Операции по осуществлению безналичных расчетов в ОАО "Дальневосточный банк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 06:21, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения, что является актуальным. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулировании макроэкономических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАЦИЙ БАНКОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ………………………6
1.1 Сущность и принципы организации безналичных расчетов……………6
1.2 Классификация и инструменты безналичных расчетов…………………7
2 ОПЕРАЦИИ БАНКОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ОАО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БАНК» Г. БАРНАУЛА…..10
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Дальневосточный банк» г. Барнаула………………………………………………………………….….10
2.2 Операции безналичных расчетов в ОАО «Дальневосточный банк» г. Барнаула……………………………………………………………………….11
2.3 Анализ операций по безналичным расчетам в ОАО «Дальневосточный банк» г. Барнаула……………………………………………………………...26
2.4 Основные направления совершенствования безналичных расчетов в ОАО «Дальневосточный банк» г. Барнаула…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

– для взыскания по исполнительным документам;

– в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.

В данном случае банк взыскателя принимает инкассовые поручения с приложением подлинника исполнительного документа, либо его дубликата. При этом банк не принимает к исполнению инкассовое поручение, если к нему приложен исполнительный документ с истекшим сроком давности.

Исполнительные документы о взыскании периодических платежей сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника – банк помещает инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку под номером два и исполняет по мере поступления денежных средств на счет в установленной законом очередности.

Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания основания бесспорного взыскания несет получатель средств. Банки не рассматривают по существу возражения плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Вексель – это безусловное письменное долговое обязательство строго установленное законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.

Простой вексель (соло–вексель) – письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской

Переводной вексель (тратта) – это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) – получатель платежа по векселю.

Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу» и с обязательным проставлением подписи плательщика.

Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.

К обязательным вексельным реквизитам относятся:

– вексельная метка, то есть обозначение документа словом «вексель», выраженное на том же языке, на котором написан документ;

– место и время составления векселя (день, месяц и год составления);

– обещание уплатить определенную денежную сумму;

– указание денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются);

– срок платежа;

– место платежа;

– наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;

– подпись векселедателя (представляется им собственноручно рукописным путем).

Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Так, клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным. Для банка это один из источников получения прибыли.

2.3 Анализ операций по безналичным расчетам

в ОАО «Дальневосточный банк» г. Барнаула

В таблице 2  проанализированы основные показатели деятельности ОАО «Дальневосточный банк» в 2013-2014 гг.

Таблица 2 –  Основные показатели деятельности ОАО «Дальневосточный банк» в 2013-2014 гг., тыс. руб.

 

Показатели

2013 г.

2014 г.

Изменение 2014 к 2013 г.

абсолютное, тыс. руб.

относительное, %

Собственные средства

28 340 423

33 055 117

4 714 694

116,64

Денежные

средства

3 583 110

6 413 567

2 830 457

176,99

Уставный

капитал

3 775 384

5 963 487

2 188 103

157,96

Ссудная

задолженность

101 106 394

125 499 033

24 392 639

124,13

Прибыль

2 000 954

2 903 164

902 210

145,09

Средства

кредитных

организаций

6 305 846

8 299 766

1 993 920

131,62

Средства

клиентов

102 315 720

153 418 124

51 102 404

149,95

Общая сумма

обязательств

119 310 428

170 515 113

51 204 685

142,92

Общая величина имущества

130 356 262

201 563 107

71 206 845

154,62


 

Как видно из таблицы собственные средства увеличены на 16,64%, денежные средства увеличены на 76,99%. Уставный капитал увеличился на 57,96%, ссудная задолженность возросла на 24,13%, прибыль возросла на 45,09%. Средства кредитных организаций возросли на 31,62%, средства клиентов увеличились на 49,95%. Общая сумма обязательств возросла на 42,92% и общая величина имущества увеличилась на 54,62%.

Чем больше значение коэффициента доли капитала (К1=), тем более надежнее банк и тем больше перспективы его развития. В данном случае в последнем периоде наблюдается рост этого показателя.

2.4 Основные направления совершенствования  безналичных расчетов в ОАО «Дальневосточный банк» г. Барнаула

В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты – один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около две трети всего операционного времени работы банков.

Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам.

Особое место в совершенствовании безналичных расчетов занимает повсеместное внедрение новаций в проведение безналичных расчетов.

Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:

– «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;

– самообслуживание;

– дистанционное обслуживание;

– использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);

– создание телефонных центров;

– предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий.

Дальневосточный банк самостоятельно неспособен стимулировать массовое использование новых коммуникационных технологий, и по сей день взаимодействие с большинством клиентов строится на традиционных методах.

Следует отметить, что Центральный банк Российской Федерации уделяет особое значение развитию платежной системы и в заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2014 года» были озвучены основные задачи, условия их решения и меры по их реализации для создания высокоэффективной платежной системы. Рассмотрим эти задачи.

Задача первая. Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Задача вторая. Разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

Задача третья. Совершенствование тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

Задача четвертая. Осуществление разработки и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Задача пятая. Совершенствование регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты.

Задача шестая. Для сокращения наличного денежного оборота развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Задача седьмая. Создание клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Задача восьмая. Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Задача девятая. Унификация законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.

С целью повысить эффективность, надежность и безопасность функционирования национальной платежной системы, своевременного и качественного осуществления расчетов продолжается работа по совершенствованию нормативно–правовой базы платежной системы, расширению набора инструментов монетарного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по выше отмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Дальнейшее развитие и совершенствование банковских технологий в России, в частности, внедрение пластиковых карточек повсюду должно совершенствовать сокращение использования наличности и ускорения и повышения надежности безналичных расчетов. Помимо того пластиковые карточки, как одна из наиболее новых и надежных форм безналичных платежей, позволяют банкам аккумулировать средства держателей карточек, затрудняют злоумышленникам пути завладения чужими денежными средствами, выступают в ряде случаев как средство кредитования. Но и здесь не все так просто. Главной проблемой российских юридических лиц, осуществляющих расчеты с помощью пластиковых банковских карточек, является недостаточный уровень их технической оснащенности, что обуславливает необходимость применения примитивных способов авторизации предъявителя пластиковой карточки (по фотографии, по дополнительным данным, получаемым по телефону в результате звонков в расчетные центры банков или компаний). К тому же, к сожалению, на сегодняшний день следует констатировать, что в Российской Федерации отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий порядок обращения пластиковых карточек.

Особенностью функционирования денежной сферы в РФ в условиях переходной экономики является несвоевременное завершение платежей. Размеры неплатежей в РФ в мае 1998 года превысили 2 трлн. деноминированных рублей. Особое место среди факторов, влияющих на существование и развитие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение ряда лет денежно-кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в обороте. Основная задача такой политики состояла в том, чтобы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста цен.

Однако применение мер по ограничению денежной массы привело к широкому использованию в обороте различных способов безналичных расчетов, в том числе с помощью бартера, зачетов, векселей, на долю которых в последние годы приходилась преобладающая часть расчетов.

В условиях платежного кризиса, широкого применения бартера во многом утрачивается значение такой важной особенности рыночной экономики, как конкуренция.

Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются:

- несовершенство программно - технического обеспечения;

- не достаточно активное обновление правовых норм в области безналичных расчетов;

- не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка, многоступенчатые стадии прохождения расчетного документа от плательщика до получателя средств.

Повышение интенсивности банковской конкуренции и развитие современных информационных технологий побуждает коммерческие банки использовать альтернативные методы сбыта своих продуктов и обслуживания клиентов. Наряду с применением банковских карт широкое распространение получают различные формы дистанционного банковского обслуживания. Дистанционное банковское обслуживание - это предоставление возможности клиентам совершать банковские операции, не приходя в банк, с использованием различных каналов телекоммуникации. Внедрение систем удаленного обслуживания позволяет банкам значительно расширить свою сбытовую сеть, затратив меньше средств, чем на создание и содержание филиальной сети; снизить себестоимость и расширить ассортимент предоставляемых услуг; повысить качество и скорость обслуживания клиентов; выйти на новые территориальные рынки с минимальными затратами и т. п.

Информация о работе Операции по осуществлению безналичных расчетов в ОАО "Дальневосточный банк"