Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть понятие инфляции,причины её
возникновения,влияние на экономику и общество.
В ходе реализации указанных целей, необходимо выполнить сдедующие задачи:
Проанализировать понятие и сущность инфляции.
Описать основные виды инфляций и причины её возникновения.
Рассмостреть антиинфляционную политику России и методы борьбы с ней.
Проанализировать особенности инфляции в России в 2009-2010 годах.
Выявить основные задачи в борьбе с ростом инфляцией.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика инфляции и антиинфляционной политики...................5
1.1 Понятие и сущность инфляции........................................................................5
1.2 Основные виды инфляции, ее классификация...............................................8
1.3 Понятие и виды антиинфляционной политики............................................14
2. Анализ инфляции в России...................................................................................21
2.1 Причины возникновения инфляции..............................................................21
2.2 Инфляция 2009-2010 годах.............................................................................24
2.3 Проблемы регулирования инфляции в России.............................................28
3. Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии.........................................................................................................................33
3.1 Основные задачи в борьбе с ростом инфляции............................................33
3.2 Методы борьбы с инфляцией.........................................................................36
Заключение.................................................................................................................40
Список литературы....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 146.10 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение.......................................................................................................................3

1. Общая характеристика  инфляции и антиинфляционной  политики...................5

    1.1 Понятие и  сущность инфляции........................................................................5

    1.2 Основные виды  инфляции, ее классификация...............................................8

    1.3 Понятие и  виды антиинфляционной политики............................................14

2. Анализ инфляции в  России...................................................................................21

    2.1 Причины возникновения  инфляции..............................................................21

    2.2 Инфляция 2009-2010 годах.............................................................................24

    2.3 Проблемы регулирования  инфляции в России.............................................28

3. Перспективные направления  развития антиинфляционной политики  в     Росcии.........................................................................................................................33 

    3.1 Основные задачи в борьбе с ростом инфляции............................................33

    3.2 Методы борьбы  с инфляцией.........................................................................36

Заключение.................................................................................................................40

Список литературы....................................................................................................41

Приложение................................................................................................................42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инфляции занимает важное место в экономической  науке, поскольку ее показатели и  социально-экономические последствия  играют серьезную роль в оценке экономической  безопасности национального хозяйства  каждой страны.

Как экономическое явление  инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление  связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых  она неразрывно связана.

Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в  период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.

Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое  распространение в экономической  литературе термин инфляция получил  лишь после Первой Мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы  экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  инфляционные процессы в России напрямую связаны с развитием общей  социально-экономической ситуацией  и оказывают огромное влияние  не только на положение в самой  стране, но и на ее роль в мировой  экономике. Следовательно, они нуждаются  в особо тщательном изучении и  точной оценке для предотвращения кризиса, который они могли бы вызвать. 

Объектом курсовой работы является анализ инфляционного процесса в России, а предметом - инфляция.

Цель данной курсовой работы: раскрыть понятие инфляции,причины  её

возникновения,влияние на экономику и общество.

В ходе реализации указанных  целей, необходимо выполнить сдедующие  задачи:

  1. Проанализировать понятие и сущность инфляции.
  2. Описать основные виды инфляций и причины её возникновения.
  3. Рассмостреть антиинфляционную политику России и методы борьбы с ней.
  4. Проанализировать особенности инфляции в России в 2009-2010 годах.
  5. Выявить основные задачи в борьбе с ростом инфляцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие и  сущность инфляции

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте  цен. Но это не означает, что в  период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем  другие. В основе этих пропорций  лежит разное соотношение между  спросом и предложением и различная  эластичность.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы  экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

   - обесценивание денег  по отношению к золоту;

   - обесценивание денег  по отношению к товару;

   - обесценивание денег  по отношению к иностранной  валюте.

Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных  американских учебниках.

Инфляция - это повышение  общего уровня цен. Это конечно не означает, что повышаются обязательно  все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые  цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это  то, что цены имеют тенденцию подниматься  очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. [10, стр. 56]

Сущность инфляции заключается  в повышении уровня цен на товары,

при этом инфляционные процессы неизбежны, они сопутствуют всем мероприятиям проводимым в государстве. Роль государства заключается в проведении мероприятий которые смягчили бы последствия от инфляции и население не ощутило их.

Инфляция измеряется с  помощью индекса цен. Вспомним, что  индекс цен определяет их общий уровень  по отношению к базовому периоду.

Для того, чтобы экономика  не переживала инфляционных кризисов:

  1. Должно быть постоянное  равновесие государственного бюджета;

  2. Центральный банк  должен вести идеальную политику;

  3. Государство не должно  вмешиваться в распределение  доходов;

  4. Страну должны населять  граждане со здоровой рыночной  психологией, люди, лишенные инфляционных  ожиданий.

Объяснения причин дисбаланса различны. Одни экономисты (Дж. М. Кейнс  и его последователи) объясняли  его чрезмерным спросом при полной занятости, т.е. со стороны спроса. Другие - неоклассики - искали причину в  росте производственных расходов или  издержек производства, т.е. со стороны  предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т.е. объяснять инфляцию как со стороны  спроса, так и со стороны предложения. Диспропорции между спросом и  предложением, превышение доходов над  потребительскими расходами могут  порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают  доходы); чрезмерным инвестированием (объем  инвестиций превышает возможности  экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных  цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Существует и несколько  иной взгляд на природу инфляции, что  вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как  считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция - это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.

Немонетарные причины:

   1.Диспропорции в  экономике, обусловленные долгим  развитием ее под влиянием  командно-административной системы.

   2.Чрезмерное развитие  ВПК (Военно-промышленного комплекса).

   3.Малый экспортный  сектор при сильной импортной  зависимости.

   4.Распад хозяйственных  связей в результате развала  СССР.

   5.Спад объема внутреннего  валового продукта (ВВП).

   6.Инфляционные ожидания  населения.

Однако немонетарные концепции  инфляции не в силах объяснить  фактическую динамику инфляции в  России.

Монетарная природа российской инфляции:

   1. Дефицит госбюджета.

   2. На темпы инфляции  влияет объем денежной массы.

Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию  денежной массы, что означает повышение  платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен  на товары

   3. Скорость обращения  денег.

Она увеличивается, когда  происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется  низким доверием к рублю и инфляционными  ожиданиями населения.

   4. Особенность российской  инфляции - временной лаг между  проведением

кредитной эмиссии и увеличением  объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен - с другой.

На величину лага влияют уровень развитости  финансовой системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики.

 

 

1.2 Основные виды  инфляции, ее классификация

Существует несколько  видов инфляции. Прежде всего, те, которые  выделяют с позиции темпа роста  цен (первый критерий), т.е. количественно:

- Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно  невысокие темпы роста цен,  примерно до  5—10% в год. Такого  рода инфляция присуща большинству  стран с развитой рыночной  экономикой, и она не представляется  чем-то необычным (рис. 1).

 

Рис.1 Ползучая инфляция

- Галопирующая инфляция (темп роста цен 10—50% в год). Такие высокие темпы в 80-х  гг. наблюдались, к примеру, во  многих странах 

Латинской Америки, некоторых  странах Южной Азии. Потребительские  цены опережали рост денежных доходов  населения (рис.2).

 

 

Рис. 2  Галопирующая инфляция

- Гиперинфляция, когда темпы роста цен превышают 50% в месяц. Данная инфляция особенно сильно отражается на состоянии экономики, и именно она вызывает социальную и политическую напряженность в обществе, поскольку цены растут чрезвычайно быстро (рис.3).

Рис. 3 Гиперинфляция

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен  по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем  предпринимателям, которые стоят  последними в цепочке повышения  цен. Это, как правило, производители  сложной продукции, основанной на интенсивных  внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму  повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать  сбыт сверхдорогой продукции конечному  потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и  через год. Невозможно рационально  выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов  инвестирования. Промышленность развиваться  в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными  скачками относительных цен, как  в отраслевом, так и в территориальном  аспектах.

С точки зрения третьего критерия (ожидаемости или предсказуемость  инфляции) выделяют:

а) ожидаемую;

б) неожидаемую.

Ожидаемая инфляция может  предсказываться и прогнозироваться

заранее, с достаточной  степенью надежности; неожидаемая –  возникает

стихийно, прогноз невозможен.

Фактор ожидаемости, предсказуемости  по-новому освещает нам вопрос влияния  инфляции на стратегию бизнеса, а  именно: если все фирмы и все  население знает наверняка, что  в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый  год на заблаговременную адаптацию  к спрогнозированному скачку цен. Все  предприятия и население также  повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая  сила.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожиданности  роста цен даже на 10 % (умеренная  инфляция, по нашему определению) может  произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Информация о работе Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии