Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:11, отчет по практике

Краткое описание

Основные задачи практики:
Изучить учетную политику ОАО «Сбербанк России»;
Изучить технико-экономическую характеристику ОАО «Сбербанк России»
Рассмотреть принцип построения бухгалтерского учета на примере ОАО «Сбербанк России»

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет НАТАША.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Дт 40802 «Физические  лица-предприниматели» (П) - 20000 руб.

Кт 20202 «Касса кредитных организаций» (А) - 20000 руб.

Внебалансовые счета по экономическому содержанию также разделены на активные и  пассивные. Активные счета корреспондируют  со счетом № 99999, пассивные - со счетом № 99998. Может проводиться двойная запись путем перечисления средств с одного внебалансового счета на другой.

Пример. Оприходовано на сумму 50000 руб. имущество, принятое в залог по выданному кредиту.

Дт 91307 «Имущество, принятое в залог по выданным кредитам, кроме ценных бумаг» (А) - 50000 руб.

Кт 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи» (П) - 50000 руб.

Пример. Выдана гарантия клиенту в сумме 100000 руб.

Дт 99998 «Счет  для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи» (А) - 100000 руб.

Кт 91404 «Гарантии, выданные банком» (П) - 100000 руб.

Пример. Акцептованное платёжное требование-поручение на сумму 75000 руб. в связи с отсутствием средств на расчётном счёте клиента перенесено из картотеки № 1 по счёту 90901 в картотеку № 2 по счёту 90902.

Дт 90902 «Расчётные документы, не оплаченные в срок» (А) - 75000 руб.

Кт 90901 «Расчётные документы, ожидающие акцепта для  оплаты» (П) - 75000 руб.

В разделе 2 учитываются  денежные средства и драгоценные  металлы. Счета в бухгалтерском  учете определены только активные или  только пассивные.            На активных балансовых счетах учитываются наличные средства, средства в Центральном банке и в других банках, кредиты, затраты на капитальные вложения и хозяйственные затраты, дебиторская задолженность и убытки.            На активных счетах увеличение средств отражается по дебету, а уменьшение - по кредиту.         На пассивных балансовых счетах учитываются средства организаций, учреждений и граждан, депозиты, кредиторская задолженность, фонды банка, доходы и прибыль (собственные и привлеченные ресурсы банка). Увеличение средств на пассивном счете отражается по кредиту, а уменьшение - по дебету.         Если при отражении в бухгалтерском учете по результатам проведения операции может образоваться сальдо (остаток) как дебетовое так и кредитовое, в аналитическом учёте открываются парные лицевые счета. В начале операционного дня операции начинаются по счёту, имеющему сальдо (остаток), а при отсутствии остатка – с парного счёта, соответствующего типу операции. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счёте из открытой пары: активном или пассивном. Если в конце операционного дня на лицевом счёте образуется сальдо (остаток), противоположное признаку счёта, то есть на пассивном счёте – дебетовое, на активном – кредитовое, то оно программным путём должно быть перенесено на соответствующий парный счёт.             Если по каким-либо причинам образовались сальдо (остаток) на обоих лицевых счетах, то необходимо в конце операционного дня также перечислить программным путём меньшее сальдо на счёт с большим сальдо, имея в виду, что на конец операционного дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.            В балансе не должно показываться одновременно по дебету и по кредиту сальдо по счёту второго порядка.      Учет валютных операций в настоящее время регламентируют следующие нормативные акты ЦБ РФ: Правила № 61, положение от 10 июня 1996 г. № 290 "О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях", положение от 21 марта 1997 г. № 55 "О порядке ведения "бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях" с последующими дополнениями, письмо от 30 июля 1998 г. № 168-Т "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности ряда совершаемых кредитными организациями операций" и др.     Правила № 61 практически означают реформу бухгалтерского учета валютных операций и вносят принципиальные новшества в их учет:

  1. главное отличие нового Плана счетов - отказ от отдельных разделов, как на балансовых, так и внебалансовых счетах, где учитывались бы операции в инвалюте. Согласно п. 1.18 части 1 правил, в Плане счетов не выделен специальный раздел по учету операций в иностранной валюте. Теперь счета в иностранной валюте открываются на всех балансовых и внебалансовых счетах, где могут в установленном порядке учитываться операции в иностранной валюте. Для учета операций, совершаемых в различных видах валют, на балансовых и внебалансовых счетах открываются отдельные лицевые счета в соответствующей инвалюте, трехзначный цифровой код валюты включается в номер лицевого счета. Благодаря этому, в бухгалтерском балансе на одном и том же счете отражается общее сальдо в рублях, которое складывается из рублевого сальдо по всем лицевым счетам, открытым в рублях (код валюты 810), и рублевых эквивалентов валютного сальдо по соответствующим лицевым счетам во всех других используемых валютах. Рублевый эквивалент инвалюты рассчитывается по официальному курсу ЦБ РФ на дату составления баланса. Вместе с тем банки имеют возможность наряду с общим (рублевым) балансом одновременно составлять аналогичные по структуре балансы в различных иностранных валютах;

 

  1.  в новом Плане счетов допускается прямая корреспонденция между лицевыми счетами с разными кодами валют как для балансовых, так и внебалансовых счетов-(глава Г "Срочные операции"). В большинстве ранее действующих автоматизированных банковских системах бухгалтерского учета такое было возможно лишь при использовании специального так называемого технического бессальдового счета, который служил в качестве своего рода конверсионного счета при осуществлении прямых проводок между балансовыми счетами пятого раздела и других разделов.

В новом Плане  счетов такой конверсионный счет ведется на балансе с помощью двух парных счетов 47407 -пассивный и 47408 - активный, с общим названием "Расчеты по конверсионным сделкам и срочным операциям".

Валютные операции банков всегда были и остаются до настоящего времени наиболее сложным объектом бухгалтерского учета. Теперь к проблемам, существовавшим ранее, добавились сложности, вызванные тем, что ныне существующие положения и инструкции, регламентирующие учет валютных операций в банках, не отвечают требованиям нового Плана счетов, а по некоторым вопросам и противоречат ему. В таких условиях кредитные организации при разработке положения по учету операций в иностранной валюте зачастую сталкиваются с вопросом: какое решение принять в отношении порядка учета тех или иных валютных операций, чтобы оно не противоречило требованиям нового Плана счетов, действующим инструкциям ЦБ РФ, ну и конечно же требованиям валютного законодательства Российской Федерации.  

Все операции банков (расчетные, кассовые, ссудные и другие) отражаются в бухгалтерском учете на основании денежно-расчетных документов. Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учета и контроля, образует банковскую документацию.

В условиях автоматизации  учета документы должны быть приспособлены  для обработки на машинах. Это достигается путем стандартизации и унификации форм документов. Документы оформляются в соответствии с требованиями Правил и актов Банка России по отдельным операциям. Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению и перечислению налогов, оформляются также с учётом требований Госналогслужбы РФ.      Распоряжения клиентов на перечисление (выдачу) средств с их счетов принимаются к исполнению на основании надлежаще оформленных расчётно-денежных документов. Все документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь бухгалтерскую проводку, то есть обозначение счетов, по которым проводится сумма.   По месту составления документы подразделяются на банковские – составленные работниками банка (например, кассовые ордера, мемориальные ордера) и клиентские – поступающие от клиентов (например, платёжные поручения, чеки).  По характеру отражаемых операций расчётно-денежные документы классифицируются на кассовые и мемориальные.  Кассовыми документами оформляется приём и выдача наличных денег, а мемориальные документы используются для безналичных перечислений по счетам, а также отражения записей по внебалансовым счетам. Клиент обязан указывать в тексте расчётно-денежных документов основание, послужившее для их составления (номер и дату договора или счетов-фактур), а на обороте денежных чеков - назначение сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте чека заверяются подписями чекодателя.     Чеки и платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. В объявлениях на взнос наличных денег должна быть указана дата фактического представления их в банк.   Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями.          Кредитная организация отказывает в приеме платежного (расчетного) документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным, либо при нарушении требований по оформлению документа. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.

При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить:

    • соответствует ли документ установленной форме бланка,
    • заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты,
    • правильность указания банковских реквизитов,
    • соответствуют ли печать и подписи распорядителей счетом заявленным кредитной организации образцам.

Прием расчетных  документов на бумажных носителях, подписанных  собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, осуществляется бухгалтерским работником, которым на всех экземплярах документа проставляется дата приема документа, подпись и штамп банка.           При подписании документов фамилия подписавшего работника банка должна быть также обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов.          Главный бухгалтер кредитной организации обязан следить за тем, чтобы соответствующие образцы подписей были идентичны и своевременно переданы под расписку в кассу, бухгалтерским и контролирующим работникам, группе переводного ключа, абонентскому телеграфу. Главный бухгалтер обязан также следить за своевременным внесением изменений в образцы подписей, которыми пользуются работники банка в своей работе, особенно в связи с увольнением работников банка.   Контролирующие работники должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников банка, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентурой. Этим работникам запрещается пользоваться тем же экземпляром образцов подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников банка, которым пользуются бухгалтерские работники.    От правильности и четкости организации документооборота зависит своевременность отражения банковских операций по счетам банка в бухгалтерском учете предприятий. С этой целью в учреждениях банка составляются графики документооборота, предусматривающие движение во времени различных видов документов от одного структурного подразделения к другому.           Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.   Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка.     Основными нормативными документами, регулирующими вопросы внутри банковского контроля,. являются: Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и Положение ЦБ РФ от 5.12.2002 № 205 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях» расположенных на территории Российской Федерации».   Согласно Положению № 242-П внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов, представляющих собой совокупность процедур и мероприятий по управлению банком:

    1. управленческий контроль и культура контроля;
    2. выявление и оценка риска;
    3. осуществление контроля и разделение полномочий;
    4. информация и взаимодействие;
    5. мониторинг и исправление недостатков.

Совокупность  приемов и методов, применяемых  учетно-операционными работниками  для контроля банковских операций, называют внутрибанковским контролем.       Главная задача такого контроля – обеспечение законности выполняемых операций и сохранности средств и ценностей.

 

 


Рис.1 – Диаграмма активы ОАО «Сбербанк России»

Активы банка  – один из ключевых показателей, отражающих масштаб бизнеса. Банковские активы – это средства собственного капитала банка и средства вкладчиков, размещенные с целью получения прибыли. Этот показатель отражается в активе бухгалтерского баланса банка. В активы входят кассовая наличность, ссуды, инвестиции, ценные бумаги, здания, оборудование и другое имущество.    

Активы Сбербанка  составляют более четверти совокупных активов всей банковской системы Российской Федерации. На 1 января 2012г. активы ОАО «Сбербанк России» составляли 15,097 млрд. руб., это на 2,206 млрд. руб. больше чем в 2011 году. Активы Сбербанка России в 2013 году превысили 1 триллион рублей. По данным на 1 января 2013 года они составили 1,039 трлн. рублей. За 2012 год активы выросли на 155,8 млн. рублей или на 17,6 %.

Рис.2 – Диаграмма собственные средства ОАО «Сбербанк России»

По составу  собственные средства на 2011 год составляют 1268 млрд. руб. и на 2012 год составляет 1623 млрд. тыс. руб. Из этого видно, что собственные средства увеличились на355 млрд. руб.  На 1 марта 2013 года собственные средства составили 1 700 658 ,7 млрд. рублей.

Рис.3 – Диаграмма чистая прибыль ОАО «Сбербанк России»

Чистая прибыль  Сбербанка России в 2012 году выросла  до347,9 млрд руб., что на 32% превышает показатель 2011 года (315,9млрд руб.). Прибыль до налогообложения составила 395,7 млрд . Увеличение чистой прибыли в 2012 году происходило на фоне роста операционных доходов до вычета резервов под обесценение кредитного портфеля (742,8 млрд руб. в 2012 году и 649,8 млрд руб. в 2011 году), а также восстановления резерва под обесценение кредитного портфеля в размере 1,2 млрд руб. в 2012 году против отчислений в резерв в размере 153,8 млрд руб. в 2011 году.

Рис.4 – Диаграмма рентабельность капитала ОАО «Сбербанк России»

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»