Организация валютного контроля в российском коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучения организации валютного контроля в российском коммерческом банке. Применение системного подхода к исследованию темы определяет следующие задачи работы:
- дать характеристику валютного рынка России и определить место банка на нем;
-дать характеристику внутреннего контроля в России;
- предложить пути совершенствования деятельности коммерческих банков на валютном рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация валютного контроля в российском коммерческом банке.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

     Органы  валютного контроля в пределах своей  компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:

     - осуществляют контроль проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

     - проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

     Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

     Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в  Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, обязаны:

     - представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;

     - представлять органам и агентам валютного контроля объяснения о ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;

     - в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

     - вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

     - выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений;

     - выполнять другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

     Резиденты, включая уполномоченные банки, и  нерезиденты, нарушившие валютное законодательство РФ, несут ответственность в виде:

     - взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу валютного законодательства сделкам;

     - взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

     Резиденты, включая уполномоченные банки, и  нерезиденты, за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с действующим валютным законодательством, несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. При повторном нарушении указанных выше положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

     - взыскания в доход государства сумм, указанных выше в настоящем параграфе, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

     - приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

     - других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

     Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том  числе по представлению агентов  валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном. Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Должностные лица органов и агентов валютного  контроля в пределах компетенции  этих органов имеют право:

     - проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

     - приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;

     - приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

     - другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.  

 

3. Совершенствование институциональных и функциональных аспектов деятельности банка на валютном рынке России

 

     Приоритетные  направления развития банка, как  субъекта валютного рынка, основываются,  прежде всего,  на рассмотрении и  устранении структурных и функциональных недостатков.

     Совершенствование структуры банка и ревизия  функциональных аспектов деятельности должна способствовать достижению основных целей его развития, прежде всего удовлетворению спроса на банковские услуги, более качественному  выполнению функций, повышению конкурентоспособности  банка и предлагаемых им продуктов на рынке,  и  вместе с тем отвечать базовым потребностям экономики.

     Сохраняя  единство подхода к совершению банками  валютных операций, для развития направлений  бизнеса, обладающих значительным потенциалом  в регионе, банки должны создавать  целостную систему маркетинга, ориентированную  на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.

     Важнейшим  направлением оптимизации структуры  банка должно стать улучшение  координации действий подразделений  банка и  создание мобильных структур реагирования на конъюнктурные изменения. Это позволит повысить качество предлагаемых банковских продуктов, и будет способствовать их востребуемости (в частности, развитию расчетных, депозитарных операций, и т.д.).  

     Целевая ориентация на потребности клиента и охват больших территорий при совершении валютных операций требует расширения возможного спектра организационных форм. Наряду с филиалами, предлагающими широкий набор услуг клиентам целесообразно выделение специализированных  агенств и передвижных операционных касс  для работы в отдаленных районах, ориентированных как на комплексное и индивидуальное обслуживание, так и на развитие  отдельных направлений бизнеса.

     В связи с возросшими объемами совершаемых  банками валютных операций, требующих централизованного исполнения, следует провести работу по разделению функций проведения операций, их оформления, учета и контроля. При этом банкам  следует усилить системы валютного контроля и внутреннего аудита

     В  рамках активизации работы по оказанию методической и практической помощи  корпоративным клиентам, а также улучшения координации действий подразделений, предлагающих различные виды продуктов клиентам, возникает необходимость создания института персональных менеджеров. Данная структура позволит банку перейти к предложению комплекса банковских продуктов.

     Для повышения эффективности управления рисками при совершении валютных операций и валютными ресурсами  банка, целесообразно выделение  данных функций и организация  отделов с возложением на них функции стратегического планирования.

     С точки зрения совершенствования  функциональных аспектов деятельности банка на валютном рынке, наиболее приоритетными  направлениями  ревизии и пересмотра являются:

     - взаимодействие банка с реальным  сектором экономики;

     - обслуживание населения;

     - развитие расчетной системы и  банковских технологий.

     Рост  потребностей реального сектора  экономики и оздоровление инвестиционного  климата в стране позволяет расширить  спектр и объемы операций  по обслуживанию реального сектора экономики и федерально-значимыми структурами. Главным направлением в этой сфере является кредитование и проектное финансирование, содействующие развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг. При этом важнейшей задачей банка должно являться формирование качественного и высокодоходного кредитного портфеля за счет увеличения темпов кредитования  корпоративных клиентов в иностранной валюте. Повышая гибкость условий кредитования  с учетом индивидуальных потребностей клиента, банк должен проводить и взвешенную процентную политику, основанную на экономической эффективности кредитных операций, учете рыночной конъюнктуры и поддержании необходимого уровня процентной маржи. Основными способами оптимизации уровня кредитных рисков посредством их диверсификации могут являться:

     -       предоставление синдицированных кредитов;

     -       страхование инвестиционных и кредитных рисков, с помощью которого кредитные и портфельные риски диверсифицируются между банками и страховыми компаниями ;

     -       хеджирование портфельных рисков путем создания компенсирующей позиции для каждой конкретной рисковой операции;

     -       форфетирование портфельных и валютных рисков, когда форфейтер берет на себя все риски экспортера без права регреса.

     Основными направлениями в кредитовании реального сектора экономики следует выделить: краткосрочное коммерческое кредитование, инвестиционное кредитование и проектное  финансирование. Так, краткосрочное кредитование в иностранной валюте должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей клиентов в оборотных средствах. В качестве целевой группы по данному виду кредитования могут быть выделены предприятия легкой и пищевой отраслей, службы быта, торговые и торгово-посреднические предприятия. Развитие кредитования экспортно-импортных операций должно осуществляться с учетом ситуации на валютно-финансовых и сырьевых рынках, возможного повышения странового рейтинга России.  Это существенно расширит возможности банка по применению некредитных инструментов, таких, как форфейтинг, документарные операции и гарантии.

     Банк  должен развивать продукты, учитывающие  специфику различных отраслей народного  хозяйства. Предварительное кредитование  добычи драгоценных металлов под  будущую поставку заемщиками драгоценных  металлов, используемых в качестве дополнительной гарантии возврата средств наряду со стандартными формами  обеспечения - одно из направлений развития. При этом одним из неотъемлемых условий должна являться практика предоставления дополнительных услуг заемщикам в виде покупки  драгоценных металлов у недропользователей как для последующей реализации, так и для формирования  инвестиционного портфеля банка в драгоценных металлах.

     Инвестиционное  кредитование должно стать одним  из основных инструментов завоевания наиболее привлекательного сегмента рынка - крупных и кредитоспособных клиентов страны и, как следствие, послужит банку дополнительным катализатором развития широкого спектра валютных операций, а также сопутствующих услуг.

     По  мере стабилизации ситуации и улучшения  инвестиционного климата в стране, укрупнения предлагаемых к реализации проектов, будет находить все более широкое распространение проектное финансирование. Кроме того, с целью освоения новых сегментов рынка должны развиваться и новые кредитные продукты, ориентированные на комплексное обслуживание клиентов различных отраслей, имеющих высокий инвестиционный потенциал. Создание системы поддержки национального экспорта, могло бы расширить экспортное финансирование, поддерживая российских производителей оборудования. Кроме того, в целях учета особенностей денежного оборота клиентов и их потребностей в оптимизации расчетов с контрагентами и расходов по обслуживанию кредитов получат дальнейшее развитие  овердрафтное и вексельное кредитование.

     Постепенное возрождение российского рынка  корпоративных ценных бумаг позволяет в будущем рассчитывать на дальнейший рост его инвестиционной привлекательности. В связи с чем, банк может формировать инвестиционные портфели акций корпоративных эмитентов. Особый интерес представляют корпоративные долговые обязательства и векселя предприятий реального сектора экономики.

     По  мере стабилизации экономической ситуации в стране и роста платежеспособного  спроса населения,  одними из главных  направлений деятельности банка  в обслуживании населения должны стать привлечение средств физических лиц во вклады и на счета банковских карт и кредитование.

     Сохраняя  приоритетные ценовые условия банк должен стремиться к привлечению  на обслуживание , как целевой группы потенциальных клиентов, экономически активное население страны и молодежь. Созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства должна способствовать реализация программ поддержки индивидуальных операций на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиентов, финансовый консалтинг, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых информационных технологий, в том числе интернета. Наряду с тиражированием  стандартных конкурентоспособных  банковских продуктов, ориентированных на потребности всех социальных и возрастных групп населения банку целесообразно предлагать индивидуальное обслуживание и вкладные продукты  для состоятельных клиентов. Привлекательность банковских карт для населения должна обеспечиваться развитием операций по  по овердрафтному кредитованию по карточным счетам. 

Информация о работе Организация валютного контроля в российском коммерческом банке