Правовое положение кредитных банковских организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие кредитной организации. В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по банковскому делу.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Правовое  положение кредитных банковских организаций

 

Понятие кредитной организации. В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из легального определения кредитной организации вытекают следующие признаки:

  • кредитная организация является юридическим лицом (ст. 48 ГК), причем коммерческой организацией (п. 1 ст. 50 ГК);
  • кредитная организация может быть создана в строго определенной организационно-правовой форме — хозяйственного общества (акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью);
  • кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности, т. е. государственной, частной, иной формы собственности;
  • для осуществления банковских операций кредитная организация должна получить лицензию Банка России в установленном порядке.

 

Кредитные организации подразделяются на банковские и небанковские.

Банк — кредитная  организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская  кредитная организация (НКО) имеет  право осуществлять отдельные банковские операции. На наш взгляд, необходимо на уровне федеральных законов определить статус кредитных небанковских организаций.

В связи с  этим необходимо сделать два замечания общего характера. Закон о банках (ст. 1) определяет кредитную организацию как юридическое лицо, основная цель которого — извлечение прибыли. Выходит, с точки зрения Закона не только банк, но и небанковская организация являются коммерческими организациями. Вместе с тем небанковские организации могут учреждаться в форме некоммерческой организации (например, Пенсионный фонд РФ).

Здесь обнаруживается формальное противоречие между Законом  о банках и отдельными федеральными законами. Кроме того, в Законе о банках прямо сказано: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Если в отношении банка такая императивная норма в какой либо мере объяснима, то трудности возникают в части небанковской кредитной организации. Закон исключает возможность создания небанковской организации в иной организационно-правовой форме.

 

Виды  кредитных организаций. Банки (кредитные банковские организации) можно подразделить на различные виды. Прежде всего, надо разграничивать эмиссионные и коммерческие банки. В Российской Федерации эмиссия денежных средств — исключительное право Банка России.

С учетом характера  операций различают универсальные  и специализированные банки. Первые осуществляют большинство известных  банковских операций и сделок, и их деятельность не ограничена конкретной отраслью хозяйства, регионом, составом клиентов. Напротив, специализированные банки обслуживают определенную группу клиентов (например, предприятия малого и среднего бизнеса), конкретную отрасль (например, авиационную, автомобильную).

В зависимости  от сферы обслуживания банки делят  на местные, национальные и международные. Подавляющее большинство банков в Российской Федерации являются национальными. К международным  банкам надо отнести Внешэкономбанк, Внешторгбанк и др.

Используя такой  критерий, как наличие (отсутствие) филиалов, банки можно подразделить на безфилиальные и многофилиальные.

В зависимости  от формирования уставного капитала выделяют национальные банки (без иностранного капитала), банки с участием иностранного капитала (совместные) и иностранные банки.

Принимая во внимание форму собственности, можно  назвать государственные и частные  банки. В силу ст. 2 Закона о ЦБ уставный капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью.

Существуют  и другие виды банков. Например, с  учетом размера собственных средств  выделяют крупные, средние и малые  банки.

В настоящее  время российскому законодательству известны три вида небанковских кредитных  организаций:

  • расчетные небанковские организации;
  • небанковские кредитные организации инкассации;
  • небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции.

Каждый из названных  видов НКО обладает своими особенностями  правового статуса и правового  регулирования.

Правоспособность кредитных организаций. Спорной в учебной и научной литературе является категория «правоспособность кредитной банковской организации». Существует три точки зрения о характере правоспособности банка. Одни ученые считают, что банк обладает общей правоспособностью, другие делают вывод о специальной правоспособности банка, третьи усматривают в правоспособности исключительный характер.

Причем  авторы разных точек зрения приводят в качестве веских аргументов своей  теоретической позиции ссылки на одни и те же положения.

 Как правило,  банковская правоспособность характеризуется  следующими признаками:

  • банки имеют исключительное право на осуществление банковской деятельности;
  • запрет другим организациям осуществлять эту деятельность;
  • запрет банкам заниматься деятельностью в сфере производства, торговли и страхования;
  • банки осуществляют банковскую деятельность с момента получения лицензии;

каждый банк вправе выполнять банковские операции, которые указаны в его банковской лицензии. Однако первый, третий и четвертый признаки позволяют некоторым ученым относить банковскую правоспособность к разряду специальной.

Гражданский кодекс (ст. 49) различает общую и специальную  правоспособность. По общему правилу  коммерческие организации обладают общей правоспособностью. Исключение составляют унитарные предприятия, а также другие виды организаций, предусмотренные федеральным законом.

 

Судебная практика исходит из того, что некоторые  коммерческие организации наделены специальной правоспособностью. Так, в соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 банки, страховые организации, инвестиционные институты относятся к юридическим лицам со специальной правоспособностью. Однако непонятно, почему указанные субъекты не обладают общей правоспособностью. Можно лишь высказать на этот счет собственные предположения.

 

Первое —  наличие специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности. Но, по нашему мнению, сам по себе факт получения лицензии на осуществление банковской, страховой, инвестиционной деятельности не влияет в принципиальном плане на характер правоспособности коммерческой организации. В противном случае пришлось бы признать, что все юридические лица (независимо от их принадлежности к коммерческим и некоммерческим организациям), осуществляющие свою деятельность на основании лицензий, обладают специальной правоспособностью.

 

Второе —  существование запретов на занятие  теми или иными видами деятельности. Законом о банках (ст. 5) кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные запреты действует в отношении страховых организаций, инвестиционных институтов.

 

Полагаем, что  данные запреты нельзя рассматривать  в качестве основания для отнесения какой-либо организации к юридическому лицу со специальной правоспособностью. Правовые запреты — это ограничение правоспособности юридического лица в порядке и случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК). Эти ограничения распространяются как на общую, так и на специальную правоспособность юридических лиц.

 

Для разграничения  общей и специальной правоспособности юридических лиц необходимо использовать формально-юридический критерий —  прямое указание закона. Во избежание  споров и конфликтных ситуаций специальная правоспособность отдельных видов коммерческих организаций должна получить легальное закрепление в законе.

 

Сам по себе вывод  о специальной правоспособности кредитных банковских организаций  правомерен, но только в контексте  осуществления ими предпринимательской деятельности. В то же время ограничивать право банков заключать сделки, направленные на поддержание их деятельности (купля-продажа имущества, аренда нежилых помещений и т. д.), ст. 49 ГК не дает. Иначе происходит подмена правовых понятий. За пределами предпринимательской деятельности можно говорить об общей правоспособности всех коммерческих организаций.

 

В литературе распространено мнение, согласно которому коммерческий банк является особым субъектом, поскольку  его правовое положение характеризуется двойственностью. Так, А. В. Попов пишет, что банк — это субъект гражданского права, участвующий в обороте. Вместе с тем банк включен в структуру управления кредитно-финансовой системой страны и наделен публичными функциями как агент (например, в области валютного контроля).

 

Действительно, в силу п. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании агентами валютного  контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. В валютной сфере они (агенты) осуществляют контроль за соответствием действующему законодательству совершаемых их клиентами (резидентами и нерезидентами) валютных операций, а также документов, направляемых их клиентами для получения разрешения (лицензии) на осуществление капитальных валютных операций. При этом коммерческие банки не вправе применять к нарушителям валютного законодательства штрафные санкции. Таким правом наделены органы валютного контроля.

 

Отсюда уполномоченные банки обладают элементами публичной  власти, осуществляют контроль за деятельностью  других субъектов гражданского права. Как оценить такое положение? Конечно, если бороться за чистоту цивилистического типа регулирования, ответ ясен: необходимо устранить эту двойную природу банков. Напротив, если повернуться в очередной раз лицом к рыночной экономике, указанное сочетание частноправовых и публично-правовых начал — желаемый результат социального прогресса общества; то, к чему должно стремиться право.

 

Порядок создания кредитной организации. Названный  порядок носит специальный порядок  и в основном применяется в отношении создания банков. Он (порядок) представляет собой совокупность последовательных действий (юридических фактов), направленных на получение права осуществлять банковскую деятельность.

 

Особенности создания кредитных организаций осуществляются в требованиях:

к учредителям;

размеру, структуре, форме и срокам формирования уставного  капитала;

руководству;

документам, представляемым для государственной регистрации;

процедуре регистрации  и лицензирования.

 

Эти и другие особенности сформулированы в Законе о банках, а также в инструкции Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций о выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в ред. от 11 декабря 2006 г. № 1754-У)1.

 

Коротко рассмотрим основные стадии процедуры создания кредитной организации.

 

Первая стадия — принятие решения о создании кредитной организации, утверждение  устава и подписание учредительного договора в соответствии с общими положениями законов о хозяйственных обществах (ст. 10 Закона о банках).

 

Кроме этих общих  документов учредители кредитной организации (юридические и физические лица) прилагают к ходатайству о  государственной регистрации и  выдаче лицензии на осуществление банковских операций дополнительные документы:

бизнес-план кредитной  организации, составленный в соответствии с установленными требованиями;

документы, подтверждающие источники происхождения средств  и свидетельствующие о достоверности  финансовой отчетности учредителей кредитной организации;

анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной  организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации  по форме;

заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация;

 

документы, необходимые для  подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований, установленных Положением Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;

заключение федерального антимонопольного органа о согласовании вопроса о создании кредитной  организации и о соблюдении антимонопольных правил;

и другие документы.

 

Формирование уставного  капитала кредитной организации  — следующая стадия ее создания. Уставный капитал кредитной организации  составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный  размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. В соответствии со ст. 5 Закона о банках минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на момент подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро, минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — в сумме рублевого эквивалента 500 тыс. евро.

Информация о работе Правовое положение кредитных банковских организаций