Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:00, курсовая работа
цель данной курсовой работы: сформировать мнение о безналичном денежном обороте в нашей стране и связанных с его организацией проблем.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить экономическую сущность и значение безналичного денежного оборота;
рассмотреть основные принципы организации безналичного оборота и классификацию безналичных платежей;
проанализировать основные формы безналичных расчетов в современных условиях и динамику безналичных платежей в РФ в последние годы;
обозначить основные проблемы организации безналичных расчетов, выявить пути совершенствования системы безналичных расчетов в России, выделить наиболее перспективные форм безналичных платежей.
Введение
Глава 1. Характеристика безналичного денежного оборота
1.1. Сущность и особенности безналичных расчетов
1.2. Принципы организации безналичных расчетов.
1.3. Формы безналичных расчетов
Глава 2. Практика безналичного оборота в современных условиях
2.1. Анализ безналичных платежей
2.2. Анализ осуществления безналичных расчетов с использованием системы Сбербанк-Клиент
Глава 3. Совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
3.1.Проблемы в системе безналичных расчётов
3.1. Мероприятия по совершенствованию безналичных расчетов в ОСБ №
Заключение
Список используемой литературы
Расчёты между предприятиями
и организациями
Наиболее распространённой формой расчётов являются расчёты платёжными поручениями.
Рисунок 1. Структура безналичных расчетов в форме платежных поручений в ОСБ № 4335 за 2010 год.
Клиент самостоятельно заполняет платёжные поручения и представляет в банк операционисту, ведущему его расчётный счёт.
Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами, имеющими право распоряжаться счётом и заверенный оттиском печати, используется для списания средств со счёта клиента.
Второй экземпляр платёжного поручения, если:
а) перечисленная сумма
подлежит зачислению на счёт в другом
банке - предназначается
б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка - используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;
в) счёт получателя ведётся в другом учреждении банка - то он прилагается к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления на счёт, открытый в учреждении (ОПЕРУ). В этом случае на поручении должна быть разрешительная подпись главного бухгалтера.
Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателю платежа при выписке из его лицевого счёта.
Четвёртый экземпляр платёжного поручения, заверенный печатью банка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту.На всех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату и свою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служит ордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционный дневник.
Таблица 2. Структура безналичных форм расчетов ОСБ №
Формы расчетов |
Структура, % |
Изменение, % | |
01.01.2009 г. |
01.01.2010 г. |
||
Платежные поручения |
55 |
60 |
5 |
Аккредитивы |
0 |
||
Чеки |
|||
Расчеты по инкассо |
18,5 |
19,91 |
1,41 |
Векселя |
25,7 |
20,26 |
-5,44 |
Корпоративные пластиковые карты |
0,78 |
0,81 |
0,07 |
Всего |
100 |
100 |
Из таблицы 2 видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают банковские векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2010 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2009 – 2010 гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в ОСБ № не используется. Доля расчетов с помощью корпоративных пластиковых карт на начало 2010 года увеличилось на 4%.
ОСБ № предлагает своим клиентам возможность дистанционного управления счетом в Банке через интернет и телефон. Системы дистанционного обслуживания позволяют без необходимости посещения офиса Банка в любое удобное для вас время получать текущую информацию о состоянии счета, а также совершать банковские операции по счету. Использование Банком современных технологий позволяет максимально защитить клиента от несанкционированного доступа к счету или потери информации.
Автоматизированные системы дистанционного обслуживания обеспечивают конфиденциальность и надежную защиту информации, передаваемой в ходе электронных расчетов корпоративных клиентов.
Отдельного упоминания требует система Клиент – Сбербанк. Автоматизированная система “Клиент-Сбербанк” предназначена для обмена информацией в электронном виде между банком и его клиентами. Применение АС "Клиент-Сбербанк" обеспечивает клиенту:
По автоматизированной
системе “Клиент-Сбербанк”
б) в иностранной валюте:
Валютные операции осуществляются в различных видах валют.
Предоставляется возможность
работы по ссудным счетам клиентов,
в том числе с использованием
овердрафтного кредитования.·
1. Справочник курсов валют - содержит официальные курсы валют ЦБ РФ, учетные цены ЦБ по драгоценным металлам.
2. Справочник БИК банков
- содержит информацию о
ОСБ № система Клиент – Сбербанк в настоящий момент активно используется и развивается. Данные по работе с использованием системы Клиент – Сбербанк представлены в таблице 3.
Таблица 3.. Показатели работы по системе Сбербанк-Клиент
Показатели |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2010 | ||
план |
факт |
план |
факт | |
кол-во договоров |
91 |
79 |
91 |
112 |
кол-во Дт платежей за месяц шт. |
11337 |
16448 | ||
кол-во Дт платежей через Б-К шт. |
3191 |
5553 | ||
% Дт платежей, обработанных через Б-К. |
35% |
28% |
39% |
33,8% |
Из таблицы видно, что фактическое количество договоров на январь 2009г. было меньше планового показателя: 79 против 91. На январь 2010г. ситуация заметно меняется: фактическое количество договоров превышает плановое – 112 против 91. Увеличивается в целом и количество дебетовых платежей: 16448 в 2009г. против 11337 в 2008г. Вместе с тем увеличивается и количество дебетовых платежей через систему Клиент-Сбербанк: 5553 в 2010 г. и 3191 в 2009г., хотя в процентном отношении и в 2009г. показатели не дотягивают до плановых. Фактические показатели зависят не только от качества рекламы и степени информированности, но и от тарифной политики.
На основании выше приведенных показателей можно сделать выводы:
В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.
Для коммерческих банков расчеты - один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.
Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности.
На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Российской Федерации стоят следующие проблемы:
Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, по поступившим через РКЦ на счет предприятия средства банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия [10, с.26].
Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).
Проблема использования аккредитива также заключается в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной стороны Гражданский Кодекс с одной стороны регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема российской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не, только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае невозврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем. Не секрет, что банк России зачастую отзывает лицензии у «пошатнувшихся» банков с огромным опозданием. И мошенники, связанные с руководством таких банков, за этот период могут перевести значительные денежные средства.
Деятельность ОСБ № в ближайшее время должна быть направлена на:
Для определения основных действий Сбербанком по совершенствованию платежной системы ведется разработка концепции развития платежных систем, в том числе платежной системы Сбербанка как системообразующей платежной системы, а также координационного плана мероприятий по ее реализации.
Действия Сбербанка должны быть направлены на включение в платежную систему нового компонента, основанного на валовых расчетах в режиме реального времени. Данный компонент предназначен для проведения крупных, срочных высокоприоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, что позволит существенно повысить эффективность национальной платежной системы и осуществить в дальнейшем ее интеграцию в международные платежные системы. Сбербанком должна продолжаться работа по построению телекоммуникационной банковской сети, поддержанию ликвидности участников расчетов, совершенствованию тарифной политики в области предоставления услуг платежной системы пользователям.
Информация о работе Организация безналичного денежного оборота. Формы безналичных расчетов