Потребительский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, нежели только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Обзор литературы............................................................................................5
2. Экономическое содержание потребительского кредита.............................6
3. Виды потребительского кредита……………………..................................14
4. Направление развития потребительского кредита в РБ…..........................24
Выводы и предложения........................................................................................28
Список использованной литературы..................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.94 Кб (Скачать файл)

Пока коммерческие банки  имеют возможность диктовать  потребителю свои условия и устанавливать  высокие процентные ставки. Но скоро  конкурентоспособность, жесткая борьба за каждого клиента и сама возможность  остаться и развиваться на рынке  розничного кредитования будут зависеть от умения банка устанавливать свою ценовую политику, а значит, умения работать с проблемными кредитами.

Еще одной очень важной проблемой потребительского кредитования является рост доли не возврата кредитов. Уже сейчас только по официальной  статистике доля проблемных кредитов в портфелях банков в среднем  составляет 1,3%. По неофициальным же данным реальный уровень проблемной задолженности в некоторых банках достигает 5-6% от кредитного портфеля. Следует отметить, что эти показатели не относятся к ипотечному кредитованию.

Одна из основных причин такого уровня проблемной задолженности (достаточно высокого) состоит в  том, что совершенствование методов  и систем оценки рисков в российских банках не успевает за развитием бурно  растущего рынка. Поэтому банки  зачастую выбирают следующий «способ  работы» с проблемными долгами  — существующие и ожидаемые проценты дефолтов по кредитам покрывают очень  высокие процентные ставки, комиссии и тарифы по этим продуктам.

Чтобы избежать назревающего кризиса недоверия вследствие отсутствия прозрачности условий кредитования, потенциальные заемщики должны понимать, в какую итоговую сумму им обойдется  обслуживание кредита, а кредитные  учреждения на стадии оформления кредитной  заявки обязаны информировать клиентов обо всех сопутствующих условиях кредитования, единовременных выплатах и периодически взимаемых платежах за расчетные периоды.

Относительно проблемной задолженности можно применить  несколько вариантов организации  работы с ней:

1. Создание в банке  отдельного подразделения, отвечающего  за работу с проблемной задолженностью, или создание при банке «дочерней»  компании — коллекторского агентства, занимающегося только проблемной задолженностью банка.

2. Передача долгов для  взыскания неспециализированным  компаниям.

3. Передача проблемной  задолженности для взыскания  независимым коллекторским агентствам, специализирующимся на работе с проблемными кредитами.

Что касается повышения доходности в потребительском кредитовании, то в данном случае речь идет о снижении ряда рисков, об уменьшении потерь за счет неэффективных операций, неэффективных  действий. Существует несколько путей  снижения потерь в потребительском  кредитовании. В первую очередь это, естественно, снижение риска при  выдаче кредита. Во-вторых, это оптимизация  работы с плохими долгами, которые  возникают в любом банке. И  это сопровождение существующих заемщиков.

Для решения данных проблем  можно ужесточить скоринговую систему или политику выдачи, т.е. консервативную кредитную политику. Она обеспечивает качественный кредитный портфель. С другой стороны, можно расширить рынок выдачи кредитов, но тогда увеличивается рисковый портфель. При этом следует отметить, что при обоих видах политики ситуация отслеживается только частично. Известно, что в процессе потребительского кредитования около 80% основных потерь – это потери от явных мошенничеств, но 20% – потери по разным обстоятельствам. Для консервативной кредитной политики основная задача – сравнительный анализ входного потока и уже имеющейся базы. В первую очередь – это именно экспертный анализ. Используя различные методы, поток анализируется, а выводы делают эксперты.

С проблемой недобросовестной конкуренции и нарушениями закона о защите конкуренции на рынке  финансовых услуг борется ФАС. Эта  служба выявляет недобросовестные кредитно-финансовые организации, которые скрывают или  необъективно информируют потенциальных  заемщиков о размерах реальных процентных ставок за пользование кредитом, комиссиях  и других скрытых дополнительных платежах.

 

 

Заключение

 

Потребительский кредит выдается на тех же принципах срочности, платности, возвратности, обеспеченности, дифференцированности и целевого характера, что и другие кредиты, но проявляются эти принципы при данном кредитовании по-особому.

Основные отличия потребительского кредита от прочих видов кредитов следующие: целью получения кредита является удовлетворение потребностей в предметах потребления; оценку кредитоспособности заемщика провести сложно (зачастую принятие решения о выдаче кредита осуществляется на основе интуиции кредитного работника); размер кредита, как правило, небольшой.

Главным принципом взаимодействия банка и клиента на современном  этапе, является индивидуальный подход, все ссуды выдаются на особых, индивидуальных условиях.

На сегодняшний день потребительское  кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о  том, что розничный банковский сегмент  развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.

Проводя анализ развития потребительского кредитования в РБ можно выделить положительные и отрицательные черты.

К положительным можно  отнести:

– получение банками стабильно  высокой прибыли;

–увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;

– увеличение покупательской платежеспособности;

– увеличение клиентской базы, как для банков, так и для  торговых организаций;

К отрицательным:

– повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;

– значительные переплаты  за товар, который покупает клиент;

Рынок потребительского кредитования в последнее время стремительно развивался, ежегодно удваивая объемы выдаваемых ссуд. Во времена кредитного бума банки зачастую компенсировали принимаемые риски массой выданных займов. Сегодня наблюдается иная тенденция: количество выдаваемых кредитов сокращается, а каждого заемщика банки тщательно проверяют. Для  того, чтобы получить достоверную информацию, необходимо создать Объединенное бюро кредитных историй (БКИ).

Для развития программ банкам необходимо:

– снижение процентных ставок, как фактор повышения спроса;

– страхование финансовых рисков под возможные потери;

– создание кредитных бюро на всей территории России;

– развитие технологий банковской инфраструктуры.

Таким образом, для усовершенствования системы потребительского кредитования необходимо: реформировать законодательную  базу, возможно, переход от краткосрочных к долгосрочным инструментам, это позволит снизить процентную ставку, увеличить доверие к банкам. Так как некоторые люди берут новые кредиты, чтобы погасить старые, то при наличии БКИ будет возможно получение достоверной информации о платежеспособности потребителя. В случае неплатежеспособности выдача будет приостановлена, это позволит снизить уровень не возврата кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь.
  3. О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 27. 11. 2000 года № 631.
  4. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврат: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 30.12.2003 №226.
  5. Правила размещения банками денежных средств в форме кредита: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 24.05.2001 №116.
  6. Правила размещения банками денежных средств в форме кредита: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 06.03.2003 №39.
  7. О внесении дополнений в Инструкцию о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 28.07.2004 №117.
  8. О порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в иностранной валюте в форме кредита и их возврата: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 17.05.2004 №79.
  9. Правила совершенствования валютно-обменных операций банками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 31.01.2002 №16.
  10. Правила осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 28.06.2001 №170.
  11. Правила организации бухгалтерского учёта и отчётности в банках Республики Беларусь: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 31.10.2001 №228.
  12. Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 28.09.2000 №24.12.
  13. Об особенностях кредитования организаций системы Белорусского республиканского союза потребительских обществ: Постановление Правления Национального Банка республики Беларусь от 28.06.2004 №102.
  14. Тарасов В.И.. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2005 – 512 с.
  15. Деньги, кредит, банки / Под общ. ред. проф. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Мисанта, 2006 – 482 с.
  16. Деньги, кредит, банки / Под общ. ред. проф. О.Н. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 2005 – 446 с.
  17. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова – М.: Юнити, 2000 – 387 с.
  18. Парамонова Т.В.. Принципы регулирования кредитных отношений.// Деньги и кредит. 2007 - №6 – с. 10.
  19. Сухов П.А.. Некоторые аспекты развития кредитных отношений.// Деньги и кредит. 2003 - №1 – с. 19.
  20. В. Дашкевич. Банковская статистика за 2007г. На пути к взаимной выгоде / Белоруский рынок, № 49 (684), 19-26 декабря 2007.
  21. Кредитование населения / Вечерний Минск. Рубрика: разное, 26 августа 2005г.
  22. Экономика и бизнес. 14 января 2006г.
  23. www.nbrb.by
  24. www.belarusbank.by
  25. www.belinvestbank.by

 


Информация о работе Потребительский кредит