Введение………………………………………………………………2
1.Экономическая сущность факторинга
1.1 Понятие и функции факторинга……………………………..4
1.2 История развития факторинга……………………………….7
1.3 Отличие факторинга от других кредитных продуктов……10
2.Организация факторинговых операций в коммерческих банках
Сущность и условия проведения………………………….12
Виды и участники факторинговых операций……………..13
Стоимость факторингового обслуживания………………..17
3. Преимущества и недостатки факторинга………………………21
Заключение………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………....26

Вложенные файлы: 1 файл

Операции факторинга.docx

— 171.04 Кб (Скачать файл)

Плата за управление  - это  плата банку за проведение расчетных  операций самостоятельно, без участия  клиента. Фактически это плата за инкассирование банком операций по платежных  требованиям предприятия – поставщика за обслуживание долгов и т.д. Она  рассчитывается как процент от годового оборота поставщика и значительно  варьирует в зависимости от масштабов  и структуры его производственной деятельности, оценки компаний объема работ, кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики  рынка финансовых услуг той или  иной страны.

Плата за учетные операции взимается с суммы средств, предоставляемых  поставщику досрочно (в форме предварительной  оплаты переуступаемых долговых требований), за период между долгосрочными получениями  и датой инкассирования требований. Процент за пользование факторинговым кредитом выступает как сумма вознаграждений банка - посредника за покупку срочных или просроченных платежных требований. При установлении процента за факторинговый кредит анализируется учетная ставка Банка России и текущая плата за кредит, а также срок пребывания средств в расчетах с покупателем. Процент по факториговому кредиту обычно на 2 – 4% выше  официальной учетной ставки, используемой при овердрафте или краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска, принятого на себя банком.

Для расчета факторинга обычно используется автоматизированная банковская система «ФАКТОРИНГ». Она методом  сложных проводок формирует распоряжения на снятие с внебалансового учета, на погашение выплаченного финансирования, учет комиссий и перевод остатков и расчетную ведомость, позволяющие  списать средства со счета клиента.

При определении платы  за услуги исходят обычно из принятого  сторонами процента за кредит и среднего срока пребывания средств в расчетах с покупателем. Например, при проценте за кредит, принятом в размере 6% годовых, в среднем сроке оборачиваемости  средств в расчете 20 дней плата за эти операции составит 0,33% от суммы, принятой к оплате факторингом документов:14

 

Плата за предоставляемые  в кредит средств при условии  предварительной оплаты рассчитывается за период между немедленным получением платы и датой инкассации. Процент  за кредит обычно на 2-3% превышает процент  банка при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что связано  с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска банк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Преимущества и недостатки факторинга.

Факторинг имеет и преимущества и недостатки. Преимущества факторинга для поставщика заключаются в следующем:

1.Расширение доли компании на рынке за счет привлечения новых клиентов, увеличение ассортимента товара, повышения оборота и прибыли;

2.Повышения ликвидности дебиторской задолженности;

3.Ликвидация кассовых разрывов вследствие четкого планирования поступления денежных средств и погашения собственной задолженности;

4.Своевременная оплата контрактов за счет сокращения сроков отсрочки платежа при закупках товаров, что ведет к лучшим ценовым условиям на приобретенный товар и увеличение размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков;

5.Экономия на затратах, связанных с получением банковского кредита, в отличие от которого поставщик перестает нести следующие расходы: по оформлению кредита (включая регистрацию и страхование залога, оплату рабочего времени сотрудников по оформлению и подготовке документов для кредитного отдела); проценты за пользование кредитом; расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране; расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота;

6.Экономия за счет покупки товара у своих поставщиков по более низким ценам в результате получения значительной части от суммы поставки в тот же день, ограничения зависимости от соблюдения дебиторами платежной дисциплины и сокращения срока отсрочки платежа;

7.Получение поставщиком гарантий защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом;

8.Экономия на оплате дополнительных мест, рабочего времени сотрудников, ответственных за контроль за дебиторской задолженностью и привлечение финансовых ресурсов, офисного оборудования в результате установки специального программного обеспечения и организации эффективной системы управления дебиторской задолженностью;

9.Защита от потерь, связанных с отсутствием контроля за продажами и платежами; от упущенной выгоды от потери клиентов вследствие невозможности при дефиците оборотных средств предоставления покупателям отсрочки платежа и поддержания ассортимента товаров на складе. Важно помнить, что вернуть потенциального клиента, ушедшего сегодня к конкуренту, завтра будет вряд ли возможно;

10.Покрытие торговых рисков: ликвидных, валютных, процентных.

Преимущества факторинга для покупателя таковы:

1.Получения товарного кредита, т.е. отсрочки платежа, и возможности увеличения ее срока;

2.Получение более льготных цен (скидки и т.д.) за счет улучшения платежеспособности самого поставщика при его расчетах с контрагентами, за счет покупки большей партии;

3.Расширение ассортимента продаваемых товаров (услуг), привлечение новых покупателей и, соответственно, рост продаж и прибыльности бизнеса;

4.Отсутствие долга поставщику, который из-за несвоевременной оплаты может изменить условия товарного кредита;

5.Возможность рассчитываться за товар по мере его отгрузки по частям;

6.Планирование графика погашения задолженности.

Среди преимуществ факторинга для фактора – расширение перечня  услуг, предоставляемых клиентам, и, как следствие, привлечение новых  клиентов; обеспечение выхода на международный  рынок; возможность стать членом международных факторинговых ассоциаций; мобильность управления финансовыми  потоками; увеличение доходов.

Недостатки факторинга связаны  с высокой стоимостью этих услуг, установлением лимитов финансирования, предъявлением множества требований к претендентам на факторинговое обслуживание (табл. 2)

Устранить указанные в курсовой работе недостатки факторинга можно путем выполнения необходимых условий для успешного развития данной операции. Основными условиями являются: детальная разработка нормативной базы, формирование соответствующего условия для эффективной работы схемы факторинга, а именно наличие субъектов малого и среднего бизнеса, финансовых институтов, оснащенных современными технологиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе достигнута поставленная цель, а именно проанализированы факторинговые операции, определен  порядок проведения факторинговых  операций; и выполнены поставленные задачи, поэтому курсовая работа является достаточно полной и законченной.

Факторинг – это разновидность  торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента; факторинговая компания покупает счета клиентов на условиях оплаты до 90% от фактурированных поставок и оплаты оставшейся части за вычетом процентов за кредит в оговоренные сроки вне зависимости от поступления платежей от должников; факторинг используется, в основном, мелкими и средними предпринимателями.

Операция факторинга заключается  в том, что факторинговый отдел  банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости  поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и  комиссионных платежей, в строго обусловленные  сроки независимо от поступления  выручки от дебиторов. Если должник  не оплачивает в срок счета, то выплаты  вместо него осуществляет факторинговый  отдел.

В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных  требований поставщика на отгруженную  продукцию и передача поставщиком  банку права требования платежа  с покупателя.

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю. С его помощью  поставщик может следующее:

-  увеличить объем закупок;

-  улучшить конкурентоспособность,  ускорить оборачиваемость средств.

Основными достоинствами  факторинга являются:

-  увеличение ликвидности,  рентабельности и прибыли;

-  превращение дебиторской  задолженности в наличные деньги;

-_возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

-_независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;

-  возможность расширения  объемов оборота;

-  повышение доходности;

-  экономия собственного  капитала;

-_ улучшение финансового планирования.

В современных условиях на долю факторинговых операций приходится лишь около 1% всего кредитного рынка. Активно занимаются этим видом кредитной  деятельности всего несколько банков. Данная перспективная банковская услуга в России пока что не нашла столь  широкого применения, как на Западе по следующим причинам:

Во-первых, тормозящим моментом является несовершенство правовой базы, почти полное отсутствие отработанной методики совершения факторинговых  операций, нехватка справочной и научной  литературы.

Во-вторых, существует ряд  проблем, связанных с макроэкономическими  преобразованиями, происходящими в  нашей стране. Немногие из коммерческих банков проводят факторинговые операции, хотя и имеют эти операции в  спектре своих услуг.

В-третьих, для повышения  качества банковских услуг банкам необходимо решить внутренние проблемы, связанные  с организацией их деятельности (процедуры  и функции, организация информационных потоков, повышение качества учета  и отчетности), с управлением (обеспечение  ликвидности, анализ комиссий) и с  подготовкой квалифицированных  кадров.

Как уже было отмечено, факторинг  не нашел пока широкого распространения  в России, но в целом он  имеет  большое будущее.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995 ред. от 06.12.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008.
  2. Федеральный закон «О Банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 ред. от 02.11.2007 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008.
  3. Авагян А.С. Конкуренция на рынке факторинга / А.С Авагян,          И.Е. Покаместов // Современная конкуренция. - 2012.- №4 – с. 32-41
  4. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков /          К.Р. Адамова // Бизнес и банки, - 2011. – №15. – С. 22-24.
  5. Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина – 8-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2009. – 768 с.
  6. Бабичев С.Н. Факторинг: учебное пособие / С.Н. Бабичев,                 А.А. Лабзенко,  А.Ю. Подлеснова– М.: Маркет ДС, 2010 – 208 c.
  7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник для вузов / Г.Н. Белоглазова,            Л.П. Кроливецкая - 4-е издание – М.: "Юрайт", 2012. – 422 с.
  8. Велиева И. Развитие в ущерб росту [факторинг] / И. Велиева,              П. Самиев // Эксперт. – 2008. - №20. – С.126-131.
  9. Горфинкель В.Я. Экономика фирмы / В.Я. Горфинкель – М.: Юрайт, 2011. – 685с.
  10. Евдокимова С.С. Оценка стоимости факторингового финансирования дебиторской задолженности / С.С. Евдокимова // Банковские услуги. – 2013. - №1. – с.37-42.
  11. Ивасенко А.Г. Факторинг / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова– М.: КноРус, 2011. – 224с.
  12. Иванов Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов – М.: Академия, 2010. – 272с.
  13. Куликов А.Г. Деньги. Кредит. Банки: учебник / А.Г. Куликов. – М.: КНОРУС, 2009. – 656 с.
  14. Кузнецова Е.И. Деньги. Кредит. Банки: учеб.пособие для студентов вузов / Е.И. Кузнецова – ИНИТИ-ДАНА, 2009. – 567 с.
  15. Курбанов С.Ю. Факторинг и другие формы финансирования бизнеса / С.Ю. Курбанов // Деньги и кредит. – 2012. - №12. – с.34-36
  16. Маркова О.М. Банковские операции: учебник для бакалавров /         О.М. Маркова – М.:Юрайт, 2012. – 537 с.
  17. Миндич Д.А. Финансы растущего бизнеса / Д.А. Миндич – М.: Эксперт РА, 2008. – 288 с.
  18. Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. / И.Н. Олейникова - М.: Магистр, 2011. – 512 с.
  19. Пайевская – Квасьны Р. Применение факторинга в условиях кризиса /   Р. Пайевская – Квасьны, К. Кремчаньская – Гиголь // Эффективное антикризисное управление. – 2012. - №6. – с.86-93
  20. Покаместов И.Е. Факторинг / И.Е. Покаместов, М.В.  Леднев – М.: ИНФРА-М, 2012. – 88 с.
  21. Покаместов_И.Е. Механизмы организации факторингового бизнеса / И.Е. Покаместов // Банковское кредитование – 2007.- № 4. – с. 82-95
  22. Сухов Д.А. Факторинговые операции: сущность, бухгалтерский учет, налогообложение/ Д.А. Сухов // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2010. – № 4. - c.70-71
  23. Хромов М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг / М.Ю.  Хромов - СПб. Питер, 2012. –  252 с.

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1. Функции факторинга

Функции факторинга

Характеристика

Финансирование оборотного капитала

Пополнение оборотных  средств

Учет дебиторской задолженности

Учет прав на получение  определенной денежной суммы (товара, услуги) с должника

Страхование финансовых рисков

Управление рисками

Инкассация дебиторской  задолженности

Получение платежей от дебиторов

Информационная

Информирование клиентов о платежеспособности покупателей; взятие на себя гарантий за неплатежи, в том числе в зарубежных странах

Экономная

Сокращение издержек по ведению  дебиторских счетов и кредитному контролю

Эмиссионная

Восстановление объема оборотных  средств поставщика

Стимулирующая

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств поставщика

Контрольная

Упорядочение взаимоотношений  между поставщиком и покупателем

Обслуживающая

Предоставление дополнительных услуг(бухгалтерское, сбытовое, транспортное, рекламное, кредитное, консультирование и другое обслуживание)

Обеспечительная

Фактор получает в свое распоряжение денежное требование к  должнику, являющееся источником поступления  средств в погашение долга  клиента

Посредническая

Перераспределение факторов денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий 


 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Недостатки факторинга

Недостатки факторинга

Характеристика

Высокая стоимость факторинга

Обусловлена:

  • Высоким размером комиссии фактору за факторинговое обслуживание, которая складывается из процентной ставки, процентов от суммы счета-фактуры, платы за управление дебиторской задолженностью;
  • Отсутствием у фактора права регрессного требования к поставщику (при наличии такого права – уменьшение стоимости факторингового обслуживания на 15 – 20%);
  • Высокие риски
  • Наличие дополнительно сервиса

Установление лимита финансирования

Принимается во внимание:

  • Устойчивость и перспективность как бизнеса поставщика, так и его дебиторов;
  • Статистика по клиентам из различных отраслей;
  • Будущий доход компании

Предъявление требований к претендентам на факторинговое  обслуживание

  • К темпам роста компании (быстрый рост (реальный или как стратегическая цель деятельности) – это показывает бухгалтерскую отчетность компании, динамика финансовых показателей, договоры на будущие поставки; перспективы увеличение прибыли; минимальный срок существования предприятия);
  • К обороту компании (среднемесячный оборот не менее 2 – 3 млн руб. или иные требования);
  • К суммам поставок (оптимальный размер сделки: в среднем поставки одному дебитору должны быть в рамках следующих сумм – от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.);
  • К дебиторам (большое их количество (исключение: когда клиент имеет одного или нескольких крупных дебиторов). Например, ИБГ «НИКойл» - не менее четырех дебиторов, передаваемых банку);
  • К срокам отсрочки платежа (не должен превышать 90 дней. Наилучшие условия предлагаются по сделкам, предусматривающим отсрочку платежа от 15 до 45 дней);
  • К качеству товаров (услуг) (высокое);
  • К проблемам нехватки денежных средств (временные проблемы -  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом);
  • К способу оплаты товара (по безналичному расчету)

Информация о работе Операции Факторинга