Основные пути развития коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Экономическое содержание коммерческой деятельности как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли продажи.
В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительской стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях экономики.
Вместе с тем ряд услуг в коммерческой деятельности связан с продолжением производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упаковке. Эти услуги также не создают новой потребительской стоимости, но участвуют в создании стоимости товара.

Содержание

1. Особенности коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг 2. Основные принципы коммерческой деятельности 3. Организация коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг 3.1 Организация торгово-технологического процесса 3.2 Управление трудовыми ресурсами 3.3 Организация руководства 4. Основные пути развития коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг 4.1 Стратегическое планирование 4.2 Тотальное управление качеством товаров и услуг 4.3 Информационное обеспечение Заключение Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

Основная функция торгового предприятия заключается в продаже (реализации) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную. Для реализации этой функции предприятие выполняет множество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, организует доставку товаров из мест производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров и др.

Правильная организация коммерческой деятельности на торговом предприятии предполагает выявление задач по управлению торгово-оперативными процессами, трудовыми ресурсами, определение на основе этих задач функций и составляющих их операций, структуры управления.

Для того, чтобы реализовать маркетинговую политику и выиграть в конкуренции на качественном уровне, необходима грамотная и эффективная организация торговой деятельности фирмы.

 

3.1 Организация торгово-технологического  процесса

 

Специфическая особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле необходима грамотная организация как торгового, так и технологического процесса.

 

Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров и до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др.

 

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.

 

Основными принципами организации этих процессов в торговых предприятиях являются:

 

· Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров и услуг.

 

· Обеспечение наилучших условий выбора товаров и услуг, экономия времени клиентов, высокий уровень торгового обслуживания.

 

· Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.

 

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса.

 

 

3.2 Управление трудовыми  ресурсами

 

Для всех фирм - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Поэтому несомненно, что организация управления трудовыми ресурсами является одним из важнейших факторов в коммерческой деятельности предприятия.

 

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров.

 

Организация управления трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

 

Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

 

Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

 

Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

 

Определение заработной платы и льгот: Разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

 

Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

 

Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

 

Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

 

Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.

 

Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

 

Совершенствование организации и условий труда предусматривает повышение внутренней удовлетворенности работой путем расширения круга решаемых задач, предоставления большей самостоятельности, более сильной реакции на результаты труда, либо создания условий для пробы работником своих сил.

 

В зависимости от категории работника, рода его работы руководство предприятия могут устанавливать любую форму и систему оплаты труда: простую повременную или повременно-премиальную, простую сдельную или сдельно-премиальную. Как правило, размер оклада определяется сложившейся конъюнктурой на рынке труда. За успехи в работе может выплачиваться премия.

 

На предприятиях торговли наиболее распространена повременно-премиальная оплата труда, которая применяется для всех категорий работников. В этом случае работник получает заработную плату в соответствии с установленным окладом и проработанным временем, а за успехи в работе при высоком качестве обслуживания покупателей может быть премирован.

 

Труд определенной части работников розничной торговли в настоящее время оплачивается сдельно. При сдельно оплате труда размер заработка работника определяется в зависимости от количества труда на основании самостоятельно установленных предприятиями расценок.

 

Сдельная оплата труда имеет несколько разновидностей:

 

· Прямая сдельная, при которой оплата производится по твердым расценкам и заработок работника или бригады изменяется пропорционально изменению выработки.

 

· Сдельно-премиальная, при которой труд оплачивается по сдельным расценкам и нормам выработки.

 

3.3 Организация руководства

 

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед торговыми предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны коммерческой деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для руководителей предприятий - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

 

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивировать людей на достижение целей организации можно тремя группами методов управления: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические.

 

Организационно-распорядительные методы это методы которые определяют прямое воздействие субъекта управления на объект управления. Это воздействие имеет обязательную силу для объекта управления, и оно основывается на директивных актах органов управления. Эта группа методов обеспечивает внутреннюю стабильность объекту управления (предприятия).

 

Среди основных видов организационно-распорядительных методов можно выделить следующие:

 

1.Методы организационного  регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, т. е. устанавливают основные элементы функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции, например, устав общества.

 

2.Методы организационного  нормирования, которые служат основой  производственных процессов и  процессов управления. К ним можно  отнести:

 

· Номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет. Другой пример - положение об обязательном ассортименте продовольственных продуктов в магазине. Его задача установить обязательный перечень продуктов питания, которые должны постоянно быть в продаже;

 

· Организационно-технические нормативы. В качестве, которых выступают ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.

 

· Административно-организационные. К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

 

3. Методы методического  инструктирования. К методам методического  инструктирования можно отнести  положение об учетной политике  и ведении бухгалтерского учета, которое определяет порядок и  перечень используемых счетов  бухгалтерского учета, порядок определения  объема реализации и т.д. Сюда  же можно отнести отраслевые  методические рекомендации по  планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.

 

Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника).

 

Механизмы осуществления экономических методов могут быть различными. Одной из эффективных форм проведения этой группы методов жизнь могут быть хозрасчетные отношения. Из оставшихся методов можно выделить систему премирования за результаты труда, а также выплату определенного процента от суммы проданного товара для стимулирования товароведов.

 

Под социально-психологическими методами понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.

 

Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). Социальные методы представлены в следующих формах:

 

· социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);

 

· социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);

 

· социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком);

 

Также применяются из психологических методов методы гуманизации труда (кондиционеры, безопасные компьютерные мониторы, удобство рабочего места). При приеме на работу на некоторые должности проверяют также психологическую пригодность (методы профессионального отбора).

 

Усиление конкуренции и наметившиеся в настоящее время сложности со сбытом (связанное с этим необходимость экономного расходования средств) приводит к необходимости рассмотрения фирмы как системы. Это приводит к тому, что возникает потребность в изменении и совершенствовании структуры как управления фирмой, так и в совершенствовании реализационных структур фирмы.

 

4. Основные пути развития  коммерческой деятельности на  рынке товаров и услуг

 

Коммерческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют, также, изменения в организационных формах и характере деятельности фирм.

 

Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д..

 

Речь, прежде всего, идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением, в первую очередь, индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно- технической революции. Все это требует от фирм адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

 

4.1 Стратегическое планирование

 

Стратегическое планирование является существенным компонентом повышающим эффективность коммерческой деятельности на предприятии, поскольку главной задачей стратегического планирования является выработка основных принципов и целей развития компании, а также разработка и реализация стратегий, затрагивающих различные стороны деятельности фирмы, например, стратегий в области деловой политики, маркетинга, распределения инвестиций и ресурсов, структуры управления и т. д. Процесс стратегического планирования можно разделить на следующие основные элементы: анализ, прогнозирование, планирование и управление.

Информация о работе Основные пути развития коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг