Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть понятие инфляции,причины её
возникновения,влияние на экономику и общество.
В ходе реализации указанных целей, необходимо выполнить сдедующие задачи:
Проанализировать понятие и сущность инфляции.
Описать основные виды инфляций и причины её возникновения.
Рассмостреть антиинфляционную политику России и методы борьбы с ней.
Проанализировать особенности инфляции в России в 2009-2010 годах.
Выявить основные задачи в борьбе с ростом инфляцией.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика инфляции и антиинфляционной политики...................5
1.1 Понятие и сущность инфляции........................................................................5
1.2 Основные виды инфляции, ее классификация...............................................8
1.3 Понятие и виды антиинфляционной политики............................................14
2. Анализ инфляции в России...................................................................................21
2.1 Причины возникновения инфляции..............................................................21
2.2 Инфляция 2009-2010 годах.............................................................................24
2.3 Проблемы регулирования инфляции в России.............................................28
3. Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии.........................................................................................................................33
3.1 Основные задачи в борьбе с ростом инфляции............................................33
3.2 Методы борьбы с инфляцией.........................................................................36
Заключение.................................................................................................................40
Список литературы....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 146.10 Кб (Скачать файл)

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит  экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата  большими издержками адаптационного плана.

Если исходить из степени вмешательства  государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:

  • открытую;
  • подавляемую.

Открытая инфляция характеризуется  невмешательством государства в  процессы формирования цен и заработной платы. Под подавляемой инфляцией  подразумевается правительственный  контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно.

Инфляция является результатом  нарушения равновесия между спросом  и предложением. Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.

  1. Инфляция спроса

Инфляция спроса порождается выпуском в обращение дополнительной

массы платежных средств, что создает превышение спроса над  предложением и приводит к росту  цен. В этой связи необходимо сокращать  государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету  ради уменьшения эмиссии денег.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

   - милитаризация экономики  и рост военных расходов.

   - дефицит государственного  бюджета и рост внутреннего  долга.

   - кредитная экспансия банков.

   - импортируемая    инфляция  ( это  эмиссия  национальной   валюты сверх потребностей товарооборота  при покупке иностранной валюты  странами с активным платежным  балансом).

   - чрезмерные инвестиции  в тяжелую промышленность (при  этом с рынка постоянно извлекаются  элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает  дополнительный денежный эквивалент).

2) Инфляция издержек

В мировой практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение при прежних ценах падает, что и вызывает рост цен. При этом объем производства, и занятость уменьшаются - признак недостаточного спроса.  Для инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.) и затем распространяется - в свою очередь, через повышение издержек - на конечный продукт.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих

неденежных факторов на процессы ценообразования.

    - снижение роста производительности труда и падение производства.

   - возросшее значение сферы услуг (оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства).

    - возросшее значение сферы услуг (более медленный рост производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, но большой удельный вес заработной платы в общих издержках производства).

    - ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции (экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда, в то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль «заработная плата – цены»).

    - Энергетический кризис (он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов).

3)Административная инфляция

Административная инфляция порождается волей государственных  органов, рыночных союзов и объединений, отдельных лиц и др. Такая инфляция проявляется во взвинчивании тарифов  на железнодорожные перевозки, платы  за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др. В России пока сохраняется  достаточно высокая степень монополизации  товарных рынков и, соответственно, самый  сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции  на основных товарных рынках,

монополизм производителей и поставщиков продовольственной  и

промышленной продукции  сохраняют существование рынка  продавца, а не рынка покупателя как в большинстве стран с  развитой рыночной экономикой.

Поднимая цены в ключевых отраслях, например, на нефтепродукты  и другие энергоносители, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.

4) Инфляция спирали  цен и зарплат

Инфляция спирали цен  и зарплат близка по характеру  к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается  повышением уровня заработной платы (в  частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и соответственно провоцирует  рост цен на большинство продовольственных  и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость  индексации заработной платы, тем самым, замыкая порочный круг.

Очевидно, что все, описанные  выше, виды инфляции тесно связаны  между собой и влияют друг на друга.

 

 

1.3 Понятие и  виды антиинфляционной политики

 

    Антиинфляционная  политика представляет собой  совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного  уровня

5. Фискальная политика, ориентированная  на предложение.

Рассмотрим каждый из них  подробнее.

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Методы фискальной политики:

- Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема

производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых  поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с  продаж и с оборота. В то же время  увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства  на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что  увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.

- Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

- Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

- Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть  к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня  цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

1.Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков;

2.Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора;

3.Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение  резервной нормы, изменение учетной  ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента  кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными  средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и  увещевания.

   На краткосрочных временных  интервалах последствия ограничительных  действий в рамках денежно-кредитной  политики состоят в следующем:

  1. Повышение нормы процента;
  2. Уменьшение уровня реального объема производства;
  3. Понижение уровня цен.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.

Гипотеза естественного  уровня заключается в утверждении, что

экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет  два варианта:

1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях, нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

2. Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

Фискальная политика, ориентированная  на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен – реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги  увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду.

Информация о работе Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии