Правовое регулирование кредитования АПК в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

На платежеспособность сельхозтоваропроизводителей негативно повлияли несовершенство денежно-кредитной системы – одного из важных направлений регулирования экономической деятельности, многочисленные платежи, ставшие причиной сокращения объемов производимой и реализуемой продукции, неэффективная инвестиционная политика (отсутствие залога имущества, повышенная процентная савка за пользование кредитными ресурсами, высокая налогооблагаемая база и т.д.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….3
1.Риск кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан…4
2.Финансово-кредитная политика как фактор устойчивого
экономического роста в сельском хозяйстве………………………..12
3.Правовое регулирование кредитования АПК в Республике Казахстан…16
3.1.Субъекты кредитования. Кредитование отраслей агропромышленного комплекса за счет государственных финансовых ресурсов……………….16
3.2.Авансирование поставок продукции для государственных нужд…….18
3.3.Финансирование государственных мероприятий…………………… 18
3.4.Средства фонда преобразования экономики, направляемые на развитие агропромышленного комплекса. Иностранные инвестиции……………...19
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитование сх.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

      Рассматривая  кредитование малого и среднего бизнеса  в разрезе отраслей экономики, следует  отметить, что преимущественное положение  занимает кредитование торгово-посреднических и финансово-коммерческих структур экономики. Более трети всех кредитов в кредитном портфеле банков республики составляют кредиты для поддержания торговых операций. Это объясняется тем, что эти сферы деятельности обеспечивают небольшой срок окупаемости и оборачиваемости вложений.

      В разрезе Карагандинской области  наблюдается следующая картина. По состоянию на 1.01.02г. всего было выдано кредитов коммерческими банками  в сумме 8248 млн. тенге, в том числе  для предприятий малого и среднего бизнеса 1997,2 млн. тенге. Из них в Карагандинской области также как и в республике в целом предпочтение отдано предприятиям розничной торговли,по ремонту изделий домашнего пользования -19,4%, туризма, культуры и спорта составляет 15,6%, следующим сектором – оптовая торговля – 13,4%, предоставление индивидуальных услуг - 9,2%.

      Говоря  о сроках кредитования, можно отметить, что предпочтение отдано краткосрочному кредитованию на его долю приходится 50% от общего объема кредитов.

      Анализируя  все вышеизложенное, можно отметить, что в экономике Казахстана наблюдается рост кредитной активности банков. Однако, высокая кредитная активность отечественных банков, несмотря на позитивные тенденции в экономике происходит в условиях сохраняющихся системных рисков кредитования реального сектора, что может сказаться на финансовой устойчивости банковской системы. Уже сейчас появились некоторые признаки ухудшения качества кредитов.

      В течении прошлого и первом квартале текущего года происходило улучшение  качества кредитного портфеля банков. Однако на 1июля 2002 года по данным Нацбанка РК доля безнадежных кредитов возросла до 1,7%, а стандартных снизилась до 74,6% по сравнению с началом года на 01.01.02года безнадежные кредиты составили 1,5%, а стандартные - 76,7%.

      Долговая  ситуация в сфере кредитования Карагандинской области за 1 кв. 2002 года увеличилась по сравнению с началом года на 5,0 млн. тенге (на 1.01.01г. – 79,3 млн. тенге и на 1.01.01г. – 84,3 млн. тенге). Это говорит о том, что к концу 2002 года долги по кредитам  росли и  увеличивались еще на 5-6 млн. тенге.

      Приведенные данные показывают реальное положение  в области кредитования малого и  среднего бизнеса. С одной стороны  потребность малых бизнесменов  в кредитных ресурсах для дальнейшего  развития инфраструктуры рынка. С другой стороны постоянно увеличивающаяся задолженность малого предпринимательства перед банками за невыполненные обязательства, которая ведет к ухудшению состояния ссудного портфеля банков и росту кредитного риска.

      Возможности кредитования заемщика во многом определяются степенью риска. Как бы не хотелось заемщику получить ссуду, но если риск для банка чрезвычайно велик и нет полных гарантий, вероятнее всего такая ссуда не будет ему предоставлена. Клиент должен продемонстрировать реальную возможность и желание платить по своим долгам, включая ссудный процент. 

      2.Финансово-кредитная  политика как фактор  устойчивого экономического  роста в сельском  хозяйстве

      Одной из наиболее важных задач для экономики  Казахстана в целом и Павлодарской области в частности является создание условий устойчивого развития сельском хозяйства как основной отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность и жизненно необходимые потребности населения. В 2002 г. и в начале текущего года в сельском хозяйстве Павлодарской области наметились определенные стабилизационные процессы. В частности, по данным Павлодарского облкомстата в 2002 г. в сельском хозяйстве области замедлились темпы сокращения производства, существенно снизилась доля убыточных хозяйств, которая составила по состоянию на 1.01.2001 г. 67% против 88% в прошлом году, несколько возросли оборотные активы предприятий. По итогам 1 квартала 2002 г. производство в отрасли увеличилось против аналогичного периода 2001 г. на 5,7%. За январь-март 2002 г., увеличилось производство основных видов продукции животноводства в сельскохозяйственных предприятиях: мяса (реализовано на убой скота и птицы) – на 1,9%, молока – на 4,3%, яиц – на 1%. Во многом некоторая стабилизация в отрасли явилась результатом роста конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и вытеснения аналогичной импортной продукции.  Недопущение повторения кризиса и достижение устойчивого роста в отрасли напрямую связано с финансовой и кредитной политикой в сельском хозяйстве. Любая система хозяйствования при решении организационно-экономических задач требует привлечения финансовых ресурсов, и меры, направленные на развитие сельского хозяйства, не исключение.

      Однако  сложившийся в настоящее время  в экономике сельского хозяйства  финансово-кредитный механизм не обеспечивает обновления основных производственных фондов, без чего невозможно существенное увеличение сельскохозяйственного производства. При этом, имеющийся объем оборотных средств в сельскохозяйственных предприятиях обеспечивает лишь поддержание производства на современном низком уровне. По различным подсчетам, обеспеченность предприятий Воронежской области оборотными фондами находится на уровне 20%, основными – 30%. Преодоление сложившейся ситуации возможно за счет изменения существующей финансово-кредитной политики в направлении, позволяющем нацелить ее сначала на радикальное улучшение обеспеченности сельскохозяйственных предприятий оборотными средствами, затем на существенное увеличение затрат в активную часть основных фондов предприятий, в дальнейшем – на обеспечение обновления и развития пассивной части основных фондов. Восстановление оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий основывается, прежде всего, на совершенствовании кредитной политики. Сегодня доля кредитов банков в обязательствах сельскохозяйственных предприятий крайне мала. Достаточно серьезным фактором, ограничивающим кредитование сельского хозяйства, являются специфические риски, с которыми банки сталкиваются при кредитовании данной отрасли. В частности, к таким рискам можно отнести: повышенную неустойчивость финансового состояния клиентов – предприятий сельского хозяйства; несоответствие долгосрочных запросов предприятий краткосрочности имеющихся у банка ресурсов; сезонные особенности сельскохозяйственного производства, его зависимость от природно-климатических условий; отсутствие у заемщиков ликвидного обеспечения кредитов; низкая доходность операций по кредитованию сельского хозяйства и др. В результате, по данным мониторинга банковской политики, проводимого Главным управлением Нацбанка  по Павлодарской области, среди функционирующих в области банков в последние два года от общей суммы выданных кредитов на сельское хозяйство приходилось в разное время всего 2–6%. Количество банков, кредитующих сельское хозяйство, также невелико.

      Одним из вариантов привлечения дополнительных кредитных ресурсов в сельское хозяйство  может быть дополнение существующего  механизма субсидирования процентной ставки по кредиту и части самого кредита из фонда льготного кредитования АПК механизмом частичного или полного государственного гарантирования возврата кредита. Гарантирование позволяет сформировать обеспечение кредита, увеличить количество банков, предоставляющих кредиты, сократить бюджетные расходы на формирование фонда льготного кредитования, уменьшить расходы на контроль за использованием средств фонда кредитования, частично перераспределить кредитные риски.

      Обновление  основных фондов предприятий напрямую зависит от долгосрочных инвестиций. На сегодняшний день в качестве основного  источника для осуществления инвестиций предприятия используют собственные средства (прибыль и амортизационные отчисления). При этом часть собственных средств, предназначенных для обновления основных производственных фондов, часто используется не по прямому назначению. Так, в сельскохозяйственных предприятиях Павлодарской области начисленные суммы амортизационных отчислений от стоимости основных средств используются на финансирование капитальных вложений менее, чем на половину. Остальные средства амортизационного фонда идут на покрытие текущих затрат. Одна из основных причин сложившейся ситуации с использованием средств фонда заключается в ликвидации специального банковского счета амортизации. На этом счете учитывались суммы начисленных амортизационных отчислений, и списание средств с него разрешалось только на пополнение или замену основных фондов. Представляется важным в законодательном порядке восстановить данный счет, ограничив возможность списания средств с него только средствами на пополнение основных фондов.

      С другой стороны, только за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий восстановить основные фонды невозможно. Необходимо привлекать дополнительные средства. На сегодняшний день доля привлеченных долгосрочных кредитов в обязательствах сельскохозяйственных предприятий не превышает 1%. Для увеличения инвестиций в первую очередь необходимо повышение активности государства в инвестиционных процессах: государственные гарантии, наращивание объемов государственных инвестиций, их законодательная поддержка. В Налоговом кодексе следует предусмотреть льготы кредитным организациям, занимающимся инвестициями, направить работу государства с кредитными организациями на увеличение инвестиционной активности, поощрять создание инвестиционных компаний (инвестиционных банков). Наиболее реальным механизмом привлечения средств на обновление основных фондов представляются долгосрочные инвестиционные кредиты и лизинговые операции. Один из способов существенного увеличения инвестиционных кредитов и лизинговых операций заключается в создании специализированных сельскохозяйственных кредитных институтов. Такие институты успешно функционируют во многих странах мира. Некоторые из них (голландский Рабобанк, германский Райффайзен-банк, французский Креди-Агриколь, американская Система фермерского кредита} входят в число крупнейших банков как по размеру капитала, так и по объемам проводимых операций. Формирование и развитие крупного специализированного сельскохозяйственного банка у нас в стране представляется задачей первостепенной важности. Через такой банк необходимо проводить, прежде всего, долгосрочное, направленное на пополнение основных фондов инвестиционное кредитование, лизинговые операции. Таким образом, финансово-кредитная политика может стать одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста в сельском хозяйстве.

      3.Правовое  регулирование кредитования  АПК в Республике  Казахстан 

      Согласно  Закону  Республики Казахстан от 12 апреля 1993 г. N 2115-XII «О кредитовании  отраслей агропромышленного комплекса  и финансировании государственных    мероприятий»   (с внесением изменений Законами РК N 154-1 от 11.07.97 г.; от 24.12.98 г.), этот Закон определяет   правовые   основы      кредитования агропромышленного комплекса с учетом сезонности производства и реализации сельскохозяйственной продукции и направлен  на  поддержку,  укрепление  и развитие  различных  форм  хозяйствования  на  селе  в  целях   улучшения снабжения населения продовольствием, а промышленности - сырьем. 

      3.1.Субъекты  кредитования. Кредитование  отраслей агропромышленного комплекса за  счет государственных финансовых ресурсов 

      Субъектами  хозяйственной деятельности, на  которых  распространяется действие  Закона, являются:

      -юридические   и   физические   лица,         занятые производством, заготовкой, переработкой,   хранением   и   сбытом    сельскохозяйственной продукции;

      -предприятия  сельскохозяйственного машиностроения,  строительства  и агросервисного  обслуживания на селе  -  согласно  перечню,  утверждаемому Кабинетом  Министров Республики Казахстан.

      Кредитование  отраслей  агропромышленного  комплекса  за      счет государственных    финансовых    ресурсов    регулируется     действующим  законодательством.

      Долгосрочные  ссуды за  счет  государственных  финансовых  ресурсов предоставляются  хозяйствующим  субъектам  на  финансирование  капитальных вложений  и  выполнение  мероприятий,  предусмотренных      национальными программами,    обеспечивающими    наращивание    объемов    производства сельскохозяйственных продуктов, развитие базы по их переработке, хранению и реализации и агросервисного обслуживания агропромышленного комплекса на условиях возвратности и окупаемости.

      Кредиты предоставляются на срок  не  более  10  лет  по  официальной ставке рефинансирования, устанавливаемой  Национальным  Банком Республики Казахстан и Министерством финансов Республики Казахстан при утверждении бюджета на соответствующий год.

      Краткосрочные ссуды за счет государственных финансовых ресурсов на льготных   условиях   предоставляются   предприятиям   и     организациям агропромышленного комплекса независимо  от  форм    собственности, а также торгово-заготовительным организациям промышленных предприятий в  порядке, определяемом Кабинетом  Министров  Республики  Казахстан  и  Национальным банком Республики Казахстан.

      Долгосрочные   и   краткосрочные   кредиты   вновь    образованным крестьянским хозяйствам, не имеющим имущества под залог,  предоставляются под гарантию местных бюджетов и  других  платежеспособных  юридических  и физических лиц.

      Суммы бюджетных  ассигнований,  выделяемых  на  возмещение  потерь банкам  в  связи  с  предоставлением  кредитов  на  льготных    условиях, утверждаются Верховным Советом  Республики  Казахстан  в  государственном бюджете на планируемый год по представлению Кабинета Министров Республики Казахстан. 
 
 

3.2.Авансирование  поставок продукции  для государственных  нужд 

      Выполнение    поставок    сельскохозяйственной    продукции      для государственных  нужд стимулируется выдачей  авансов  товаропроизводителям без вознаграждения  (интереса)  форм  собственности,  заготовительными  и перерабатывающими предприятиями и организациями под закупаемую  продукцию в размерах не менее:

      40 процентов - по зерну и мясу,

      25 процентов  -  по  другой  продукции   от  стоимости,  определенной договором  контрактации.

      Заготовительные   организации   и   предприятия     перерабатывающей промышленности   при   привлечении   кредитов   банка   на        закупку сельскохозяйственной   продукции   расходы   по   уплате   вознаграждения (интереса) относят на затраты по заготовительной деятельности. 

    3.3.Финансирование  государственных  мероприятий 

      За  счет государственного бюджета финансируются  расходы на:

1) проведение  мероприятий по государственному  землеустройству;

2) борьбу  с массовыми вредителями и  болезнями растений и  ликвидацию особо  опасных  заразных  болезней  животных  по  перечням,  утверждаемым Правительством Республики Казахстан, оздоровление стада;

3) определение  сортовых и посевных качеств  семенного  и  посадочного  материала;

4) сортоиспытание  сельскохозяйственных культур;

5) воспроизводство  рыбных запасов (молоди рыб);    

6) содержание    государственных    учреждений    государственной ветеринарной сети, по карантину растений, защите  растений, по надзору  за мелиоративным  состоянием орошаемых земель;

Информация о работе Правовое регулирование кредитования АПК в Республике Казахстан