Отчет по производственной практике в Магазине «Лукошко»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:14, отчет по практике

Краткое описание

Необходимость исключения обсеменения продовольственных товаров патогенной микрофлорой со стороны самих работников торговли, а также эстетические причины требуют соблюдения определенных норм и правил. Все лица, поступающие на работу на торговые предприятия, должны проходить медицинское обследование на бактерионосительство, глистоносительство, туберкулез. Допуск к работе возможен лишь по предъявлении справки от лечебного учреждения.

Содержание

1. Характеристика предприятия.
1.1. Организационно-правовая форма, форма собственности предприятия, виды его деятельности.
1.2. Штат сотрудников.
1.3. Инструктаж по ТБ, ПБ, санитарии и гигиене.
2. Коммерческая работа в предприятии.
2.1. Потребительский спрос.
2.2. Анализ и прогнозирование потребительского спроса.
2.3. Обработка полученной информации.
2.4. Ассортимент.
2.5. Управление товарными запасами на предприятии.
2.6. Ценообразование.
3. Продовольственные товары.
3.1. Приемка товаров по качеству и количеству.
3.2. Особенности хранения продовольственных товаров.
3.3. Подготовка товаров к продаже.
3.4. Размещение и выкладка.
3.5. Продажа товаров.
3.6. Реализация товаров.
4. Рекламная деятельность предприятия.
5. Правовое регулирование коммерческой работы предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по производственной практике.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Белоярское профессиональное училище»

ГОУ НПО СО Белоярское профессиональное училище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по производственной практике

 

Шпильковой Марины Алексеевны

 

Учащейся гр. К-48

 

 

Мастер П/О: Наймушина Т. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

Содержание:

 

1.      Характеристика предприятия.

1.1.           Организационно-правовая форма, форма собственности предприятия, виды его деятельности.

1.2.           Штат сотрудников.

1.3.           Инструктаж по ТБ, ПБ, санитарии и гигиене.

2.      Коммерческая работа в предприятии.

2.1.           Потребительский спрос.

2.2.           Анализ и прогнозирование потребительского спроса.

2.3.           Обработка полученной информации.

2.4.           Ассортимент.

2.5.           Управление товарными запасами на предприятии.

2.6.           Ценообразование.

3.      Продовольственные товары.

3.1.           Приемка товаров по качеству и количеству.

3.2.           Особенности хранения продовольственных товаров.

3.3.           Подготовка товаров к продаже.

3.4.           Размещение и выкладка.

3.5.           Продажа товаров.

3.6.           Реализация товаров.

4.      Рекламная деятельность предприятия.

5.      Правовое регулирование коммерческой работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика предприятия.

1.1. Организационно - правовая форма, форма собственности предприятия, виды его деятельности.

Магазин «Лукошко» является обществом с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием. Юридический адрес Свердловская область г. Заречный  ул. Ленина 10.

Уставом магазина «Лукошко» предусмотрен вид деятельности:

- организация розничной торговли товарами народного потребления и продуктами питания.

Режим работы магазина с 8-00 до 22-00 без перерыва и выходных. В магазине имеется торговый зал, подсобные помещения, складские помещения, административное помещение и раздевалка для сотрудников магазина. Торговая площадь содержит в себе основной зал с различными продуктами (зал самообслуживания) и два отдела это колбасный отдел и виноводочный (отделы с традиционным методом продажи). Форма работы бригадная.

1.2. Штат сотрудников:

1.      Директор – 1

2.      Товаровед – 2

3.      Старший продавец – 1

4.      Контролер – кассир – 7

5.      Продавец – 4

6.      Фасовщик – 5

7.      Бухгалтер – 1

8.      Секретарь – 2

9.      Грузчик – 2

10. Охранник торгового зала – 2

1.3. Инструктаж по ТБ, ПБ, санитарии и гигиене.

Санитария и гигиена

Необходимость исключения обсеменения продовольственных товаров патогенной микрофлорой со стороны самих работников торговли, а также эстетические причины требуют соблюдения определенных норм и правил. Все лица, поступающие на работу на торговые предприятия, должны проходить медицинское обследование на бактерионосительство, глистоносительство, туберкулез. Допуск к работе возможен лишь по предъявлении справки от лечебного учреждения. Обследование проводится по направлению администрации торгового предприятия. В дальнейшем один раз в квартал должны проходить медицинский осмотр работники, связанные с хранением, реализацией продуктов, санитарной обработкой оборудования и инвентаря. Раз в год проводится проверка на туберкулез.

Администрация заводит на каждого работающего личную медицинскую книжку, в которую вносятся все результаты медицинских обследований и отмечаются перенесенные заболевания. В книжке проставляются отметки об обязательных прививках, сдаче санитарного минимума.

Работники, соприкасающиеся с товарами, должны следить за санитарным состоянием рук — по мере загрязнения их мыть, не допускать возникновения гнойничковых заболеваний.

На каждом торговом предприятии должна быть медицинская аптечка. Все работники должны пользоваться санитарной одеждой, которая выдается предприятием. Изготавливается она из белой, легко стирающейся ткани. Пользоваться ею можно только на работе. В санитарной одежде нельзя выходить на улицу, посещать туалет. Менять ее необходимо по мере загрязнения, но не реже чем раз в два дня.

Источником опасной микрофлоры могут быть волосы и верхняя носильная одежда. Волосы во время работы должны быть подобраны под косынку, берет. Верхняя одежда должна быть чистой, опрятной.

В целом санитарные требования к продовольственным магазинам регулируются Положением о государственном надзоре в СССР и Санитарными правилами для продовольственных магазинов.

Этими правилами работникам магазинов запрещены прием пищи и курение на рабочем месте. Запрещается также курение в торговом зале. Курение повышает мышечную усталость, снижает эффективность, труда.

Инструкция о мерах пожарной безопасности

Инструкция о мерах пожарной безопасности


1. Общие положения

1.1 Работники организации обязаны знать и соблюдать все требования настоящей инструкции.

1.2 Ответственность за обеспечение мер пожарной безопасности несёт руководитель или лицо, временно исполняющее его обязанности.

1.3 Все сотрудники должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, проводимого один раз в квартал.

1.4 Лица виновные в нарушении правил пожарной безопасности в зависимости от характера нарушений и последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и правилами внутреннего распорядка.

2. Содержание помещений и оборудования.

2.1. К зданию должен быть обеспечен свободный подъезд. Коридоры, тамбуры, проходы к средствам тушения и электрическим приборам должны быть свободными.

2.2 Двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в направлении выхода из помещения.

2.3. В помещении запрещается:
а) хранить огнеопасные или легковоспламеняющиеся вещества и жидкости;
б) производить электрогазосварочные и другие огневые работы;
в) оставлять без присмотра включенные нагревательные электроприборы.

2.3 Не реже одного раза в месяц огнетушители, установленные в помещении должны подвергаться внешнему осмотру.

2.4 Рабочие места и оборудование должны ежедневно убираться от мусора и пыли.

2.5 Курение разрешается только в специально отведенных местах.

3. Электроустановки, электропроводки и освещение

3.1 Электроустановки должны монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Правилами техники безопасности (ПТБ).

3.2 Устройство и эксплуатация электросетей - времянок не допускается

3.3. При эксплуатации электросетей запрещается:
а) использовать проводами с поврежденной изоляцией;
б) применять для защиты электросетей вместо автоматов защиты или калиброванных плавких предохранителей - жучки

3.4. Во всех помещениях по окончании работ все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены, за исключением дежурного освещения

4. Порядок действий при пожаре

4.1. Каждый сотрудник обнаруживший пожар или признак горения обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону 01 в пожарную охрану и назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию.
б) принять меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

4.2 Руководитель предприятия или лицо, исполняющее его обязанности должен:
а) в случае угрозы жизни людей организовать их спасение,
б) при необходимости отключить электроэнергию,
в) прекратить все работы, не связанные с тушением пожара,
г) организовать встречу подразделений пожарной охраны.

4.3 По прибытии пожарного подразделения руководитель обязан проинформировать руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта.



Приложение к Правилам Пожарной безопасности (ППБ-01-03)
Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:
правила вызова пожарной охраны;
порядок аварийной остановки технологического оборудования;
порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ,

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИИ, САНИТАРНОЙ

И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К УСТРОЙСТВУ

И СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Устройство предприятий и содержание территории и помещений

Требования охраны труда и экологической безопасности, пре­дусматривающие создание оптимальных условий для осуществле­ния технологических процессов и обеспечения благоприятных ус­ловий труда, учитываются как на стадии проектирования пред­приятий, так и при их строительстве и реконструкции. При этом должны учитываться необходимые требования экологии в зави­симости от степени вредности производства и условий окружаю­щей среды.

Законодательством запрещен ввод в действие объектов, по ко­торым не выполнены требования по охране труда и не закончены работы, связанные с обеспечением техники безопасности, произ­водственной санитарии и пожарной безопасности.

Санитарные правила и нормы «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объек­тов» СанПиН 2.2.1/2. 1.1.567-96, принятые 31.10.96 г. Постановле­нием Госкомсанэпиднадзора России № 41 устанавливаются гигие­нические требования к минимальному размеру санитарно-защитных зон в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Так, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, концентрации объектов на ограниченной террито­рии, характера и количества, выделяемых в окружающую среду ток­сичных и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на окружающую среду и здоровье человека для предприятий 1-го класса минимальная санитарно-защитная зона должна быть не менее 2000 м, для предприятий второго класса — 1000 м, третьего — 500 м, четвертого -300 и для питого - 100 метров. Кроме того, они включают требова­ния к организации и благоустройству санитарно-защитных зон, основания к пересмотру этих размеров.

Эти правила и нормы распространяются на проектирование и эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, тепловых электростанций, электричес­ких станций с возобновляемыми источниками энергии, опытно-экспериментальных производств и установок, малых предприятий, а также на действующие производства.

Обязательным условием современного промышленного проек­тирования является внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволя­ющих максимально сократить или избежать поступления вредных химических или биологических компонентов выбросов и атмосфе­ру, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие фи­зических факторов до гигиенических нормативов и ниже.

Предприятия торговли и общественного питания размещают с учетом генеральных планом развития городов и населенных пунктов, схем районных планировок и с учетом движения основных потоков населения.

При проектировании предприятий руководствуются строитель­ными нормами и правилами СНиП 11.77-80 «Магазины. Нормы проектирования» и СНиП II-Л-8-71 «Предприятия общественного питания». Указанные нормы проектирования определяют площадь земельного участка под строительство, а также размеры зоны от­дыха, хозяйственного двора, подъездных путей.

Территория предприятия должна содержаться и чистоте, а в теп­лое время года должна поливаться водой; примыкающая к произ­водственной части здания — должна иметь огражденную хозяйствен­ную зону с подъездными путями не с магистральной улицы или площади, а с улицы, расположенной со стороны внутрикварталь­ного проезда. В хозяйственной зоне оборудуют разгрузочные пло­щадки, навесы для тары и мусоросборников. Мусоросборники должны быть водонепроницаемыми с плотно закрывающимися крыш­ками, их нужно очищать при заполнении не более 2/3 объема, ежед­невно хлорировать.

Зона посетителей отделяется от хозяйственной зоны древесно-кустарниковыми насаждениями.

Хмельный участок для строительства, источник водоснабжения, системы канализации и спуска вод предварительно согласовываются с местными органами санитарного надзора. Участок от­водится на сухом, незатопляемом месте с относительно ровной поверхностью, с прямым солнечным освещением и естественным проветриванием. Почва участка не должна быть загрязнена органи­ческими отбросами. Уровень грунтовых под должен быть ниже основного фундамента здания.

Предприятия торговли, общественного питания и пищевых про­изводств размещаются в зданиях торговых центров, и отдельно сто­ящих и пристроенных зданиях, первых этажах жилых зданий, в тор­говых павильонах и палатках (малый бизнес).

При строительстве отдельно стоящих торговых зданий (универ­самов) торговой площадью до 1500 м2 торговые залы, кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже размещают на одном этаже для более удобной планировки и компоновки различных помещений, рационального направления потоков покупате­лей, возможной механизации трудовых процессов.

Планировка производственных и торговых помещений должна обеспечивать правильную организацию технологических процессов, наибольшую экономичность и удобство эксплуатации. Особое вни­мание уделяется устройству входом, лестниц, площадок, коридо­ров, проходов и дверей. Пути эвакуации должны быть свободны­ми, без выбоин и порогов у дверей в расчете на свободное и безопасное перемещение транспортных средств и ава­рийное освещение. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 2,5 м; ширина коридоров в помещениях для хранения и подготовки товаров к продаже не менее 1,8 м, а административных, бытовых, подсобных и техни­ческих помещений – не менее 1,2 м.

Ширина дверей в складских и производственных помещениях принимается в пределах от 0,9 до 1,8 м в зависимости от их площа­ди и назначения, коридоров – от 1,2 до 1,8 м в зависимости от количества мест в торговом зале.

Планировка производственных цехов предприятий общественного питания должна обеспечивать благоприятный микроклимат в поме­щениях со значительными теплоизбытками, доступ естественного света в производственные цеха и некоторые другие помещения.

Полы производственных помещений должны удовлетворять оп­ределенным требованиям: они не должны становиться скольз­кими при попадании на них жидкости и жира, но в то же время легко мыться; с этой целью они покрываются керамической плит­кой с пирамидальными выступами на лицевой стороне. Такие полы не очень теплоемки — коэффициент их теплоусвоения не более 20 кДж/(м3•час•°С).

Водоснабжение осуществляется путем присоединения к мест­ной водопроводной сети, а при отсутствии ее посредством устрой­ства артезианских скважин. Качество воды должно отвечать требо­ваниям действующего ГОСТа «Вода питьевая». Устройство внут­ренних сетей холодного и горячего водоснабжения должно отвечать требованиям нормативных документов.

Горячая и холодная вода должны быть подведены ко всем мо­ечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также к технологическому оборудованию, где это необходимо.

Предприятие общественного питания должно быть оборудовано двумя системами канализационных труб; для производственных сточных вод и для фекальных вод (из туалета, душа). Сбор произ­водственных и бытовых сточных вод должен осуществляться раз­дельными системами канализации с самостоятельными выпуска­ми в центральную сеть.

Во всех цехах, моечных, дефростерных, загрузочной устанавли­ваются трапы с уклоном пола к ним (из расчета 1 трап на 100 м2, но не менее одного на помещение). В тамбуре туалета для персонала следует предусмотреть отдельный трап на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов. Унитазы и рако­вины для мытья рук персонала рекомендуется оборудовать педаль­ными пусками и сливами.

Порядок обезвреживания и спуск бытовых и производственных вод осуществляется по согласованию с местными учреждениями, санитарно-эпидемиологическими службами и в строгом соответ­ствии с действующими правилами.

Для отвода воды в канализацию в полах устраивают трапы и лотки, которые прикрывают решетками заподлицо с полом.

Для естественного вентилирования производственных помеще­ний и торговых залов предусматриваются фрамуги и форточки.

Для приема пищи персоналом предприятия в соответствии с нормами проектирования предусматривается специальное поме­щение.

Душевые и туалеты оборудуют на предприятиях общественного питания, торговли продовольственными товарами (торговав пло­щадь 100 м2 и более) и непродовольственными товарами (торговая площадь 650 м2 и более). Душевые располагают в помещениях, смеж­ных с гардеробными.

Гардеробные для спецодежды изолируют от гардеробных для уличной и домашней одежды.

Планировка помещений магазинов должна учитывать следующее:

     торговые залы должны быть технологически связаны с поме­щениями для подготовки товаров к продаже и расположены так, чтобы при необходимости их можно было изолировать;

     проход в административные, бытовые и технические поме­щения на должен быть через торговые залы и помещения для хра­нения и подготовки товаров к продаже;

     помещения для хранения товаров не должны быть проход­ными;

     помещения для приемки товаров – вблизи от помещений для их хранения.

Для покупателей и обслуживающего персонала входы и выходы и лестницы предусматриваются отдельные. Служебные входы и ле­стницы, как правило, располагаются так, чтобы при необходимо­сти их можно было использовать для быстрой эвакуации покупате­лей из торговых залов.

В магазинах с торговыми залами площадью 4500 м2 и более до­пускается устройство эскалаторов.

Стены и перекрытия над помещениями магазинов, размещен­ных в первых этажах жилых домов и других зданий, должны обла­дать звукоизолирующей способностью в соответствии с нормами проектирования ограждающих конструкций этих зданий.

Стены производственных и складских помещений облицовыва­ются влагостойкими материалами или кафельной плиткой на вы­соту 1,8 м.

Помещения и вентиляционные короба в продовольственных ма­газинах и предприятиях общественного питания защищаются от проникновения грызунов. Для этого низ деревянных перегородок обшивают стальным листом, устанавливают стальные сетки.

2. Организация технологических процессов и рабочих мест

Технологические процессы организуются и проводятся в стро­гом соответствии с ГОСТом 12.3.002-75 «Процессы производствен­ные. Общие требования безопасности», Санитарными правилами для предприятий торговли и общественного питания и Правилами техники безопасности и производственной санитарии на предпри­ятиях торговли и общественного питания.

Работники предприятия допускаются к эксплуатации оборудо­вания только после получения ими инструктажа по технике безо­пасности и обучения по программе техминимума.

Все технологические процессы, связанные с доставкой сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, товаров и других грузов, долж­ны осуществляться способами, максимально устраняющими руч­ные операции, исключающими опасность травмирования и физи­ческого перенапряжения работающих.

Рабочее место должно быть удобным для работающего. Его раз­мещают по ходу технологического процесса так, чтобы не создава­лось встречных, перекрещивающихся и возвратных движений об­рабатываемого сырья и обеспечивают площадью, достаточной для установки вспомогательного оборудования и инвентаря, и есте­ственным освещением. На рабочем месте под ногами рабочего обо­рудуют исправный решетчатый настил высотой 50-60 мм от пола, оптимальное расстояние между планками – 25-30 мм.

.Режущие части ножей необходимо регулярно и своевременно за­тачивать. Нельзя допускать резких движений ножом. Править нож о мусат следует в стороне от рабочих, занятых на других операциях.

На разделочных досках, на колодах для рубки мяса не допуска­ется наличие трещин и заусенец. Мясо при ручной обработке мож­но обваливать только размороженным.

Мойку и чистку посуды от остатков пищи, а также уборку по­лок, стеллажей производят с помощью щеток, скребков, ершей, деревянных лопаток. Нельзя закладывать в ванны для мойки вруч­ную столовую посуду с трещиной.

Для вскрытия и распаковки тары необходимо использовать со­ответствующие исправные инструменты — гвоздодеры, клещи и др. (рис. 2). Консервные банки открывают специальными приспособ­лениями и ключами.

Переносить режущие и другие инструменты следует в чехлах, ножнах, а хранить в пеналах.

 

Рис.1. Способы вскрытия отдельных видов тары:

1 - ящиков; 2 - мешков; 3 -бочек.

2. раздел Коммерческая работа в предприятии:

2.1 Потребительский спрос.

Потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее – соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

2.2. Анализ и прогнозирование потребительского спроса

Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса.

Разработка целевых и программных опросов.

Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.

Разработка пробной анкеты, ее испытание и окончательная редакция вопросов.

Организация самого опроса, включая подготовительную работу по печатанию бланков опроса и инструктаж лиц, производящих опрос.

Анкета.

1.      Ваш пол:  муж.      Жен.

2.      Ваш возраст:

3.      Какие продукты вы чаще всего приобретаете в нашем магазине:

4.      Как часто вы посещаете этот магазин:

5.      Устраивает ли вас качество обслуживания:

6.      Довольны ли вы ассортиментом данного предприятия:

7.      Ваш доход в месяц составляет:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

2.3. Обработка полученной информации.

В процессе проведения опроса населения возникает сложная проблема, связанная с обеспечением репрезентативности результатов опроса (т.е. насколько полученные результаты реально отражают изучаемые процессы). Репрезентативность выборки зависит от численности и отбора опрашиваемых лиц. Математическая статистика предусматривает два основных метода: метод вероятностной выборки и квотная выборка, которая предполагает отбор опрашиваемых лиц с целью построения уменьшенной модели генеральной изучаемой совокупности.

Опыт проведения опросов показывает, что для получения репрезентативных результатов необходимо опросить примерно 1500-2000 человек. Однако репрезентативность выборки зависит не только от количества опрашиваемых, но и от правильности самой методики проведения опроса.

Опрос может быть проведен на основе личного контакта либо путем письменного заполнения анкет.

В опросе участвовали 45 человек, 35 человек, из числа опрошенных являются женщинами в возрасте от 25 до 50 лет с доходом от 12000 до25000 рублей.

С помощью опроса мы выяснили, что большим покупательским спросом пользуются все товары представленные в магазине, покупатели довольны ассортиментом торгового предприятия.

2.4. Ассортимент:

  Формирование ассортимента производится по ассортиментному перечню предприятия. На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы: тип и размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численность обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др.

На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей. [1]

 

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т.д.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия; бакалейные товары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо, рыба; плоды, овощи.

 

2.5. Управление товарными запасами на предприятии.

 

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

 

2.6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

Механизм формирования цены по каждому конкретному контракту определяют следующие основные факторы: действующий механизм государственного регулирования цен в различных отраслях и сферах экономики, а также особенности налогообложения.

Необходимо отметить, что существуют определенные отраслевые особенности расчета затрат и издержек. Так, для предприятий торговли и общественного питания установлен следующий примерный перечень издержек.

В состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров на предприятиях общественного питания. Примерный перечень расходов, которые включаются в себестоимость у торговых организаций, выглядит следующим образом:

- Транспортные расходы

- Расходы на оплату труда

- Отчисления ни социальные нужды

- Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

- Амортизация основных средств

- Расходы на ремонт основных средств

- Износ других малоценных и быстроизнашивающихся предметов

- Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

- Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

- Расходы на рекламу

- Затраты на оплате процентов за пользование займом

- Потери товаров и технологические отходы

- Расходы на тару

Размер торговой надбавки составляет, например: хлебобулочные изделия 10%, а кондитерские 25%. В магазине также разрабатывается система стимулирующих скидок такие как дисконтные карты.

 

3. Раздел Продовольственные товары.

 

3.1. ПРИЕМКА ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ:

В магазине приемку товаров производит товаровед. Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.

Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.

При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) отвечает стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.

Товар соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды, другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).

3.2. Особенности хранения продовольственных товаров

 

Хлеб и хлебные изделия хранят в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях отдельно от других товаров. Сухари и бараночные изделия, упакованные в ящики или мешки, хранят на стеллажах. Способ и плотность укладки хлеба и хлебных изделий должны обеспечивать сохранность товарного вида. Для этого формовой хлеб укладывают в один или в два ряда на боковую или нижнюю корку, подовый хлеб и булочные изделия — в один ряд на нижнюю или боковую корку с уклоном к стенкам лотка.

Плодоовощную продукцию хранят без естественного освещения в хорошо вентилируемых помещениях. Плоды размещают в затаренном виде отдельно от картофеля и овощей. Плодоовощные товары в ящиках, корзинах, лотках укладывают на подтоварники штабелями высотой до 2 м. В помещениях поддерживается относительная влажность воздуха 80 — 95% при сравнительно низкой температуре — от — 1 до 9°С. При более высокой температуре (до 12°С) и влажности воздуха 80—85% разрешается хранить семечковые и цитрусовые плоды, овощи (кроме зелени) и картофель сроком не более двух суток. Свежие и сухие фрукты хранят отдельно от овощей.

Соленые помидоры, огурцы, квашеную капусту в бочках хранят на полу, а в стеклотаре — на стеллажах или штабелями в ящиках при температуре для капусты от 0 до —2°С, огурцов и помидоров — от —1 до +4°С.

Сушеные плоды, овощи и грибы, упакованные в крафтмешки или полиэтиленовые мешки, укладывают штабелями на подтоварники.

Замороженные плоды и овощи хранят при температуре не выше —8...—10°С в низкотемпературных холодильных камерах и прилавках.

Молочную и маргариновую продукцию хранят в охлажденных камерах, прилавках, шкафах и ледниках изолированно от других продуктов, издающих специфический запах.

Сметану и творог весовые хранят в металлических флягах и бочонках, масло сливочное в таре — в холодильных камерах, а без тары — в охлаждаемых прилавках и шкафах.

Крупные сыры хранят без тары, укладывая один круг сыра на другой, с прокладкой между ними фанеры. Яйца, поступившие с холодильников, повторно не охлаждают.

При хранении молочной продукции соблюдаются сроки, установленные для каждого вида.

Мясо и мясопродукты, поступившие в магазин, размещают на хранение немедленно. Хранят их в охлаждаемых помещениях и оборудовании, а при их отсутствии — в сухих, чистых, хорошо вентилируемых помещениях при температуре не выше 8°С. Мясо и мясопродукты хранят в подвешенном состоянии (охлажденное мясо, вареные, копченые и полукопченые колбасы, сосиски и др.), в ящиках, лотках и противнях на стеллажах (охлажденная птица и полуфабрикаты, субпродукты и готовые изделия).

Мороженое мясо в магазине хранят на подтоварниках штабелями. Запрещается совместное хранение сырых мясопродуктов с колбасными и кулинарными изделиями.

В зависимости от температуры установлены сроки хранения отдельных видов мяса и мясных продуктов. Например, мясо мороженое в тушах при температуре ниже 0°С хранится не более 5 сут., при температуре 0 — 6°С — 72 ч, при естественном охлаждении или охлаждении льдом (не выше 8°С) — 48 ч. При хранении мяса в ледниках и ваннах со льдом укладка допускается только на деревянные решетки.

Запрещено продавать в магазинах без холодильного оборудования мясные полуфабрикаты, ливерные и кровяные колбасы.

Рыбные товары, обладающие резким запахом, хранятся в холодильных камерах отдельно от других товаров. Для скоропортящихся рыбных продуктов (рыбы горячего копчения, охлажденной и мороженой) установлены предельные сроки хранения.

Соль, поступившую в магазин в мешках, хранят в отдельной кладовой. Если выделение отдельной кладовой невозможно, для соли устанавливают деревянные лари с крышками.

Сахар в мешках размещают на подтоварниках в сухом помещении вдали от товаров с резким запахом, периодически перекладывая мешки, чтобы предотвратить слеживание.

Кондитерские изделия в коробках и банках размещают на полках стеллажей, а в ящиках — на подтоварниках штабелями. Ящики с чаем и кофе укладывают на полках, коробки с конфетами, карамелью, шоколадом и мучнистыми кондитерскими изделиями помещают вдали от отопительных приборов, товаров с сильным запахом и легко отдающих влагу (соль и др.).

Мешки с мукой и крупой укладывают зашивкой внутрь на подтоварники в штабеля.

3.3. Подготовка товаров к продаже:

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в: их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т. е. группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами.

Значительная часть продовольственных товаров поступает в нерасфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазинах. В основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. В магазине товары фасуют, как правило, при помощи простейших приспособлений или на настольных циферблатных, электронных весах в специальных помещениях (зонах) площадью не менее 6 м2. Зону для фасовки располагают в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующими инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства или приспособления.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару─оборудование.

 

3.4. Размещение и выкладка:

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

При размещении товаров в торговом зале соблюдается правила товарного соседства. За каждой товарной группой закреплена постоянная зона размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения.

Однородные товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.

Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

                  однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;

      целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);

      декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;

      полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;

      в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;

      выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;

      сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

Размещая товары в зале, и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.

Гастрономические изделия выкладывают в охлаждаемых витринах различными способами:

- колбасу и копчености - в несколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;

- фасованные колбасные изделия и мясокопчености, упакованные в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и сортам.

- Фасованные сыры, масло животное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене. Бутылки и пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану и творог выставляют на открытых холодильных прилавках рядами.

- Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках-витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты кусками на поддонах по видам и сортам.

Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную - в охлаждаемых прилавках─витринах.

Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают в окорятах с тузлуком, соленую рыбу без тузлука - на противнях и окорятах спинками вверх.

Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.

Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фа совки их укладывают рядами или стопками.

Для размещения в торговом зале расфасованных овощей картофеля удобно применять тару-оборудование.

Хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требований. Для размещения хлеба и хлебобулочных изделий могут применять шкафы, изготовленные из модульных элементов.

Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.

3.5. Продажа товаров

К моменту открытия предприятия подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.

Продажа товаров на предприятии производится всем гражданам на общих основаниях.

Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.

На все реализуемые товары предприятие торговли имеет сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основами гражданского законодательства предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров.

Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.

Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами.

Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы нарезают отпускаемые гастрономические товары.

В торговых залах установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы.

Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке.

Продажа продовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки), осуществляется с соблюдением также и этих правил.

Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.

Предприятие выдает покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли – продажи.

Продовольственные товары, купленные в магазине, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.

 

3.6. Реализация товаров:

 

Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания самообслуживания. Продавец (кассир или иной работник магазина, киоска и т. п.), осуществляющий прием наличных денежных средств, должен производить расчеты с покупателем в следующем порядке:

•        четко назвать сумму денег, полученную от покупателя, и положить эти деньги отдельно на видное для покупателя место (не в ящик для денег, т. е. в так называемую кассу - купюра к купюре, а так, чтобы вы видели

1)   выбить чек;

2)   назвать покупателю выдаваемую сумму сдачи и вручить ее вместе с чеком:

•        и только потом поместить полученные от покупателя деньги в ящик для денег в кассовом аппарате или иное место аналогичного назначения.

При возникновении спора об ошибке в выдаче сдачи покупатель имеет право потребовать от продавца провести сверку показаний контрольной ленты кассового аппарат с фактической суммой денег в кассе.

Кстати, продавец обязан принимать от покупателей ветхие купюры, которые не допускаются к дальнейшему обращению.

В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

 

4. Раздел Рекламная деятельность предприятия

В магазине применяются такие виды рекламы как: ценники, реклама на пакетах, печатная реклама в телефонном справочнике города Заречного, бегущая строка на здании магазина и печатные листовки при входе в магазин.

 

5. Раздел Правовое регулирование коммерческой работы предприятия:

Магазин «Лукошко» по отношению к своим поставщикам

выступает, как оптовый покупатель, приобретающий товар на свои средства. Поэтому, как субъект коммерческой деятельности, магазин является купцом.

Купец, - коммерческое предприятие покупающее продукцию на

свои деньги и реализующее ее по своей цене там, где захочет.

В ряде случаев магазин сразу осуществляет оплату за продукцию. В других случаях оплата за товар, согласно заключенным договорам, осуществляется по мере ее реализации. Но в обоих случаях право собственности на продукцию переходит от поставщика к торговой фирме сразу после ее поставки.

Для организации закупок товаров в магазине Лукошко налажена следующая схема:

1) Товароведы составляют ежедневные отчеты о движении товаров на складе и передают их заведующей

2) Заведующая добавляет в эти отчеты заявки от покупателей на конкретный товар (если таковые имеются) и передают их заместителю директора по основной деятельности;

3) Заместитель директора составляет заявки для каждого поставщика на определенные товары, договаривается о сроках и способах их доставки, передает для расчетов бумаги в бухгалтерию.

Поставщиками магазина являются: ОАО «Атолл – Вега», ООО «Конфи», ИП «Екатерина» и. т. д. Т.е. поставщики находятся на территории Свердловской обл. и г. Екатеринбурга.

 

Как и у большинства торговых предприятий у магазина основной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является договор поставки товаров.

Договор поставки является видом договора купли-продажи. Основные отличия его от договора купли-продажи заключаются в следующем:

в то время, как договор купли-продажи может совершаться, как гражданами, так и организациями, договор поставки заключается лишь между организациями;

по договору купли-продажи момент передачи вещи определяется соглашением сторон и, в частности, может совпадать с моментом заключения договора, в то время, как договор поставки возлагает на поставщика обязанность передать предмет в срок, как правило, не совпадающий с моментом заключения договора.

Договор на поставку продукции и товаров может быть заключен сторонами по своему усмотрению. В том случае поставщиками и покупателями могут выступать государственные, общественные организации, предприятия, объединения, банки, акционерные общества и другие организации, наделенные правами юридических лиц.

Договоры поставки заключаются путем составления одного документа, подписываемого сторонами, или путем принятия поставщиком заказа покупателя к исполнению. Договорные отношения могут устанавливаться также путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, факсами и др.

Договоры поставки заключаются на любой период: на год, на 5 лет или иной срок, тогда как договор купли-продажи имеет, как правило, краткий срок действия.

В договоре, заключенном любыми из указанных способов, должны обязательно определяться номенклатура (ассортимент), количество и качество продукции (товаров), сроки поставки и цена, другие условия.

В договор должны быть включены условия, конкретизирующие обязательства сторон: определен порядок исполнения договора, расчетов, условия о таре, маркировке, сопроводительной документации и т.д., а также имущественной ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору.

Существует 2 метода расчетов с поставщиками:

                  безналичный расчет;

                  наличный расчет;

Магазин рассчитывается с поставщиками наличным методом, т.к. сумма обычно не превышает 100 000 рублей.

 

 



[1] 


Информация о работе Отчет по производственной практике в Магазине «Лукошко»