Понятие денежной системы страны, генезис ее развития. Денежная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:26, доклад

Краткое описание

Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения, сложившуюся исторически и закрепленную законодательно. Другими словами, это свод правил и норм денежного обращения, которые используются в конкретной стране в конкретный период времени.
Составной частью денежной системы является национальная валютная система. В зависимости от формы, в которой денежные средства функционируют в экономике, различают два типа денежных систем: система металлического обращения и система обращения денежных знаков.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 125.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  1. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия.

Причины и сущность инфляции, формы ее проявления.

 Сущность инфляции. Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен. Однако необходимо дать некоторые комментарии к этому наиболее часто встречающемуся определению. В нем одно из наиболее распространенных последствий инфляции смешивается с ее сущностью. Дело в том, что рост цен - характерный инфляционный признак в современной рыночной экономике. Уровень инфляции измеряют разными способами, но всегда показатели отражают, на сколько повысились цены. Однако никто не отрицает, что и в административной системе при «жестких» плановых ценах имели место скрытые инфляционные процессы, а рост цен искусственно сдерживался.

Суть инфляции более точно можно понять, связывая ее с нарушением закона денежного обращения и прежде всего несовпадением динамики денежной массы и номинального ВНП. Примерно такой же точки зрения придерживался и известный экономист М. Фридман. При этом при опережающих темпах роста денежной массы по сравнению с увеличением номинального ВНП возникают инфляционные процессы, а при обратном соотношении рассматриваемых показателей - дефляция. Хотя последняя - это более редкое явление, все же она иногда встречается, причем в развитых странах.

Следует отличать инфляцию и дефляцию, которые носят макроэкономический характер, вызваны общеэкономическими причинами и затрагивают практически все товары и услуги, хотя и в разной степени, от изменений цен по отдельным продуктам, возникающих в результате воздействия локальных факторов. К ним, в частности, можно отнести сезонное снижение цен на овощи и фрукты из-за резкого увеличения их предложения, повышение цен на туристические услуги в сезон массовых отпусков и т. п. Эти микропроцессы связаны, конечно, и с общим характером изменения цен в стране, но не они являются основной причиной инфляционных и дефляционных процессов.

При опережении темпов роста денежной массы темпов роста реального ВНП, например за счет чрезмерной эмиссии денег, последствия будут следующие.

1. В административной  системе образуется дефицит товаров. Относительный избыток денег  при фиксированных ценах ведет  в соответствии с законом денежного  обращения к их обесценению. На  ту же сумму можно приобрести  меньшее количество товаров. Потребители  же, исходящие из номинальной  стоимости денег, стремятся приобрести  большее количество товаров, чем  это можно сделать при имеющихся  ценах.

2. В рыночной экономике  нарушение соответствия спроса  и предложения на рынках продуктов  и услуг приведет к компенсирующему  росту цен при том же предложении денег. Формы инфляции. Применительно к рыночной экономике выделяют две основные формы инфляции - спроса и издержек.

Инфляция спроса. Суть этой формы инфляции можно выразить достаточно образно: слишком много денег «охотится» за малым количеством товара, т. е. совокупный спрос заметно превосходит совокупное предложение. Инфляцию спроса можно понять, если проследить взаимосвязь совокупного спроса, занятости и цен

Инфляция издержек. В классическом варианте данная форма инфляции означает, что совокупный спрос практически не растет, а, может быть, даже уменьшается, а издержки и цены повышаются. Совокупные издержки на единицу продукции АТС (average total costs) могут быть представлены в следующем виде:

АТС = TC / Q, (2. 7)

где ТС - совокупные издержки.

Из-за увеличения удельных издержек АТС при прочих равных условиях происходит снижение объема прибыли, а следовательно, и объема производства, так как нет возможности поддерживать его на прежнем уровне и тем более расширять. В результате уменьшается предложение товаров и увеличиваются цены при том же спросе.

Инфляция издержек может быть вызвана ростом цен на любые ресурсы. Но наибольшее влияние оказывает увеличение заработной платы, социальных расходов и цен на материальные ресурсы, особенно энергетические. В частности, если повышение заработной платы и социальных расходов опережает рост производительности труда в обществе, то это ведет к увеличению удельных издержек и в итоге к инфляции издержек. Повышение заработной платы может находиться под контролем правительства и владельцев предприятий.

Последствия инфляции. Считается, что состояние финансов и денежного обращения в стране более или менее нормальное, если выполняются два условия.

1. Доходы владельцев ресурсов  увеличиваются с небольшим отставанием  от темпа роста цен (при постоянном  объеме производства, а также  отсутствии сдвигов в производительности  труда и структуре капитала).

2. Скорость обращения  денег приблизительно постоянна. Нарушение хотя бы одного из  этих условий может оказаться  достаточным для перехода в  гиперинфляционный режим.

До сих пор нет единого мнения в понимании гиперинфляции и разделении ее с понятиями «ползучая инфляция» и «галопирующая инфляция». Одни экономисты считают, что ползучая инфляция переходит в галопирующую, если среднегодовой прирост цен превышает 3 %, другие - более 5 %, третьи - 10 %. Поэтому не существует универсальной нормы «приемлемого» уровня инфляции. Каждое правительство стремится реализовать свою норму ценовой стабильности. В государствах с высоким экономическим потенциалом нормы инфляции существенно (иногда на один порядок и два порядка) меньше, чем в развивающихся и странах с переходной экономикой. Так, по всей зоне евро в 2001 г. в среднем уровень инфляции не превышал 2 %. Согласно Ф. Кейгену, который ввел понятие гиперинфляции, характерным для нее является рост цен более чем на 50 % в месяц. Однако не ясно, почему была выбрана именно эта цифра, а не другая - 60 или 70 %.

Более обоснованной является точка зрения, согласно которой гиперинфляция возникает, если в течение некоторого (обычно непродолжительного) периода экспонента, отражающая изменение уровня цен, приобретает более крутую форму, т. е. сам темп инфляции J как бы «ускоряется» со временем.

Гиперинфляция может возникать по разным причинам. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • потребители не верят в стабильность экономической ситуации, в частности в стабильность цен. Это вызывает у них стремление увеличить покупки в настоящий период, а не откладывать средства на будущее. В результате растет скорость обращения денег и возникает гиперинфляция. Само неверие в стабильность экономики может возникать по разным причинам, например из-за того, что правительство не выполняет своих обещаний перед населением и предпринимателями или естественные монополии постоянно повышают цены;

  • объективным и наиболее существенным фактором раскручивания инфляции чаще всего выступает значительный дефицит бюджета, нарастание государственного долга.

Вследствие «выброса» в экономику новых крупных партий денег процесс ускорения роста цен может стать самоподдерживающимся. Из-за разрыва во времени правительство будет оплачивать свои заказы организациям бизнеса по новым, более высоким ценам. Доходы же государства складываются в основном из налоговых поступлений, сформированных на базе цен предыдущего периода. В результате может образоваться огромный дефицит, который правительство будет пытаться уменьшить путем новых эмиссий денег.

Последствия инфляции могут быть разнообразными. В основном они носят негативный характер, особенно при ее высоких уровнях. С позиции людей (бюджетников, пенсионеров), имеющих фиксированные или медленно растущие номинальные доходы, инфляция - крайне нежелательное явление. Индексация доходов таких категорий населения, сглаживая негативные последствия, как отмечалось, может привести к гиперинфляции и тем самым к еще большему отставанию увеличения заработной платы и социальных выплат от роста цен.

В меньшей степени инфляция сказывается на лицах, ведущих частный бизнес. Они могут быть даже заинтересованы в ней, если их продукция и услуги пользуются постоянно высоким спросом.

Инфляция однозначно ведет к снижению реальной стоимости сбережений: срочных счетов в банках, страховых полисов, ежегодной ренты и т. п. При высоком уровне инфляции реальная ставка дохода по таким сбережениям может стать отрицательной. Инфляция перераспределяет доходы и расходы между кредиторами и их заемщиками в пользу последних, так как идет возврат обесцененных займов и выплата обесценивающихся процентов. Но это верно только в отношении займов в национальной валюте. Если они предоставлены в иностранной валюте, то возникает обратная ситуация, поскольку заемщику придется в будущем менять на эту валюту все большие суммы обесценивающихся национальных денег (высокий уровень инфляции, как правило, ведет к снижению курса национальной валюты).

Увеличение уровня инфляции приводит к росту номинального уровня ВНП (ценовой составляющей), а следовательно, доходов в номинальном выражении. Хотя в реальном выражении они могут уменьшаться, например, правительство увеличивает налоговые сборы, что ведет к облегчению бремени государственного долга в коротком периоде. Небольшой рост цен в определенной степени стимулирует деловую активность, так как предприниматели могут наращивать массу прибыли. При этом важно, чтобы такой рост способствовал увеличению качества и количества производимой продукции, инвестициям.

Если рост цен значительный, то последствия для предпринимателей могут стать негативными. Во-первых, существенно увеличатся издержки производства. Попытка переложить этот рост на потребителей путем соответствующего повышения цен на собственную продукцию может привести к ограничению спроса. При этом имеет также значение эластичность последнего по ценам: при ее высоком уровне спрос может резко упасть. Во-вторых, при значительном росте цен на сырье, материалы и другие ресурсы, имеющиеся в распоряжении предпринимателей, средства могут оказаться недостаточными для расширения производства. Попытка же покрыть их дефицит за счет займов у банков в силу их подорожания в перспективе может привести к кризису ликвидности и даже банкротству.

Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем - это большое искусство.

Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия.

Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование - функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из:  
 
а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ - монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментов регулирования инфляции;  
 
б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции;  
 
в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования;  
 
г) выделения конкретных методов регулирования инфляции. 
 
 
 
Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленноразвитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год. 
 
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. 
 
Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции.  
 
 
Кредитная политика - комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача - установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента. 
 
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума. 
 
Ценовая политика - прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование.  
 
Структурная политика предполагает ликвидацию убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте - преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения.  
 
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий. 
 
Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. В результате действия нетарифных инструментов происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке.  
 
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики - при большом удельном весе импортных факторов производства). 
 
Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики. 
 
Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег. 
 
Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна- с отменой фиксации цены вновь растут. 
 
Политика «дорогих денег» - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты, останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры. 
 
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Методологическая основа данного способа регулирования инфляции - неоклассическая теория «экономики предложения». 
 
Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях и реальный сектор экономики

Информация о работе Понятие денежной системы страны, генезис ее развития. Денежная система РФ