Особенности денежно-кредитной политики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 03:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования, какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи – проанализированы виды денежно-кредитной политики и возможности ее регулирования; изучены особенности регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 8
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике 14
2.1 Кейнсианская теория денег 14
2.2 Монетаристский подход 16
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 20
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.docx

— 80.31 Кб (Скачать файл)

 В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговая политика, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложения подчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранении стабильности цен [7, с. 143–147]

 

2.2 Монетаристский подход

 

В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма - монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма  – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным  объемом ВНП обнаруживается более  тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег (2.2):

 

М×Y= P×Q,                                                                                                     (2.2)

 

где М − количество денег в обращении;

V − скорость обращения денег;

Р − средняя цена товаров и услуг;

Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение Р×Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.

Если Р − средняя цена единицы произведенной продукции, то (2.2):

 

M×V=P×Y,                                                                                                              (2.2)

 

где Р×Y − объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП;

Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП;

P − как дефлятор ВНП.

Отсюда Y − номинальный объем ВНП.

Сторонники  количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.) Кредитные карточки рассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.

Если  величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид (2.1):

 

K×M=P×Y.                                                                                                   (2.1)

 

В такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения. Вспомним, что такое реальный объем производства. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике факторами производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

 В свою очередь, изменение  уровня цен - это показатель  темпа инфляции. Следовательно, прирост  денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

 Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридман попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя  из этого, М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:

 

DM=DP+DY,

 

где DM – среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;

DY – среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период;

DP – среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год [8, с. 261–269].

Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфлицию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

Сдвиги в денежной сфере также  выступают основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

В связи с этим монетаристы считают, что уровень экономической активности в большей степени зависит от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

Таким образом, современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования [9, с. 356–360].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

 

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [10, с. 86–93].

Все эти  задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода  проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов. [11, с. 73–74]

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

Главными  задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание  финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают:

-постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

-формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

-совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

-поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

В результате названных действий будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля  к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена  до 6 — 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 — 6 процентов.

В текущем году в экономике страны наблюдается быстрая стабилизация. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее. Инфляция снизилась

с гиперинфляционного уровня до умеренных размеров.

В основе стабилизационных процессов лежат в том числе изменения стратегии и принципов денежно-кредитной политики, сформированные во второй половине 2011 г. Данные изменения были направлены на исправление сложившихся макроэкономических дисбалансов и создание условий для стабильного, сбалансированного экономического роста.

Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики РБ