Проблемы ипотечного кредитования в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение ипотечного кредитования на современном этапе, анализ перспективы его развития.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты вопроса: сущность, понятие, функции ипотеки;
2. рассмотреть классификацию ипотечных кредитов;
3. изучить нормативно-законодательное обеспечение ипотечного кредитования;
4. проанализировать состояние рынка ипотечного кредитования в России в период кризиса;
5. проанализировать состояние рынка ипотечного кредитования в России в посткризисный период;
6. рассмотреть систему ипотечного кредитования на примере ОАО «Сбербанк России»;
7. выделить существующие на сегодняшний день проблемы ипотечного кредитования и найти пути их решения;
8. изучить прогнозы развития рынка ипотечного кредитования в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты ипотечного кредитования 3
1.1Сущность, понятие, функции ипотеки 6
1.2 Классификация ипотечных кредитов 11
1.3 Нормативно-законодательное обеспечение ипотечного
кредитования 15
2. Ипотечное кредитование в России на современном этапе 21
2.1 Рынок ипотечного кредитования в период кризиса 21
2.2 Рынок ипотечного кредитования в период посткризисного восстановления 27
2.3 Анализ ипотечного кредитования на примере «Сбербанка России» (ОАО) 32
3. Проблемы и перспективы развития рынка ипотечного кредитования 41
3.1 Проблемы развития ипотечного кредитования в России 41
3.2 Перспективы развития ипотечного кредитования в России. Прогноз развития на 2013-2014 гг. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая по ДКБ.doc

— 897.50 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон «О кредитных историях» содержит понятие кредитной истории, определяет ее состав, регламентирует порядок формирования, хранения и использования кредитных историй. Кроме того, указанный закон осуществляет регулирование деятельности бюро кредитных историй, закрепляет порядок их создания, реорганизации и ликвидации, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с источниками формирования кредитной истории, органами государственной власти, органами местного самоуправления, Центральным Банком РФ и заемщиками.

Постановление Правительства «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Данное постановление регламентирует порядок предоставления молодым семьям необходимых субсидий на приобретение жилья, которые также могут предоставлять в качестве первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Действие этого постановления продлено до 2015 года.

Таким образом, в настоящий момент субъекты ипотечных схем руководствуются следующими законами:

- "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

- "Закон об акционерных обществах"

- "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

- "Гражданский кодекс"

- "Налоговый кодекс"

- "Жилищный кодекс"

В октябре 2003 года Государственная Дума приняла ключевой закон "Об ипотечных ценных бумагах", который устанавливает порядок выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Этот закон позволит привлечь в сферу ипотечного кредитования значительные финансовые средства через выпуск ИЦБ. Для завершения строительства законодательной базы, необходимо не только внесение поправок в уже существующие законы, но принятия новых, таких как:

- "О кредитных историях" - позволит снизить риски банков при выдаче ипотечных кредитов

- "О стройсберкассах" - закон, регулирующий и регламентирующий процесс предварительного накопления средств на строительство и приобретение жилья

- "О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья" - закон, позволяющий снизить риски приобретателей недвижимости и устранить факты мошенничества на рынке жилья

- "Об общих требованиях к деятельности организаций, привлекающих и использующих жилищные накопления граждан"

- "О государственном учете и инвентаризации объектов недвижимости в Российской Федерации"

Усилия законодателей направлены в первую очередь на снижение рисков для участников ипотечного рынка, на разработку надежных финансовых инструментов привлечения ресурсов в эту сферу. Поскольку развитие государственной концепции ипотеки очевидно и необходимо, в разработке ипотечных стандартов участвуют такие организации как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), ЦБРФ, Федеральное Агентство по жилищному ипотечному кредитованию, министерство промышленности и энергетики, а также ряд других госструктур. Таким образом, начата работа по созданию формирования рынка ипотечных ценных бумаг и унификации региональных схем ипотечного кредитования с целью развития общероссийской системы ипотечного жилищного кредитования. [12, с. 75]

В 2010 году впервые был принят документ, определяющий долгосрочную перспективу развития рынка ипотечного кредитования и задающий эти пути развития. Правительство утвердило «Стратегию развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года».

Целью создания стратегии являются:

- повышение доступности кредитных ресурсов для всех категорий застройщиков

- формирование единых ориентиров у всех участников рынка по принципам, ожиданиям и долгосрочным перспективам развития рынка ипотечного жилищного кредитования;

- определение основных долгосрочных целей и задач государственной политики по развитию ипотечного жилищного кредитования до 2030 года;

- определение основных мер и мероприятий, направленных на развитие ипотечного жилищного кредитования на перспективу.

Стратегия разработана в рамках общих направлений жилищной политики в целях более детальной проработки вопросов развития ипотечного жилищного кредитования.

Реализация Стратегии зависит, в частности, от макроэкономической конъюнктуры, динамики уровня доходов населения и их дифференциации, политических и демографических факторов, а также от региональных и местных социально-экономических условий и особенностей. [31]

Таким образом, в настоящее время уже заложена законодательная база для функционирования системы ипотечного кредитования. Ипотека и ипотечное кредитование нашли свое отражение в нормативно-правовых актах РФ. Это связано с тем, что государство, упорядочивая наиболее важные сферы жизнедеятельности, не могло не регламентировать вопросы ипотеки. Законы, появляющиеся в настоящее время, позволяют ипотечному кредитованию получать все большую скорость развития, поскольку они регулируют все спорные и недостаточно ясные положения ипотечного кредитования.

  Далее рассмотрим вопрос о рынке ипотечного кредитования в период кризиса.

 

 

 

 

 

 

2. Ипотечное кредитование  в России на современном этапе

2.1 Рынок ипотечного кредитования в период кризиса

 

В 2008 году молодой российский рынок ипотеки пережил самый сложный период своего развития. Краткие итоги кризиса еще недавно были таковы: часть банков ушла с рынка, ставки выросли, условия кредитования ухудшились, объемы кредитования снизились, а уровень задолженности россиян по займам резко вырос.

До кризиса 1998 г. ипотечное кредитование практически не рассматривалось банками как перспективное направление развития бизнеса, а жилищные кредиты предлагали не более 20 банков на срок 1-3 года под заоблачные процентные ставки. Начиная с 2000 г. банки стали более активно выходить на рынок ипотеки, увеличивая сроки кредитования до 10 - 15 лет, а в рамках отдельных региональных программ - до 20-25 лет. Снизились и процентные ставки: до 10-15% годовых в валюте и 15-18% годовых в рублях.

Не менее существенно было и то, что все большее количество банков стало использовать ипотеку в качестве основного средства обеспечения возвратности кредитов. В отличие от предшествующего периода, когда банки предпочитали предоставлять жилищные кредиты по «арендной» схеме, в 2000-е гг. они стали все в больших масштабах использовать в качестве обеспечения залог приобретаемого жилья, детально отрабатывая все процедуры, связанные с оформлением и регистрацией залога жилых помещений, приобретаемых с помощью кредитных средств. [21, с. 11]

По данным Банка России, за 2001 - 2002 гг. было предоставлено немногим более 10 тыс. ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 5 млрд. руб. Следует отметить, что объем выданных в 2002 г. кредитов практически удвоился по сравнению с 2001 г. В 2003 и 2004 гг. происходило дальнейшее увеличение темпов роста объемов ипотечного кредитования, и, по оценкам экспертов Института экономики города, объемы выданных ипотечных кредитов составили 9,5 млрд. руб. в 2003 г. и 25 - 30 млрд. руб. в 2004 г.

Особенно быстрое развитие ипотечное жилищное кредитование получило в 2005-2008 гг. в результате формирования благоприятной законодательной базы, принятия пакета федеральных законов, направленных на повышение доступности жилья для населения, стабилизацию макроэкономической ситуации и рост реальных доходов населения.

Начиная с 2005 г. государство стало оказывать активное содействие развитию рынка ипотечного кредитования, в частности через созданное Правительством РФ ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее - АИЖК). В результате к середине 2008 г. практически во всех регионах России была сформирована инфраструктура, необходимая для успешного функционирования ипотечного жилищного кредитования.

В 2006 г. - первом полугодии 2008 г. банки активно выдавали населению жилищные кредиты, т.е. кредиты на приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство, на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья. При этом, по данным Банка России, 87% из них являлись ипотечными, т.е. были выданы под залог недвижимости в порядке, установленном ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

На 1 января 2009 г. задолженность по ипотечным жилищным кредитам составляла 1057 млрд. руб., еще 82 млрд. руб. (7,2% общей задолженности) было сосредоточено на консолидированном балансе АИЖК. Совокупная задолженность по ипотечным жилищным кредитам достигла 2,7% ВВП (на 1 января 2008 г. - 2,0% ВВП) (рис. 2.1.1).

В 2008 г. каждая шестая (17%) сделка на рынке жилья совершалась с использованием средств ипотечных кредитов, в то время как в 2006 г. - только каждая одиннадцатая (9%). [24, с 25]

В пяти субъектах Российской Федерации (Костромская, Тюменская, Омская области, Республики Татарстан и Тыва) доля сделок с ипотекой на рынке жилья превысила 30% в 2008 г.

До середины 2008 г. объемы выдачи ипотечных кредитов динамично росли (рис. 2.1.2.). При этом улучшались условия предоставления ипотечных кредитов: первоначальный взнос и ставка процента снижались, а срок кредита возрастал.

Из всех институтов жилищного сектора наиболее сильное отрицательное влияние финансовый кризис, вызванный чередой неплатежей по ипотечным кредитам класса subprime в США, оказал на ипотечное жилищное кредитование. Его объемы резко снизились до уровня начала 2006 г.

Если в 2007 г. объем выданных ипотечных жилищных кредитов увеличился на 87% по сравнению с 2006 г. и составил 556 млрд. руб., то в 2008 г. темп прироста снизился: было выдано кредитов на 651 млрд. руб., что лишь на 17% больше, чем в 2007 г. При этом в III квартале 2008 г. по сравнению с предыдущим кварталом прирост составил лишь 5%.

В IV квартале 2008 г. объемы ипотечного кредитования уменьшились практически в 2 раза по сравнению с предыдущим кварталом, а в кварталах 2009 г. выдавалось менее 20% от объемов выдачи III квартала 2008 г.

В первом полугодии 2009 г. доля сделок с ипотекой на рынке жилья уменьшилась и достигла уровня 12%. Это свидетельствует о резком снижении уровня использования ипотечных жилищных кредитов для финансирования приобретения жилья.

Итог девяти месяцев 2009 г. по выдаче ипотечных кредитов - 91,5 млрд. руб., что в 5,9 раза меньше, чем за аналогичный период 2008 г.

На 1 июля 2009 г. на рынке ипотечного жилищного кредитования присутствовало 602 кредитные организации, что составляет 52,6% общего количества действующих кредитных организаций. При этом в первом полугодии 2009 г. только 279 кредитных организаций предоставляли ипотечные жилищные кредиты, а остальные осуществляли обслуживание ранее выданных кредитов. Регулярно, по данным Банка России, выдавали ипотечные в рублях около 100 кредитных организаций, а в иностранной валюте - 11.

На рынке жилищного кредитования уже в первой половине 2008 г. отчетливо прослеживается тенденция к концентрации такой деятельности в крупных банках (рисунок 2.1). Так, если в 2007 г. на долю Сбербанка приходилось около 30% всех выданных жилищных кредитов, то в первой половине 2009 г. - уже 55%. В первом полугодии 2009 г. 15 крупнейших банков (по объемам выдачи ипотечных кредитов) контролировали 80% рынка жилищного кредитования.

По данным Банка России, условия ипотечного кредитования в 2006 - III квартале 2007 г. постоянно улучшались: процентная ставка как по рублевым, так и по валютным кредитам снижалась. Но нестабильность на финансовых рынках и удорожание ресурсов для банков привели сначала к стабилизации процентных ставок в IV квартале 2007 - I квартале 2008 г., а в дальнейшем и к их повышению во втором полугодии 2008 г. [24, с. 35]

 

Рисунок 2.1 – Выдача ипотечных кредитов в 2006-2009гг.

 

Экономический кризис оказал существенное влияние на платежеспособность заемщиков по ипотечным кредитам, что имело следствием увеличение доли просроченных ипотечных кредитов. Доля просроченной задолженности по ипотечным кредитам во второй половине 2008 г. стала резко увеличиваться и составила на 1 октября 2009 г. 1,9% по ипотечным кредитам в рублях и 5,3% по ипотечным кредитам в валюте.

Основными причинами такого роста являются начавшиеся в конце 2008 г. сокращение рабочих мест, перевод работников на неполную занятость и, как следствие, существенное снижение уровня дохода у многих заемщиков. Кроме того, сказался рост на 40% курса доллара (с 26 руб./долл. до 36 руб./долл.), отчего наиболее сильно пострадали заемщики, взявшие ипотечные кредиты в валюте. В проигрыше оказались и заемщики, получившие кредиты с плавающей процентной ставкой.

Чтобы смягчить сложившиеся негативные тенденции, в том числе избежать балансовых убытков, банки стали предлагать заемщикам программы реструктуризации ипотечных кредитов, включая конвертацию валютных кредитов в рублевые, правда, по текущим процентным ставкам, которые достаточно сильно выросли по сравнению с началом 2008 г., пролонгацию кредитов и т.п. В 2009 г. также начала действовать государственная программа реструктуризации ипотечных кредитов, реализуемая дочерней компанией АИЖК - Агентством по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК). [25, с. 4]

Оставшиеся участники ипотечного рынка в целом стали более консервативно подходить к оценке платежеспособности заемщика, объявив обязательным условием получения кредита, наличие официально подтвержденного дохода (справка 2-НДФЛ), и повысили требования к первоначальному взносу до 30%.

Таким образом, экономический кризис оказал существенное влияние на платежеспособность заемщиков по ипотечным кредитам, что имело следствием увеличение доли просроченных ипотечных кредитов. Чтобы смягчить сложившиеся негативные тенденции, в том числе избежать балансовых убытков, банки стали предлагать заемщикам программы реструктуризации ипотечных кредитов, включая конвертацию валютных кредитов в рублевые.

Оставшиеся участники ипотечного рынка в целом стали более консервативно подходить к оценке платежеспособности заемщика, объявив обязательным условием получения кредита, наличие официально подтвержденного дохода (справка 2-НДФЛ), и повысили требования к первоначальному взносу до 30%.

Далее рассмотрим, рынок ипотечного кредитования в период посткризисного восстановления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рынок ипотечного кредитования в период посткризисного восстановления

Информация о работе Проблемы ипотечного кредитования в России на современном этапе