Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:53, курсовая работа
Говоря о степени научной разработанности данной темы, отметим, что данными вопросами занимались многие экономисты, среди которых необходимо назвать Ахвледиани Ю.Т., Гребенщикова Э., Кагаловскую Э., Коваленко Н. и др.
Между тем проблематика перспектив развития страхового рынка в России является чрезвычайно всеобъемлющей и не теряет своей актуальности.
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены функции и структура рынка страховых услуг, а так же его участники, разобрано современное состояние российского страхового рынка, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.
Введение…………………………………………………………………………...6
1 Общая характеристика страхового рынка……………………………………..8
1.1 Страховой рынок и его структура……………………………………………8
1.2 Функции страхового рынка……………………………………………........10
1.3 Участники страхового рынка……………………………………………….12
2 Оценка состояния и уровня развития страхового рынка в России…………………………………………………………………………….17
2.1 Состояние и перспективы развития страхового рынка в России………...17
2.2 Основные экономические факторы, определяющие развитие страхового рынка……………………………………………………………………………...23
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на страховой рынок…………...29
3 Перспективы развития страхового рынка в РФ……………………………...33
3.1 Необходимость и возможность капитализации российского страхового сектора…………………………………………………………………………....33
3.2 Перспективы развития отдельных продуктов страхового рынка в РФ……………………………………………………………………………..…..37
Заключение…………………………………………………………………….....42
Список используемой литературы……………………………………………...44
Сегодня повысилась разборчивость клиентами в выборе фирмы страхования. Они начали доверять более солидным фирмам, которые даже в условиях кризиса дорожат доверием каждого клиента. Безусловно, что такие компании - будущее страхового рынка. Они работали и продолжают работать на перспективу. В этом большой плюс влияния кризиса на рынок страхования. Ведь в результате кризиса отсеются недобросовестные компании, а останутся компании, которые смогут обеспечить клиенту финансовые обязательства в любых ситуациях.
Кризис помог людям более осторожно и продуманно вкладывать финансовые ресурсы.
Еще один плюс, появившийся при кризе на страховом рынке, - это возможность привлечь высококвалифицированных специалистов, освободившихся в других отраслях экономики 28 [23, С. 29–38.].
Очевидно, что мировой финансовый кризис оказал на страховой рынок как отрицательное, так и положительное значения: он значительно подорвал доверие населения к страховым услугам, но смог «оздоровить» страховой рынок в целом, не позволив мелким и слабоорганизованным страховым компаниям существовать.
3.1 Необходимость и возможность капитализации российского страхового сектора
Одним из критериев оценки финансовой устойчивости страховой организации является величина ее уставного капитала.
Уставный капитал обеспечивает финансовую устойчивость предприятия на момент его создания и на начальный период его деятельности, когда объем поступлений страховых премий невелик. Порядок и минимальный размер уставного капитала определяется действующим законодательством и учредительными документами компании. Он может быть использован как для обеспечения уставной деятельности, так и в целях покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений.
В соответствии с ранее
действующим в Российской Федерации
законодательством минимальный
размер оплаченного уставного капитала
Однако одним из наиболее значимых событий 2010 года в части повышения финансовой устойчивости страхового рынка Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 января 2012 года увеличится размер минимального уставного капитала страховых организаций.
Именно поэтому более чем половине страховщиков предстоит решить непростую задачу: принять решение об уходе с рынка, найти покупателя или внутренние источники существенных инвестиций.
Так с 1 января 2012 г. минимальный размер уставного капитала страховой компании увеличивается до 120 млн. руб. с сохранением действующих повышающих коэффициентов по видам деятельности.
Таким образом, минимальный капитал страховщика имущества составит 120 млн. руб., страховщика жизни – 240 млн., перестраховщика или компании, сочетающей страхование с перестрахованием, - 480 млн. руб. 30 [9].
29 ноября 2010 года был
принят Федеральный закон
По словам Валерия Ревкуца, председателя Сибирской Ассоциации Страховщиков, президента ООО КСК «Возрождение-Кредит», страховой рынок в ближайшем будущем должен стать более контролируемым, более консервативным. Кроме того, В. Ревкуц утверждает, что предпринятые меры приведут к еще большей концентрации страхового бизнеса, благодаря уходу с рынка значительной части региональных компаний и части отечественных перестраховщиков, сдачи лицензий на перестрахование некоторых страховых компаний.
Конечно, увеличить уставный капитал в 4 раза в срок менее двух лет, в кризисный период (а для страховых компаний кризисные процессы и наступают, и преодолеваются со значительным, не менее полугода, запозданием), удалось не всем.
Капитализация была необходима, но она могла бы быть проведена в более мягком режиме. Тем более, и Министерство финансов неоднократно склонялось к этой точке зрения: уставный капитал 120 млн. руб. (минимально требуемый для универсальной страховой компании) – совсем не решение таких проблем, как неисполнение обязательств страховщиком или банкротство.
Так величина совокупного уставного капитала страховщиков за 2010 год увеличилась со 148,2 млрд руб. до 153 млрд руб., достигнув уровня 2008 года. Величина среднего уставного капитала на одного страховщика продолжала расти и составила в 2010 года 248 млн руб. (в 2008 году - 196 млн руб., в 2009 года - 211 млн руб.), увеличившись за год на 18%.
Диаграмма 1 - Величина совокупного уставного капитала российских страховщиков, величина среднего уставного капитала в 2008-2010гг.31 [18]
Такой рост совокупного уставного капитала произошел вследствие того, что в течение 2010 года 88 страховщиков произвели увеличение своих уставных капиталов на общую сумму 24,4 млрд руб.
Отрицательное влияние на рост совокупного уставного капитала на российском страховом рынке оказали массовые отзывы лицензий на осуществление страховой деятельности органом страхового надзора в течение 2010 года. Уход ряда одних страховщиков связан с изменением структуры холдингов, в которые они входят (компании системы Росгосстрах, МСК, др.), других – неустраненными нарушениями страхового законодательства.
Диаграмма 2 - Дефицит уставного капитала в зависимости от вида деятельности, осуществляемого страховщиком в 2010 г. в млрд. руб.32[18]
Возможный уход с рынка
страховщиков, уставный капитал которых
не соответствует новым
На начало 2011 г. готовность к новшеству компаний по общему страхованию составила 55%. В страховании жизни также наблюдались незначительные изменения в лучшую сторону: готовность возросла с 9% до 10%. А вот перестраховщики сделали значительный шаг вперед и от 17% готовности в 2010 г. перешли к 30% компаний, готовых к проведению перестрахования в новых условиях.
В то же время совокупные цифры позволяют говорить о продвижении подготовки в целом. Если на конец первого полугодия 2010 г. общая нехватка капитала по рынку составляла 21,6 млрд руб., то на начало 2011 года работающим на рынке страховщикам требовалось уже 15,5 млрд руб.33 [20].
В качестве вывода по сложившейся ситуации можно привести слова заместителя генерального директора «Эксперта РА» Павла Самиева, который считает, что решить проблемы капитализации и эффективности страховщикам в дальнейшем может помочь государство путем введения новых обязательных видов страхования.
«В случае введения новых
видов обязательного
3.2 Перспективы развития отдельных продуктов страхового рынка в РФ
Страховые премии (без учета ОМС) составили в 2010 году 558 млрд. руб. (+8,6%), а выплаты – 294,9 млрд руб. (+3,4%).
При этом рост премий по добровольным видам страхования превысил рост по обязательным видам. В 2011 году страховые премии увеличились до 664 млрд. рублей.34 [8].
Диаграмма 3 - Исторический рост премий и рентабельность. 35 [1]
В структуре страховой премии (кроме ОМС) по-прежнему основная часть приходится на имущественное страхование, однако доля данного сегмента постепенно снижается. Так, за 2009 год она снизилась на 4 пункта, за 2010 год еще на один. Доля премий по ОСАГО в структуре страховых премий осталась практически неизменной. При этом по итогам 2010 года отмечен рост доли премий по страхованию жизни и личного страхования.
Значительное увеличение страховой премии на рынке в 2010 и 2011 гг. (8,6% и 19,1%) и продолжение роста рынка в 2012 году – основные факторы, влияющие на страховые компании и заставляющие их сосредотачивать усилия на росте собственного портфеля.
Однако несмотря на это, сейчас культура страхования в России остается еще достаточно слабой, в связи с чем не наблюдается существенного увеличения сегмента добровольного страхования сегодня. Именно поэтому около 80% руководителей компаний считают, что поддержать темпы роста рынка страхования на высоком уровне может введение новых обязательных видов страхования.
Диаграмма 4 - Увеличение объема собранной премии в разрезе продуктов в 2012 году по сравнению с 2011 годом.36 [1]
Страховые компании, специализирующиеся в автосегменте и обладающие необходимыми конкурентными преимуществами, в будущем получат возможность генерировать дополнительные денежные потоки. Согласно прогнозам, в связи с дальнейшим ростом автопарка и потребительского кредитования ожидается увеличение спроса на КАСКО среди населения 37 [18].
Рост тарифов по ОСАГО в 2011 году и ожидание игроков по дополнительному росту тарифов в 2012–2013 гг. – основные причины оптимистических настроений руководителей компаний в отношении прибыльности бизнеса.
КАСКО остается наиболее крупным, но в то же время наиболее убыточным бизнесом для страховых компаний. Однако даже чрезмерно высокие показатели комбинированной убыточности не смогут заставить страховщиков уйти с этого рынка, поскольку КАСКО играет ключевую роль в розничном страховании и дает возможность аккумулировать достаточное количество средств для генерирования инвестиционного дохода.
Средний показатель убыточности по ОСАГО у крупных игроков ожидается на уровне 70%. Те компании, которым удастся сдержать расходы на уровне 20–25%, смогут извлекать прибыль в этом сегменте бизнеса.
Большинство респондентов полагают, что убыточность по КАСКО будет достаточно инертна, установившись на уровне в 70–90%.
Демпинг в корпоративном сегменте продаж и частые случаи завышения стоимости лечения со стороны партнеров – основные угрозы для страховщиков, работающих на рынке ДМС. Как и в 2011 году, только 6% респондентов верят, что ДМС сможет в будущем достичь показателя убыточности менее 90%, и лишь 19% участников исследования ожидают уменьшения убыточности в сравнении с 2011-2012 гг.
Имея огромный потенциал для роста, страхование жизни остается бизнесом с низким уровнем проникновения среди населения. Однако 65% респондентов уверены, что в ближайшее время появятся возможности для реализации этого потенциала.
Основную прибыль страховщики продолжат извлекать из страхования имущества – три четверти респондентов уверены, что коэффициент убыточности составит меньше 50%. Кроме того, 75% участников исследования убеждены, что этот бизнес останется высокоприбыльным 38 [16, стр. 3-8].
Диаграмма 5 - Потенциал увеличения уровня проникновения в различных видах страхования, который может быть реализован в 2013 г. 39 [1]
Именно слабая культура страхования жизни в России обуславливает низкие темпы роста рынка добровольного страхования.
72% опрошенных руководителей
страховых компаний уверены,
При этом руководители компаний не видят необходимости введения государственных гарантий, считая, что для роста рынка достаточно лишь уравнять условия налогообложения и обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды, предлагаемые страховщикам жизни и НПФ.
Появление на рынке страхования жизни Сбербанка (за счет его приобретения страховой компании «Альянс Лайф»), обладающего высоким уровнем влияния в финансовом секторе, может также послужить стимулом для дальнейшего роста данного сегмента.
Диаграмма 6 - Изменение коэффициента убыточности по МСФО у крупных игроков в 2012 году в сравнении с предыдущим годом.40 [1]
Информация о работе Перспективы развития страхового рынка в России