Организация безналичного денежного оборота. Формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

цель данной курсовой работы: сформировать мнение о безналичном денежном обороте в нашей стране и связанных с его организацией проблем.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и значение безналичного денежного оборота;
рассмотреть основные принципы организации безналичного оборота и классификацию безналичных платежей;
проанализировать основные формы безналичных расчетов в современных условиях и динамику безналичных платежей в РФ в последние годы;
обозначить основные проблемы организации безналичных расчетов, выявить пути совершенствования системы безналичных расчетов в России, выделить наиболее перспективные форм безналичных платежей.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика безналичного денежного оборота
1.1. Сущность и особенности безналичных расчетов
1.2. Принципы организации безналичных расчетов.
1.3. Формы безналичных расчетов
Глава 2. Практика безналичного оборота в современных условиях
2.1. Анализ безналичных платежей
2.2. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы Сбербанк-Клиент
Глава 3. Совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
3.1.Проблемы в системе безналичных расчётов
3.1. Мероприятия по совершенствованию безналичных расчетов в ОСБ №
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по ДКБ.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Расчёты между предприятиями  и организациями осуществляются, как правило, в безналичном порядке, в установленных формах, путём перечисления средств со счёта плательщика на счёт получателя в банке.

Наиболее распространённой формой расчётов являются расчёты платёжными поручениями.

Рисунок 1. Структура безналичных  расчетов в форме платежных поручений в ОСБ № 4335 за 2010 год.

 

Клиент самостоятельно заполняет платёжные поручения  и представляет в банк операционисту, ведущему его расчётный счёт.

Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами, имеющими право распоряжаться счётом и  заверенный оттиском печати, используется для списания средств со счёта клиента.

Второй экземпляр платёжного поручения, если:

а) перечисленная сумма  подлежит зачислению на счёт в другом банке - предназначается соответствующему учреждению другого банка;

б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка - используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;

в) счёт получателя ведётся  в другом учреждении банка - то он прилагается  к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления на счёт, открытый в учреждении (ОПЕРУ). В этом случае на поручении должна быть разрешительная подпись главного бухгалтера.

Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателю платежа при выписке из его  лицевого счёта.

Четвёртый экземпляр  платёжного поручения, заверенный печатью банка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту.На всех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату и свою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служит ордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционный дневник.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Структура безналичных форм расчетов ОСБ №

Формы расчетов

Структура, %

Изменение, %

 

01.01.2009 г.

01.01.2010 г.

 

Платежные поручения

55

60

5

Аккредитивы

0

   

Чеки

     

Расчеты по инкассо

18,5

19,91

1,41

Векселя

25,7

20,26

-5,44

Корпоративные пластиковые  карты

0,78

0,81

0,07

Всего

100

100

 

 

Из таблицы 2 видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают банковские векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2010 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2009 – 2010 гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в ОСБ № не используется. Доля расчетов с помощью корпоративных пластиковых карт на начало 2010 года увеличилось на 4%.

2.2. Анализ осуществления безналичных  расчетов с использованием системы Сбербанк-Клиент

ОСБ № предлагает своим клиентам возможность дистанционного управления счетом в Банке через интернет и телефон. Системы дистанционного обслуживания позволяют без необходимости посещения офиса Банка в любое удобное для вас время получать текущую информацию о состоянии счета, а также совершать банковские операции по счету. Использование Банком современных технологий позволяет максимально защитить клиента от несанкционированного доступа к счету или потери информации.

Автоматизированные системы  дистанционного обслуживания обеспечивают конфиденциальность и надежную защиту информации, передаваемой в ходе электронных расчетов корпоративных клиентов.

Отдельного упоминания требует система Клиент – Сбербанк. Автоматизированная система “Клиент-Сбербанк”  предназначена для обмена информацией  в электронном виде между банком и его клиентами. Применение АС "Клиент-Сбербанк" обеспечивает клиенту:

  • Оперативное получение информации о состоянии и движении денежных средств по счету в банке в любой момент времени.
  • Получение промежуточных выписок по счету.
  • Осуществление операций по счетам не выходя из офиса, что экономит время и снижает накладные расходы предприятия, связанные с оплатой курьерских и транспортных расходов.
  • Возможность управления счетом из других регионов.
  • Возможность быстрой корректировки платежного поручения в случае необходимости.
  • Увеличение скорости прохождения платежей от формирования платежного документа до зачисления средств на счета организаций-получателей средств.
  • Возможность работы клиентов с банком 24 часа в сутки.
  • Обработка платежей, поступивших от клиента, осуществляется в пределах операционного времени банка для приема платежей, согласно заключенному между банком и клиентом Договору.
  • Возможность получения выписки по счету за определенный период, поскольку в банке ведется архив полученных электронных документов.
  • Осуществление передачи любой информации, касающейся различных сфер деятельности банка и клиента. Ведение переписки.
  • Возможность экспорта-импорта документов из АС “Клиент-Сбербанк” в другие бухгалтерские программы.
  • Применяемая банком система защиты информации обеспечивает шифрование, контроль целостности документа, защиту от несанкционированного доступа к счету, а также подтверждение авторства и подлинности электронных документов.

По автоматизированной системе “Клиент-Сбербанк” принимаются  к исполнению следующие виды платежных  документов:

    • а) в валюте РФ:
    • рублевые платежные поручения;
    • платежные требования;
    • заявления об отказе от акцепта;

б) в иностранной валюте:

    • валютные платежные поручения;
    • поручения на продажу валюты;
    • поручения на покупку валюты;
    • поручения на обязательную продажу валюты на ММВБ.

Валютные операции осуществляются в различных видах валют.

Предоставляется возможность  работы по ссудным счетам клиентов, в том числе с использованием овердрафтного кредитования.·Дополнительно обновляются и поддерживаются справочники:

1. Справочник курсов  валют - содержит официальные курсы валют ЦБ РФ, учетные цены ЦБ по драгоценным металлам.

2. Справочник БИК банков - содержит информацию о наименованиях  банков, их адресе, корреспондентском  счете, коде участника системы  расчетов Сбербанка России, участника  электронных расчетов в системе ЦБ РФ.

ОСБ № система Клиент – Сбербанк в настоящий момент активно используется и развивается. Данные по работе с использованием системы Клиент – Сбербанк представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.. Показатели работы по системе Сбербанк-Клиент

Показатели

На 01.01.2009

На 01.01.2010

 

план

факт

план

факт

кол-во договоров

91

79

91

112

кол-во Дт платежей за месяц  шт.

 

11337

 

16448

кол-во Дт платежей через  Б-К шт.

 

3191

 

5553

% Дт платежей, обработанных  через Б-К.

35%

28%

39%

33,8%


 

Из таблицы видно, что фактическое количество договоров на январь 2009г. было меньше планового показателя: 79 против 91. На январь 2010г. ситуация заметно меняется: фактическое количество договоров превышает плановое – 112 против 91. Увеличивается в целом и количество дебетовых платежей: 16448 в 2009г. против 11337 в 2008г. Вместе с тем увеличивается и количество дебетовых платежей через систему Клиент-Сбербанк: 5553 в 2010 г. и 3191 в 2009г., хотя в процентном отношении и в 2009г. показатели не дотягивают до плановых. Фактические показатели зависят не только от качества рекламы и степени информированности, но и от тарифной политики.

На основании выше приведенных показателей можно  сделать выводы:

    • об увеличении объема безналичных платежей в данном отделении.
    • наиболее часто используемой формой расчетов является платежное поручение.
    • Большинством клиентов, использующих безналичные расчеты, являются юридические лица.

 

Глава 3. Совершенствование системы  безналичных расчетов в современных  условиях

3.1.Проблемы в системе безналичных расчётов

В экономике роль безналичных  расчетов для организации состоит  в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению  кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты - один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий  их процветание. От качества расчетно-кассового  обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация  крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.

Объем требований клиента  к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских  счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности.

На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Российской Федерации стоят следующие  проблемы:

  1. скорость совершения платежей,
  2. проблема задержки расчетов,
  3. проблема использования аккредитивов во внутрироссийских расчетах,
  4. проблема вексельного обращения,
  5. создание специальной банковской почты,
  6. защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д. Рассмотрим основные из них.

Значительной проблемой  является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны  с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, по поступившим через РКЦ на счет предприятия средства банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия [10, с.26].

Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).

Проблема использования  аккредитива также заключается  в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной  стороны Гражданский Кодекс с одной стороны регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема российской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не, только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае невозврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем. Не секрет, что банк России зачастую отзывает лицензии у «пошатнувшихся» банков с огромным опозданием. И мошенники, связанные с руководством таких банков, за этот период могут перевести значительные денежные средства.

3.1. Мероприятия по  совершенствованию  безналичных расчетов в ОСБ  № 

Деятельность ОСБ № в ближайшее время должна быть направлена на:

    1. Совершенствование функционирования платежной системы.

Для определения основных действий Сбербанком по совершенствованию платежной системы ведется разработка концепции развития платежных систем, в том числе платежной системы Сбербанка как системообразующей платежной системы, а также координационного плана мероприятий по ее реализации.

Действия Сбербанка должны быть направлены на включение в платежную систему нового компонента, основанного на валовых расчетах в режиме реального времени. Данный компонент предназначен для проведения крупных, срочных высокоприоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, что позволит существенно повысить эффективность национальной платежной системы и осуществить в дальнейшем ее интеграцию в международные платежные системы. Сбербанком должна продолжаться работа по построению телекоммуникационной банковской сети, поддержанию ликвидности участников расчетов, совершенствованию тарифной политики в области предоставления услуг платежной системы пользователям.

Информация о работе Организация безналичного денежного оборота. Формы безналичных расчетов