Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 03:01, реферат
Организация и деятельность коммерческих банков и небанковских кредитных организаций регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые в обыденном понимании и составляют банковское право.
Однако возникает вопрос о полноте и исчерпываемое подобного понимания категории «банковское право». Что же понимается под термином «банковское право» в научном обиходе?
• во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачуденежj ных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору?
• в третью очередь производится списание по платежным доку! ментам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трУ^ довому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсиону ный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
• в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
• в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
• в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Банк имеет право на бесспорное списание средств со счета клиента в следующих случаях:
• погашение просроченных ссуд, если это предусмотрено кредитным договором;
• выполнение
решений суда и арбитража.
В безакцептном (бесспорном) порядке оплачиваются
расчетные Документы, выставляемые железными
дорогами за перевозку грузов, сборы за
пользование подвижным составом, услуги
предприятий связи, счета за электроэнергию,
газ, нефть и нефтепродукты. Не требуют
акцепта плательщика взыскание штрафов,
назначенных антимонопольным комитетом,
взыскание платы за загрязнение окружающей
среды, пошлины, назначенной таможенными
°рганами. Кроме того, не требуют акцепта
платежные требования, вставленные поставщиками
товаров и услуг, если в платежных обязательствах
четко определен срок платежа или в договоре
поСтавки есть указание на бесспорное
списание средств.
Учет собственных средств предприятий и организаций, предназначенных для финансирования капитальных вложений, ведется на их расчетных (текущих) счетах; отдельные счета для таких целей не открываются, однако разрешается вести отдельные лицевые счета клиентам для учета операций По использованию средств на капитальные вложения. Открытие этих счетов и совершение по Ним операций производится на договорных условиях на том же балансовом счете, на котором учитываются операции по расчетным (текущим) счетам. При этом установленная законодательством очередность платежей не должна нарушаться. Средства на эти счета должны перечисляться с расчетного (текущего) счета предприятия. Контрольные функции кредитные организации осуществляют в пределах, определенных договорами. Такой порядок разъясняется в указаниях Банка России «Об учете операций по финансированию капитальных вложений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (совместно.с Минфином) от 9 января 1998 г. № 132У.
В целях контроля за безналичными расчетами банки ведут учет неоплаченных платежных документов, выясняя причины задержки оплаты. Это так называемые картотеки к внебалансовому счету 909:
• картотека № 1 — расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты;
• картотека № 2 — расчетные документы, не оплаченные в срок (по причине отсутствия средств на счете клиента);
• картотека № 3 — расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок изза отсутствия средств на корреспондентском счете КО;
• картотека № 4 — не оплаченные в срок расчетные документы изза отсутствия средств на корреспондентских счетах КО.
Нарушение
сроков выполнения платежных обязательств
самого банка и его клиентов по причине
отсутствия средств на коррес1 пондентском
счете является важным признаком финансовой
неустойчивости банка,, а при задержке
платежей сроком свыше одноН го месяца
вероятно предположение, что банк близок
к банкротству.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
В соответствии
со ст. I Федерального закона «О банках
и банковской деятельности» кредитная
организация — это юридическое лицо, которое
для извлечения прибыли как основной цели
своей деятельности на основании специального
разрешения (лицензии) Банка России имеет
право осуществлять банковские операции,
предусмотренные настоящим законом. Кроме
того,.в этой же статье даны определения
банка, небанковской кредитной организации
и иностранного банка.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
• привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;
• размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности, платности;
• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим законом, однако сочетание банковских операций для них устанавливает Банк России.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Согласно ст. 5 данного закона к банковским «операциям относятся:
• операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц;
• размещение привлеченных средств отсвоего имени и за свой счет;
• открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
• осуществление расчетов.по поручению юридических и физических лиц;
• инкассация денежных средств и иных расчетных и платежных документов;
• купляпродажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
• привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
• выдача банковских гарантий.
Кроме того, кредитные организации могут осуществлять следующие сделки:
• выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
• приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
• доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору;
• осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
• предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
• лизинговые операции;
• оказание консультационных и информационных услуг. Кредитные организации вправе осуществлять и иные сделки в
соответствии с законодательством РФ.
Согласно данному Закону (ст. 12), кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России (ст. 13).
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с этого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.
Граждане,
незаконно осуществляющие банковские
операции, несут в установленном законом
порядке гражданскоправовую, административную
или уголовную ответственность.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПОДЧИНЕННОСТЬ, ОРГАНЫ
УПРАВЛЕНИЯ И СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В соответствии
со ст. 1 Закона о Банке России это учреждение
является главным банком Российской Федерации
и находится в ее собственности. Правовой
статус Банка России имеет свои особенности.
С одной стороны, он является юридическим
лицом и может совершать определенные
гражданскоправовые сделки с коммерческими
банками и государством (бюджетом). С другой
стороны, он же наделен широкими полномочиями
по управлению денежнокредитной системой
России. Таким образом, Банк России имеет
двойственную правовую природу.
Полномочия Центрального банка РФ, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены ст.ст. 45—47 Закона о Банке России, в соответствии с которыми Банк России имеет право:
• предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
• покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях;
• выдавать гарантии и поручительства;
• производить другие коммерческие операции, предусмотренные законом.
В то же время, согласно ст. 3 Закона о Банке России, основными целями его деятельности являются:
• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы РФ;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;
• получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Для реализации этих целей Банк России выполняет следующие функции, отраженные в ст. 4 Закона:
• во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежнокредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;
• устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
• осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
• осуществляет валютное регулирование;
• определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
• организует и осуществляет валютный контроль;
• участвует
в разработке прогноза платежного баланса
РФ.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Правовой статус
Центрального банка Российской Федерации
установлен Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в первую очередь Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этот нормативный правовой акт сменил в 2002 году действовавший ранее с многочисленными поправками Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
При этом следует отметить, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. При этом наименования «Центральный банк Российской Федерации» и «Банк России» равнозначны. Местонахождением центральных органов ЦБ РФ определен город Москва.
Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. ЦБ РФ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, который установлен законодательством. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ — по обязательствам государства.
ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Целями деятельности ЦБ РФ являются:
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Но ЦБ РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль ЦБ РФ определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных законодательством банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением ЦБ РФ своих функций.
ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
До 1 января 2003 г., т.е. до вступления в силу ст. 10 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» уставный капитал ЦБ РФ составлял 3 млн рублей. В настоящее время ЦБ РФ имеет уставный капитал в размере 3 млрд рублей.
ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Исключение из этого правила составляет участие ЦБ РФ в:
— капиталах следующих российских кредитных организаций: Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк); Банка внешней торговли (до 1 января 2003 г., затем ЦБ РФ вышел из капиталов этого банка);
— капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.
Информация о работе Правовые аспекты банковской деятельности