Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа
На платежеспособность сельхозтоваропроизводителей негативно повлияли несовершенство денежно-кредитной системы – одного из важных направлений регулирования экономической деятельности, многочисленные платежи, ставшие причиной сокращения объемов производимой и реализуемой продукции, неэффективная инвестиционная политика (отсутствие залога имущества, повышенная процентная савка за пользование кредитными ресурсами, высокая налогооблагаемая база и т.д.).
Введение…………………………………………………………………...….3
1.Риск кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан…4
2.Финансово-кредитная политика как фактор устойчивого
экономического роста в сельском хозяйстве………………………..12
3.Правовое регулирование кредитования АПК в Республике Казахстан…16
3.1.Субъекты кредитования. Кредитование отраслей агропромышленного комплекса за счет государственных финансовых ресурсов……………….16
3.2.Авансирование поставок продукции для государственных нужд…….18
3.3.Финансирование государственных мероприятий…………………… 18
3.4.Средства фонда преобразования экономики, направляемые на развитие агропромышленного комплекса. Иностранные инвестиции……………...19
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы……………
П Л А Н
Введение…………………………………………………………
1.Риск кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан…4
2.Финансово-кредитная
политика как фактор
экономического роста в сельском хозяйстве………………………..12
3.Правовое регулирование кредитования АПК в Республике Казахстан…16
3.1.Субъекты
кредитования. Кредитование отраслей
агропромышленного комплекса
3.2.Авансирование поставок продукции для государственных нужд…….18
3.3.Финансирование
государственных мероприятий………
3.4.Средства
фонда преобразования
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Углубление
аграрных экономических реформ
в Республике Казахстан осуществляется
в неблагоприятных условиях хозяйствования:
формализм в становлении
Неразвитость
рыночной инфранструктуры (биржи, оптовые
рынки сельскохозяйственной продукции),
банковской системы и системы
маркетинга, отсутствие действенной
конкуренции также
На платежеспособность сельхозтоваропроизводителей негативно повлияли несовершенство денежно-кредитной системы – одного из важных направлений регулирования экономической деятельности, многочисленные платежи, ставшие причиной сокращения объемов производимой и реализуемой продукции, неэффективная инвестиционная политика (отсутствие залога имущества, повышенная процентная савка за пользование кредитными ресурсами, высокая налогооблагаемая база и т.д.). Следовательно, тесная взаимосвязь и взаимозависимость этих факторов для сельского хозяйства просто необходимы и чрезвычайно важно их результативное дальнейшее развитие их в Республике Казахстан.
1.Риск кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Успешно функционирующая рыночная экономика основывается на развитии конкурентной среды. Конкуренция возникает в процессе функционирования большого и малого бизнеса в стране. С переходом на рыночную экономику в нашей республике начался процесс становления малого и среднего бизнеса. Ежегодно отмечается тенденция роста малого и среднего бизнеса в стране.
Так, по состоянию на 1 января 2000года в Казахстане зарегистрировано более 372 тыс. субъектов малого предпринимательства по сравнению с 106 тыс. на 1января 1999года,на которых занято более 1,4млн. человек. За 1999 года было произведено продукции и оказано услуг на 383,3 млрд. тенге (3млрд. долларов), что составляет 23% ВВП за тот же период.
Сегодня уровень развития малого и среднего бизнеса в Казахстане далеко не соответствует требованиям рыночной экономики. Это характеризуется неразвитостью МТБ предпринимателей, начальный капитал малых предприятий незначителен и не позволяет покрыть затраты, возникающие при выходе на рынок, развитие уже существующих фирм за счет собственных средств так же затруднен по причине низкого уровня прибыльности компаний, а самое главное является недостаточная доступность финансово-кредитных ресурсов.
Одним из основных источников средств для открытия собственного дела является получение коммерческих кредитов, предоставляемых коммерческими банками в соответствии с Постановлением Нацбанка РК "О минимальном кредитовании субъектов малого предпринимательства банками второго уровня Республики Казахстан" от 8.04.97г. №100.
Следует отметить, что кредитование малого и среднего бизнеса сегодня проводится в недостаточной степени. Одной из причин этого является высокая степень кредитного риска для банков, возникающего из-за краткосрочности предоставляемого кредита, отсутствия у субъектов малого и среднего бизнеса ликвидного, с точки зрения банков, залога.
Большие трудности испытывают начинающие предприниматели, которым необходимы дополнительные инвестиции для основания и развития нового дела. Однако, банки не хотят вкладывать деньги в предприятия, не приносящие стабильного дохода, связанные на первых этапах с риском банкротства, так как выходящая на рынок новая фирма не в состоянии конкурировать с существующими крупными и малыми предприятиями, имеющими опыт работы на данном рынке. Риск также возрастает из-за отсутствия опыта управления предприятием у руководителей начинающих компаний. Еще одна проблема, возникающая у начинающего бизнеса, он не в состоянии брать кредит на тех же условиях, по которым коммерческие банки предлагают кредитные ресурсы субъектам малого предпринимательства, стабильно работающих и получающих ежемесячно прибыль.
Особое место в кредитовании малого и среднего бизнеса занимает кредитование сельского хозяйства, т.е. сельхозпроизводителей. Предоставление сельскохозяйственных ссуд сопряжено с высокой степенью риска для банка. Это связано с одной стороны, с большой зависимостью аграрного производства от природных условий, а с другой стороны – с крайней неустойчивостью цен на сельхозпродукцию. Все это способствует повышению риска невозврата кредита и (или) убытков банка в случае неполного удовлетворения его требований.
Ссуды, выдаваемые на покрытие сезонных расходов, по своей природе имеют много общего с краткосрочными кредитами торгово-промышленных предприятиям. Как правило такие ссуды имеют сравнительно небольшой размер, и обеспечением для них является урожай и сельхозтехника.
На сегодня у нас сельское хозяйство – это сфера, особенно нуждающаяся в инвестициях. Банки стремятся снизить свои потери путем ужесточения требований к ним. Содержание бизнес-плана, финансовая отчетность, юридическая документация – все это сочетается со скрупулезной банковской экспертизой и оценкой залога.
У аграриев сегодня не просто тяжелое финансовое положение, но и низкий уровень менеджмента, устаревшее оборудование. В связи с процессами реформ на селе можно говорить, что банки в лице аграриев получили сегодня иной субъект, чем прежде. Вместо крупных колхозов и совхозов им приходится иметь дело с мелкими собственниками. При этом их очень много: 90% – это мелкие крестьянские и фермерские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.
Кредитование
малого бизнеса и сельского хозяйства
с точки зрения банка неперспективно
и сопряжено с большими трудностями,
поэтому банки склонны
Таким образом, сложилось так, что коммерческие банки не заинтересованы и не готовы к работе с мелкими заемщиками, каковыми являются мелкие крестьянские и фермерские хозяйства, из-за высокого риска невозврата кредита, а фермеры не особо стремятся получить кредиты в банках из-за их дороговизны и краткосрочности предоставления. Кроме того, у нас до сих пор отсутствует основное условие для успешного кредитования сельхозпроизводства – нет возможности определить настоящую рыночную цену земли.
За рубежом земельные угодья, как невосполнимый ресурс, имеют высокую цену, очень дороги. И это является позитивным фактором для выпуска аграрной продукции, поскольку повышающиеся на землю цены увеличивают активы сельского товаропроизводителя и соответственно увеличивают его устойчивость и кредитоспособность в глазах банков.
Главным фактором подъема села по-прежнему остается устойчивое и динамичное развитие агропромышленного комплекса. Земельные отношения на современном этапе предусматривают формирование и развитие системы регулирования земельного оборота, создание геоинформационных компьютерных баз данных по всем землям, в первую очередь сельскохозяйственного назначения, ведение единого земельного кадастра.
Как отметил Президент в Послании народу, принятый Закон «О земле» не продвинул страну к цивилизованному рынку. И надо не откладывая довести до логического конца реформу земельных отношений. По данным государственного земельного кадастра на 1 января этого года, площадь сельскохозяйственных угодий составляет 222,5 млн. га. В структуре земельного фонда земли сельскохозяйственного назначения составляют 33,4 процента от всех земель, используемых республикой.
Качественное состояние фонда вызывает тревогу и требует принятия неотложных мер, прежде всего по улучшению мелиоративного состояния земель. Падает плодородие почв. Особую тревогу у специалистов вызывает большая потеря в пахотных почвах гумуса. Из-за несоблюдения агротехнических мероприятий (в т. ч. невнесение органических и минеральных удобрений) плодородие пахотных земель почти повсеместно имеет тенденцию к снижению. Более 60 процентов территории страны подвержено опустыниванию.
Значительных размеров достигло вторичное засоление. Только засоленные земли занимают более 34 млн. га, а солонцовые — 59,5 млн. га от общей площади сельхозугодий. Все это требует увеличения объема почвенных, агрохимических, мелиоративных обследований, в первую очередь пахотных и орошаемых массивов. В результате реформирования села значительно изменилась структура сельскохозяйственных угодий по категориям, субъектам хозяйствования и формам собственности. Сформированы землепользования: 126,2 тысячи крестьянских хозяйств, 3,3 тысячи акционерных обществ, 1,6 тысячи производственных кооперативов и 2 тысячи других непроизводственных предприятий. За ними закреплено 97 процентов сельскохозяйственных земель.
Земельный
уклад в Казахстане относится
к модели с преобладанием
Важным моментом нового земельного законодательства является установление правового режима условных земельных долей, в соответствии с которым для их обладателей установлены временные ограничения по распоряжению своими правами. Предпринимаются также реальные шаги по формированию устойчивого землепользования в аграрном секторе. Снова поднимаются вопросы введения частной собственности, начаты работы по совершенствованию методики определения оценочной стоимости земель сельскохозяйственного назначения и других категорий, по улучшению мониторинга плодородия почв.
Совместно
с заинтересованными
Совместно
с Министерством госдоходов обсуждается
оптимизация механизма
Важным направлением углубления земельной реформы становится развитие рынка земли. В первую очередь, этот процесс наметился в крупных населенных пунктах. Именно городские земли являются наиболее вовлеченными в товарные отношения и представляют основной инвестиционный интерес. Этот процесс необходимо активизировать, развивать рекламу и инфраструктуру, ведь городские земли могут дать существенные поступления в бюджет. Здесь, в основном, будет развиваться ипотека земли, что гарантирует привлечение реальных инвестиций в сельское хозяйство.
Перечисленные моменты значительно осложняют кредитование малого предпринимательства. Однако несмотря на существующий высокий риск при кредитовании наметились положительные тенденции в этом вопросе.
Так, по данным Нацбанка РК на 01.01.02 года банками второго уровня было выдано кредитов субъектам малого предпринимательства на сумму 38079 млн. тенге. По сравнению с 2001 годом сумма кредитов, предоставленных малому бизнесу возросла на 29843 млн. тенге, (на 1.01.01. 17236 млн. тенге).Это позитивный фактор, так как идет развитие рыночной инфраструктуры.
Информация о работе Правовое регулирование кредитования АПК в Республике Казахстан