Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы кредитования в России.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты кредитования.
2. Проанализировать исторический аспект кредитования и современное состояние кредитования в России.
3. Изучение проблем и перспективы развития кредитования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты кредитования……………………………...5
Сущность и роль кредита в экономике……………………..………………5
Формы и виды кредита………………………………………………………9
Ссудный процент и факторы его определяющие…………….................... 9
ГЛАВА 2. Анализ рынка потребительского кредитования..…………………11
2.1 Исторический аспект потребительского кредитования в России………..19 2.2 Современное состояние рынка потребительского кредитования в России…………………………………………………………………………….23
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России…………………………………………………………..25
3.Проблемные аспекты развития потребительского кредитования в России…………………………………………………………………………….30
3.2 Прогнозные направления развития потребительского кредитования в России…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА откорректированная.docx

— 62.55 Кб (Скачать файл)

Исторически данное направление банковских услуг возникло с целью поддержания покупательской активности зарождающегося среднего класса, при этом совокупный объем выданных кредитов удваивался ежегодно, начиная с 2003 года. К концу первого полугодия 2008 года, объем выданных кредитов превысил 124 млрд. долларов США. Подобные темпы роста можно объяснить динамикой развития экономики, которая довольно точно вписывается в профиль быстроразвивающегося рынка потребительского кредитования.

Потребительское кредитование в России, начав свое развитие в конце 90-х годов, к настоящему времени пользуется огромным спросом и продолжает активно развиваться, оказывая положительное влияние на экономику России.

Первым банком, предложившим уникальную на то время программу по предоставлению кредитов «на месте» был банк «Русский стандарт». Покупателям предложили новый способ быстрого, в течении 30 минут, получения кредитов без сбора большого количества документов. Несмотря на высокие процентные ставки, из-за которых суммарные переплаты за кредит могли достигать 70-80% в год, желающих получить кредит было много, объемы продаж торговых организаций быстро увеличивались, и потребительское кредитование стало весьма выгодным не только банкам. Уже к началу 2005 года товары, продаваемые в кредит, составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов.

Кредитование физических лиц продолжает развиваться в России опережающими темпами, оставляя позади многие из других банковских продуктов и услуг. Но для правильного развития программы кредитования банку необходимо знать текущую ситуацию на этом рынке, тарифы и условия основных банков-конкурентов. Для оценки конкурентоспособности собственной кредитной программы банкам необходимо периодически проводить исследования и следить за обзорами рынка, чтобы уловить изменения основных тенденций и вовремя откорректировать свои условия.

Программы кредитования, предлагаемые банками, становятся все более разнообразными, учитывают самые разные потребности и возможности клиентов. Высокий уровень конкуренции на рынке потребительского кредитования дополнительно повышается за счет появления все большего количества новых предложений. В частности, банки – участники рынка розничного кредитования, стремясь занять более выгодные позиции или укрепить уже существующие, снижают процентные ставки, уменьшают степень строгости требований к потенциальным заемщикам, расширяют филиальные сети, увеличивают время работы и т.д.

В 2007-2008 г. мы оказались свидетелями переломного момента на рынке, вызванного ухудшением глобальных экономических условий. Увеличение процентных ставок оказало свое влияние на уровень спроса на потребительские кредиты. Что касается предложения, некоторые игроки, в особенности те из них, которые специализировались в сфере долгосрочных кредитов (ипотека), заметно снизили свою активность из-за кризиса ипотечного кредитования и значительного ухудшения общего качества кредитных портфелей.

Прогнозы о развитии сектора потребительских кредитов в 2009 году делятся на две части: прогнозы относительно первого полугодия и те, что касаются периода с июля по декабрь. В первом полугодии, аналитики единодушно предсказали спад объемов кредитования населения. Эксперты видят три главные причины сложившегося положения: во-первых, ухудшение платежеспособности населения страны, во-вторых, неблагоприятные макроэкономические факторы, в-третьих, «заградительные меры» самих банков. Падение платежеспособности населения вызвано резким сокращением рабочих мест, приостановкой роста зарплат, снижением темпов производства и потребления. Рынок труда в нашей стране очень болезненно закончил 2008 год, но пик безработицы еще впереди: основной удар пришелся на апрель-май 2009 года. В таких условиях люди просто не захотят вгонять себя в долговую кабалу ни с какими кредитами.

Ухудшение макроэкономических условий – не зависит ни от конкретных заемщиков, ни от отдельных банков, а является результатом общего снижения темпов развития мировой экономики в условиях глобального финансового кризиса. Третий фактор уменьшения общей доли потребительских кредитов на рынке кредитования – это ужесточение требований к заемщикам от самих банков. Этот фактор также негативно скажется на этом сегменте продуктовой линейки банков. В условиях нестабильности все кредитные организации делают акцент не на количестве выданных кредитов, а на качестве потенциальных заемщиков. Основная тенденция первого полугодия 2009 года – максимальное снижение рисков – останется ведущей мотивацией всех игроков банковской сферы.

В прогнозах на второе полугодие 2009 года аналитики расходятся. Негативные оценки становятся более сдержанными, а ряд экспертов вообще ожидали некоторого роста. Оптимистические же оценки развития рынка потребительских кредитов в конце 2009 года связаны с очевидной необходимостью этого вида кредитов. Людям всегда нужны будут деньги, и долгий режим экономии все равно не исключает привлечения средств извне. К тому же полгода – достаточный срок для того, чтобы приспособиться к новым требованиям банков, снова найти потерянную работу с возможностью предоставления официальных справок о зарплате и прохождении испытательного срока.

Основная борьба за заемщика между ними развернулась во второй половине 2009 года. Когда ставки у всех повышены и требования ужесточены, для увеличения прибыли придется совершать какие-то нетрадиционные шаги, чтобы привлечь клиентов.

Основное удобство потребительского кредитования заключается в простоте оформления и получения кредита. Для получения кредита, как правило, необходимо представить общегражданский паспорт и любой второй документ из предлагаемого банком списка, подтверждающий личность потенциального заемщика, а также заполненную анкету. Кроме того, потребительское кредитование позволяет существенно повысить объемы продаж торговых сетей, а также значительно расширить круг банковских клиентов.

По своей сути, потребительский кредит представляет собой продажу торговыми предприятиями потребительских товаров в рассрочку или предоставление банками ссуд на потребительские нужды. Таким образом, в роли кредитора могут выступать как кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию, так и любые юридический лица, осуществляющие продажу товаров.

2.2. Современное состояние рынка  потребительского кредитования  в России

 

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что финансовый сектор в России практически оправился от кризиса, банки – лидеры показывают устойчивый рост чистой прибыли, объема депозитов физических лиц и кредитного портфеля. Последняя явно свидетельствует о том, что кредиты снова популярны: людям есть что сберегать и приумножать, они более охотно доверяют свои деньги банкам и снова начали проявлять интерес к кредитам.

В 2012 году наблюдалась реализация следующих тенденций на рынке потребительских кредитов:

- снижение ставок по кредитам;

- сегментирование клиентов по  более узким критериям;

- рост нецелевого кредитования  параллельно с появлением все  новых целевых кредитов;

- смягчение требований к заемщикам  и «персонификация» кредитов.

Рассмотрим все это подробнее.

Ключевое значение для игроков рынка по-прежнему имеют ставки ЦБ по депозитным операциям, в 20011 году ЦБ РФ несколько раз повышал ее величину. Однако только рефинансирования не объясняет стоимость кредитов сегодня. «Классика» розничного кредитования – 18-25% годовых. Динамика ставок по потребительским кредитам в России за 2008-2011 года проиллюстрированы в приложении 1.

 Почему же кредиты столь  дороги?

По словам экспертов, на то есть две причины. Во-первых, макроэкономическая: низкая процентная ставка создаст бум потребления, не обеспеченного реальными деньгами, что неизбежно «разгонит» инфляцию. Во-вторых, «компенсационная»: процент просрочки и невыплат велик, и банки закладывают в ставку обмана со стороны недобросовестных заемщиков, по сути компенсируя свои потери за счет клиентов добросовестных. Как результат, средний размер реальной ставки розничного кредита доходит до 70% годовых, и предпосылок к снижению этой неприятной цифры аналитики пока не видят. Теоретически, банки могли бы проявлять больше осмотрительности – более тщательно проверять кредитную историю заемщика, более критично и комплексно подходить к оценке его платежеспособности. Однако жестокая конкуренция за частного клиента вынуждает все банки все банки, включая лидеров (Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы), проявлять большую лояльность в борьбе за заемщика.

Логичным следствием стала «персонификация» потребительских кредитов: в прошлом году их стали выдавать на индивидуальных условиях. Такого в отечественной банковской практике еще не было – в сочетании со смягчением требований к заемщикам это добрый знак. Гибкие условия кредитования в сочетании с огромным выбором кредитных продуктов позволяет сделать вывод, что российские банки становятся более клиентоориентированными.

Ряд банков из топ -10, например Сбербанк (1 – е место) и Промсвязьбанк (10-е), готовы «поблагодарить» клиента с идеальной кредитной историей (причем не принципиально, в каком банке человек ранее брал кредит) персональной скидкой от базовой процентной ставки. Другие рассматривают возможность привязки величины ставки к уровню кредитоспособности клиента. С одной стороны, в этом можно усмотреть попытку банка «отделить агнцев от козлищ», а с другой, размер эффективной ставки все равно очень высок в сравнении с той, что предлагают «частнику» банки в других странах. Тем не менее, честный клиент может рассчитывать на некоторое снижение ставки – ему остается лишь выбрать выгодный для себя кредит и надежный банк.

Отметим, что если банк сочтет, что доходов клиента не хватит, чтобы своевременно и в полном объеме расплачиваться по кредиту, то потребуется поручительство. Требования к последнему в целом те же, что и к основному заемщику: наличие стабильного источника дохода плюс (для некоторых банков принципиально) хорошая кредитная история.

Что касается кредитных продуктов, то здесь продолжают наблюдаться тенденции 2011 года и еще более ранние. Перечислим основные.

Дальнейшее расширение программ кредитования, завязанных на кредитных картах: многие банки предлагают их в рамках партнерских программ с авиакомпаниями, торговыми сетями и т.д. Ряд экспертов считают, что «пластик» вскоре вытеснит потребительские кредиты как таковые.

Достаточно отчетливая ставка на привлечение/удержание клиентов. Одни банки (например, Российский капитал) стали поощрять участников своих зарплатных программ, предоставляя им более гибкие условия по кредитам (сниженные ставки и т.д.), другие поощряют старых «Сбербанк, Русский Стандарт», третья активно приветствует новых «Интеза».

Большая изобретательность в том, что касается сегментации клиентов. Сейчас на рынке есть кредиты не только для пенсионеров или молодых семей, но и «мужской» и «женский». Сюда же можно отнести отказ от «обычных» названий кредитных продуктов: в погоне за клиентом банки проявляют чудеса креатива.

Тенденция к «ранжированию» кредитных продуктов с вытекающими отсюда расширением кредитной линейки. Так, крупнейшие банки предоставляют до 6-8 ипотечных или автокредитов (ВТБ24, ЮниКредит), «заточенных» под конкретную ситуацию (например, покупка коттеджа, автомобиля с господдержкой). В то же время банки, не входящие в топ-50, могут вообще не давать денег под покупку жилья или авто (Ренессанс-Кредит), делая ставку на нецелевые кредиты. Схожей политики, впрочем, придерживаются и некоторые лидеры, например Россельхоз (10 нецелевых кредитов и всего 1 ипотечный). Объемы потребительского кредитования в России указаны в приложении 2.

Что касается документов для оформления кредита, то их пакет зависит как от требований конкретного банка, так и от типа займа. Если это целевой кредит на покупку товара в магазине, то, как правило, требуется паспорт и иной документ (военный билет, водительское удостоверение). В случае же кредита на авто или квартиру точный список документов нужно выяснять в банке.

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ

 

3.1. Проблемные аспекты развития  потребительского кредитования  в России

 

В области потребительского кредитования существует ряд неразрешенных юридических проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной практики, а также невысокой пока культурой потребительского кредитования населения.

Реалии сегодняшней рыночной ситуации таковы, что увеличение доступности потребительского кредита поставило банковскую систему и общество в целом перед необходимостью решения следующих серьезных проблем:

- проблемы повышения финансовой  грамотности населения, что должно, в частности, обеспечить умение  граждан планировать личные финансы;

- проблемы защиты заемщиков  при общении с банками;

- проблемы обеспечения граждан  всей необходимой информацией  на этапе заключения договора;

- проблемы предотвращения не  возвратов задолженности и защита  кредиторов, в том числе путем  сбора информации, кредитных историй, повышения действенности институтов  залога и обеспечения;

- проблемы создания эффективной  системы по работе с плохой  задолженностью, включающей технически  оснащенные колл-центры, коллекторские агентства, действенные судебные и исполнительные процедуры, введение института банкротства неплатежеспособных должников – физических лиц и т.п.

Можно с уверенностью говорить о том, что одной из основных проблем кредитования всегда будет являться проблема не возврата полученного кредита. Это может быть связано с банальными просчетами человека в своих возможностях при возврате кредита, нарастанию процентов по просрочке, срабатывание эффекта снежного кома и, как следствие, невозможность произвести расчет по кредиту. Или это может быть мошенничество, когда кредит изначально не планировался выплачиваться. Для этого очень часто используют утерянные документы, но в последнее время банки требуют присутствия непосредственного получателя кредита и наличие второго документа, удостоверяющего личность. Очень часто кредитор отчаивается получить свой кредит обратно и заставляет получателя кредита взять новый кредит, в новом месте, или приобрести какую-нибудь ценную вещь в собственность. По сути, это тот же самый «кризис перекредитования», но в локальном масштабе, если так можно выразиться.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России