Принципы организации денежного обращения банком россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что эффективное развитие отечественной экономики во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права.
Экономика Российской Федерации, находящаяся в состоянии реформирования и перехода к рыночной системе хозяйства, нуждается в современном механизме финансово-правового регулирования, важнейшей составной частью которой является денежно-кредитная политика. Успехи здесь налицо – за последние годы ликвидирована гиперинфляция и кризис неплатежей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежного обращения 6
1.1. Роль и место денежного обращения в денежно- кредитной системе России 6
1.2. Виды денежного обращения 10
Глава 2. Методологические аспекты организации денежного обращения 12
2.1. Показатели денежного оборота 12
2.2. Организация налично-денежного оборота 17
2.3 Регулирование денежного обращения Центральным банком…………….27
Глава 3. Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации…………………………………………………………….33

3.1 Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным Банком РФ………………………………………………………….33
3.2 Направление политики Центрального Банка в области денежного обращения на 2013-2015 года…………………………………………………………………..38
3.3 Совершенствование организации работы по анализу налично-денежного обращения в России……………………………………………………………......40

Заключение 44
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

дкб курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)
  • достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;
  • изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;
  • интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.

Центральный банк имеет  в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики. [8, с. 68]

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- обязательные резервы;

- операции на открытом  рынке;

- рефинансирование банков;

- депозитные операции;

- процентная политика.

Для регулирования ликвидности  банковской системы Банк России активно  использует такой инструмент денежно-кредитной  политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация  обязана выполнять нормативы  обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому в значительной мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателей ежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте формирования обязательных резервов и использование этой отчетности для оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующих Положений об обязательных резервах.[18, с. 58]

 С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже  государственных ценных бумаг Центральный  банк устанавливает льготные курсы  по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп  этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета.[8, с. 69]

Выпуск государственных  ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности  использования денежных средств  непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг

Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Следующим инструментом, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка  России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизирует платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. [17, с. 66]

 

 

Глава 3. Основные направления  оптимизации анализа денежного  обращения в Российской Федерации

3.1 Анализ применяемых  методов регулирования налично-денежного  обращения Центральным Банком  РФ

Основным методом регулирования  налично-денежного обращения является определение норм обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Регулирование размера  обязательных резервов стали производить  в России с начала 90-х годов, когда  происходило бурное развитие коммерческих банков. Первоначально Госбанком  СССР была установлена норма обязательных резервов в размере 5% от суммы привлеченных средств. В 1991 году Центральный банк РФ издал инструкцию N1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», в которой устанавливалась норма резервирования в размере 2%. В последующие годы они были дифференцированы в зависимости от сроков привлекаемых средств коммерческими банками и изменялись в разное время. Приказом N 02-77 ЦБ РФ от 30 марта 1996 года «Об утверждении положения «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ» были установлены следующие нормативы:

  • по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно – 18%;
  • по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно – 14 %;
  • по срочным обязательствам от 91 дня и более – 10%;
  • по средствам на счетах в иностранной валюте –1,25%.

Вопросы о снижении резервных требований и права частичного пользования, перечисленных на эти цели средств ставились коммерческими банками во всевозможных инстанциях. Учитывая эту ситуацию, а также изменения, происходящие в экономике страны, Центральный банк пошел на послабление своих требований. В первую очередь это коснулось введения новых норм резервирования, с 1.05.97г. резервная ставка была снижена: по балансовым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней она составила 14%; по обязательствам свыше 91 дня – 11%; по срочным обязательствам свыше 91 дня – 8% годовых. Однако по нормам резервирования по валютным счетам произошел рост сначала до 5%, а затем до 6%.[22, с. 54]

 В целях защиты  и обеспечения устойчивости рубля,  повышения привлекательности накоплений в национальной валюте, сдерживания процесса перетока свободных средств на покупку иностранной валюты с 01.02.98 г. произошло выравнивание нормативов обязательных резервов по всем привлеченным средствам (в рублях и иностранной валюте) путем снижения нормативов по привлеченным средствам в валюте РФ и одновременно увеличения норматива по привлеченным средствам в иностранной валюте.

В соответствии с решением Совета директоров Банка России с 1.02.98г. норматив обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте, независимо от сроков привлечения был установлен в размере 11%.

Учитывая желание коммерческих банков использовать для поддержания текущей ликвидности часть зарезервированных средств, Центральный банк представляет возможность стабильно работающим банкам воспользоваться средствами из фонда обязательных резервов на короткое время в период с 5 по 25 число каждого месяца. Коммерческий банк получает возможность снизить в этот период резервные требования до 5% при условии выполнения всех своих обязательств перед Центральным банком.

В связи с увеличением  избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России в 1999 году дважды (в марте и июне) повышает нормативы обязательных резервов по привлеченным коммерческими банками средствам.

Так, в марте 1999 года Совет  директоров Банка России принимает  решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ, средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 7%. В целях стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ на уровне 5%. Одновременно Банком России принимается решение о проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций, исходя из вновь установленных нормативов обязательных резервов.[8, с. 75]

В связи с продолжающимся ростом остатков на корреспондентских  счетах кредитных организаций в  Банке России в июне 1999 года Банк России повышает с 7 до 8,5% нормативы  обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте, также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российский Федерации.

В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, сумма обязательных резервов в 1999 году увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации – в 2,5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте – в 2,9 раза.[8, с. 77]

Информация о работе Принципы организации денежного обращения банком россии