Особенности денежно-кредитной политики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 03:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования, какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи – проанализированы виды денежно-кредитной политики и возможности ее регулирования; изучены особенности регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики. 8
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике 14
2.1 Кейнсианская теория денег 14
2.2 Монетаристский подход 16
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 20
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.docx

— 80.31 Кб (Скачать файл)

Среди наиболее значимых мер можно отметить:

  1. Отказ от эмиссионного кредитования государственных программ. Национальный банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил кредитование госпрограмм за счет эмиссионных ресурсов. Соответствующее обязательство закреплено в соглашении с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.

Рефинансирование  банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости Национальный банк может осуществлять изъятие ликвидности для недопущения избыточного роста денег в экономике;

  1. Поддержание положительного уровня реальных процентных

ставок. В частности, это потребовало  резкого повышения номинальных процентных ставок во второй половине 2011 г.

Ставка  рефинансирования Национального банка  была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 45% годовых на 1 января 2012 г. Средние процентные ставки межбанковского рынка были повышены с 10,6% годовых в декабре 2010 г. до 62,3% годовых в декабре 2011 г.;

  1. Использование гибкого механизма курсообразования. Система курсообразования, при которой на каждый год устанавливались жесткие границы колебаний обменного курса, сегодня, в условиях высокой мировой нестабильности, не позволяет адекватно реагировать на изменения внешних условий и сохранять сбалансированность экономики. В то же время гибкий режим курсообразования  позволяет обменному курсу реагировать на изменение внешнеэкономической конъюнктуры, осуществляя автоматическую корректировку внешнеэкономических дисбалансов.

Поэтому Национальный банк стремится постепенно повышать гибкость обменного курса. В 2011 г. был осуществлен переход к режиму “управляемого плавания”. В рамках данного режима обменный курс белорусского рубля формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Валютные интервенции проводятся Национальным банком в ограниченном объеме и исключительно в целях сдерживания резких колебаний курса. При этом устойчивость обменного курса поддерживается не напрямую – за счет валютных интервенций Национального банка, а косвенно – за счет мер эмиссионной и процентной политики.

В 2012 г. при проведении курсовой и денежно-кредитной политики Национальный банк сохраняет приверженность отмеченным принципам. Низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты являются важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде. Именно поэтому Национальный банк совместно с Правительством сосредоточил свои усилия на решении данной задачи.

Основной  целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19—22%.

При этом Национальный банк продолжает проводить курсовую политику в режиме “управляемого плавания” и не принимает никаких жестких ориентиров по величине обменного курса. Вместе с тем поддержание внутренней стабильности национальной валюты – низкой инфляции – создаст фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости – стабильности обменного курса.

Важнейшей задачей является также увеличение международных резервных активов. Это способствует повышению доверия к проводимой курсовой политике и расширяет возможности Национального банка для проведения валютных интервенций и сглаживания колебаний обменного курса.

Поэтому наряду со снижением инфляции Национальный банк и Правительство реализуют меры, направленные на постепенное доведение резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. С учетом предстоящих выплат по погашению внешнего долга задача-минимум – не допустить снижения резервов по сравнению с уровнем на начало года.

Основными источниками увеличения международных  резервных активов в 2012 г. должны стать:

1) Сбалансированная внешняя торговля. Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами должно составить (+2,3) — (+2,7)% к ВВП;

2) прямые  иностранные инвестиции в экономику страны. В 2012 г. предполагается привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме 3,7 млрд. долл. США.

Достижение  заявленных целей во многом обеспечивается за счет сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики направлены на замедление инфляционных процессов с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

С конца  февраля 2012 г. Национальный банк осуществляет изъятие у банков ликвидности для недопущения избыточного роста денежной массы. На 1 июля 2012 г. объем рублевых средств банков, размещенных в депозиты и краткосрочные облигации Национального банка, составил 2,7 трлн. руб. Процентная политика Национального банка направлена на поддержание монетарной стабильности и обеспечение сбалансированного развития экономики. Такая процентная политика требует взвешенного подхода, учитывающего интересы как заемщиков, так и вкладчиков.

Национальный  банк обеспечивает поддержание положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. При этом снижение инфляции, стабилизация макроэкономической ситуации и состояния внешней торговли позволили Национальному банку начать понижение ставок. С начала 2012 г. ставка рефинансирования снижалась шесть раз. В результате ставка была снижена на 14 процентных пунктов, до 31% годовых. По оценкам Национального банка, уровень ставки в реальном выражении составляет 4—8% годовых.

Дальнейшая динамика ставок будет зависеть от развития инфляционных процессов в экономике, изменения ситуации в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Однако в любом случае уровень ставок будет нацелен на защиту рублевых сбережений от инфляции и превышение их доходности по сравнению с иностранной валютой.

Основным  итогом проводимой денежно-кредитной политики стало повышение сбалансированности экономики. В частности, можно отметить повышение внутренней сбалансированности.

Наблюдается снижение инфляции, что является основной целью денежно-кредитной политики. За полгода прирост цен на потребительские товары составил 10,5%. Данный уровень инфляции соответствует верхней границе целевого коридора – 22% в годовом выражении.

Наряду  с внутренней обеспечивается внешняя  сбалансированность экономики. Сальдо внешней торговли скорректировалось и достигло положительного уровня. По итогам января – мая 2012 г. с учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов сальдо составило (+1,2) млрд. долл. США, или (+5,2)% к ВВП. Сальдо текущего счета также сложилось положительным и за январь – май 2012 г. составило 798,0 млн. долл. США, или 3,5% к ВВП. При этом с точки зрения внешнего финансирования и макроэкономического развития устойчивым для Республики Беларусь считается дефицит текущего счета не выше 5% к ВВП.

В условиях макроэкономической стабилизации и улучшения внешней торговли повышается сбалансированность внутреннего валютного рынка. За первое полугодие 2012 г. предложение иностранной валюты превысило спрос на нее и сформировалась чистая продажа иностранной валюты в размере 1,2 млрд. долл. США. В условиях избыточного предложения иностранной валюты белорусский рубль за первое полугодие 2012 г. укрепился ко всем основным валютам: к доллару США – на 0,4%, к евро – на 3,1%, к российскому рублю – на 2,9%. Для недопущения избыточного укрепления белорусского рубля Национальный банк был вынужден приобретать иностранную валюту. В результате международные резервные активы Республики Беларусь за первое полугодие 2012 г. увеличились на 413,6 млн. долл. США, до 8,3 млрд. долл. США, что соответствует двум месяцам импорта товаров и услуг. При этом Правительством и Национальным банком своевременно погашались обязательства перед внутренними и внешними кредиторами в иностранной валюте. Более того, покупка валюты дала возможность Национальному банку исполнить часть обязательств досрочно и улучшить структуру резервов с точки зрения источников их формирования.

Обеспечивается  постепенная стабилизация и нормализация состояния денежно-кредитной сферы.

Несмотря на снижение процентных ставок в экономике, их уровень остается положительным в реальном выражении. При этом уровень рублевых ставок сохранялся существенно выше уровня валютных ставок. Это определило динамику и валютную структуру депозитов и кредитов.

В первом полугодии 2012 г. усилился приток средств населения в срочные банковские вклады. При этом опережающими темпами росли вклады в национальной валюте по сравнению с инвалютными вкладами: 48,6% и 22,9% соответственно.

Прирост кредитования в первой половине 2012 г. существенно замедлился по сравнению с 2011 г.: 12,8% против 33,2%. Такой рост кредитования в целом соответствует темпам роста ВВП. Реализуемые меры и итоги развития экономики в начале 2012 г. были позитивно восприняты международными экспертами, участниками рынка и рейтинговыми агентствами.

В частности, экспертами Международного валютного фонда по итогам мониторинга ситуации в феврале 2012 г. было отмечено:

“Правительство  и Национальный банк добились успеха в снижении инфляции и сокращении внешних дисбалансов. В значительной степени их успех был обеспечен за счет проведения надлежащей экономической политики... Правительство и Национальный банк также определили взвешенную экономическую политику на 2012 г.: сбалансированный бюджет, жесткие ограничения кредитования в рамках государственных программ и надлежащий контроль за кредитом”.

Эффективность принятых мер была отмечена Советом Антикризисного фонда ЕврАзЭС. На заседании Совета 8 июня 2012 г. было одобрено выполнение Стабилизационной программы Правительства и Национального банка и выделен очередной (3-й) транш финансового кредита.

Вместе  с тем риски в экономике  и денежно-кредитной сфере сохраняются. Поэтому Правительству и Национальному банку важно продолжить проведение политики макроэкономической стабилизации. В ближайшие годы денежно-кредитная политика должна сохранить стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

Общие усилия Правительства и Национального банка должны быть направлены на устойчивое замедление инфляции. Для достижения обозначенной цели Национальный банк намерен сохранить те принципы денежно-кредитной политики, которые позволили стабилизировать ситуацию в прошлом году и действуют в настоящее время: краткосрочное рефинансирование банков, положительные реальные процентные ставки, гибкий механизм курсообразования.

Другой  стратегической задачей остается формирование золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны, за счет мер Национального банка и Правительства. Важнейшее условие для этого – поддержание положительного сальдо внешней торговли, что предполагает ориентацию на внешние рынки и особую роль экспорта как источника устойчивого роста белорусской экономики.

Увеличение  золотовалютных резервов осложняется необходимостью значительного погашения Правительством и Национальным банком в ближайшие годы обязательств перед внутренними и внешними кредиторами. В этой связи необходимо отметить роль прямых иностранных инвестиций. В условиях значительных внешних обязательств иностранные инвестиции могут стать источником наращивания международных резервных активов. Кроме того, прямые иностранные инвестиции должны стать основой модернизации и структурной перестройки белорусской экономики. Одних только внутренних финансовых ресурсов белорусской экономики для этого недостаточно.

В заключение необходимо отметить: от того, насколько тесно будут взаимодействовать Правительство и Национальный банк по вопросу обеспечения макроэкономической стабильности, от активности предприятий по завоеванию внешних рынков, от эффективности принимаемых мер по повышению инвестиционной привлекательности белорусской экономики и привлечению прямых иностранных инвестиций зависит будущее экономическое развитие нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей  работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система  в течение всего существования Беларуси как независимого государства находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. С переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением денежно-кредитной политики в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности.

      Денежно-кредитная политика Республики  Беларусь реализуется в соответствии ежегодно разрабатываемыми Национальным Банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны.

            Для совершенствования денежно-кредитной  политики необходимо повысить  эффективность применяемых инструментов  и обеспечить открытость проводимой  денежно-кредитной политики. 
Список литературы

 

  1. Новикова, И. В. Экономическая теория: Учеб. пособие / И. В. Новикова , Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев; под ред. И. В. Новиковой — Минск: БГЭУ, 2006. — 543 с.
  2. Основные положения Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Подготовлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь» // Минск: гос. ин-т стандартизации и сертификации –2006. – C. 32-34.
  3. Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: Материалы республиканской научной студенческой конференции Минск, 29-30 апреля 2004 г. – Мн.: БГЭУ, 2004. – С. 50-53.
  4. Кушлина, В. И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / В. И. Кушлина – Минск, 2005. – 598 с.
  5. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика/ К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю – Минск, 2006. – 940 с.
  6. Раков, А. Чему отдать приоритет? Основные целевые ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 год./ А. Раков // Белорусский банковский бюллетень – 2000 – №13. – С. 89–100.
  7. Ковтуненко, А. Н. Финансовое обеспечение социально-экономического развития/ А. Н. Ковтуненко // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование – 2000 – №8. – С. 12–18.
  8. Сенько, В. Проблемы денежного обращения и факторы его оздоровления /В.Сенько, А.Сорокин // Банкаўскі веснік – 2000 – №31. – С. 4–13.
  9. Тихонов, А. О. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы / А.О.Тихонов // Белорусский экономический журнал. – 2000 – №3. –  С. 86–93.
  10. Колесников, А. А. Финансовый рынок РБ в январе-июле 2006 года / А.А.Колесников // Экономика. Финансы. Управление. – 2006 – №9. – С. 24–30.
  11. Прокопович, П. Залог стабильности: перспективы развития банковского сектора Республики Беларусь./ П.Прокопович // Беларуская думка – 2006 – №2. – С. 4–9.
  12. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика / Пер с англ. В. В.Лукашевич – 1993. – 348с.
  13. Мэнкью, Н. Г. Принципы макроэкономики. 2-е изд. / Пер. с англ. А. Смольского, О. Табеловой – Питер, 2004. – 576с.
  14. Мишкин, Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко – Минск: Аспект Пресс, 1999. – 820с.
  15. Шмарловская, Г. А.  История экономических учений:  Учебное пособие  / Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 340с.

Информация о работе Особенности денежно-кредитной политики РБ