Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение системы кредитования в России.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты кредитования.
2. Проанализировать исторический аспект кредитования и современное состояние кредитования в России.
3. Изучение проблем и перспективы развития кредитования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты кредитования……………………………...5
Сущность и роль кредита в экономике……………………..………………5
Формы и виды кредита………………………………………………………9
Ссудный процент и факторы его определяющие…………….................... 9
ГЛАВА 2. Анализ рынка потребительского кредитования..…………………11
2.1 Исторический аспект потребительского кредитования в России………..19 2.2 Современное состояние рынка потребительского кредитования в России…………………………………………………………………………….23
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России…………………………………………………………..25
3.Проблемные аспекты развития потребительского кредитования в России…………………………………………………………………………….30
3.2 Прогнозные направления развития потребительского кредитования в России…………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Что может позволить себе кредитная организация, банк, которые теряют свои деньги из-за недобросовестного получателя кредит? Теперь можно вернуть долг гораздо проще, красиво и профессионально проведя судебное заседание, получить исполнительный лист и с помощью судебных приставов-исполнителей взыскать причитающееся кредитору имущество. Но данный путь возврата долга самый долгий и энергоёмкий, так как судебные расходы очень часто могут превысить сумму кредита. В последнее время все актуальней становиться деятельность коллекторских агентств.
Стоит сказать, что прав и возможностей у коллекторских агентств в вопросе сбора информации о человеке или в возможностях оказать какое –либо давление на должника не больше чем, скажем, у детективного агентства. Иначе мы бы уже давно получили элементарное вмешательство в частную жизнь, а если учитывать, что процент не возврата физическими лицами полученных потребительских кредитов постоянно растет, то спрос на услуги коллекторских агентств также обречен на постоянный и стабильный рост, а их деятельность рано или поздно примет достойную форму в виде федерального закона. Нельзя однозначно согласиться с утверждением многих специалистов о том, что расширение возможностей коллекторских организаций приведет к тому, что судебные органы, которые засыпаны исками по возврату кредитов, будут серьёзно разгружены.
С другой стороны, банки активно используют такой механизм обеспечения обязательств по кредиту как залог. Однако, на практике это дает больше психологический эффект для получения кредита в его возможном нежелании производить выплаты по кредиту. В действительности же, мошенник, даже заложив автомобиль, может, при известной доле везения, заложить его еще раз или даже продать. Поскольку в нашей стране не существует системы регистрации заложенного движимого имущества.
Высокие процентные ставки и сокрытие их реального размера также нельзя отнести к «достоинствам» при получении потребительского кредита. Банки просто взяли и переложили риски по кредитам на плечи добросовестных плательщиков за счет более высоких ставок, которые к тому же отчаянно запутываются с той целью, чтобы при получении кредита у человека и соответствующего расчета платежей вышли несколько иные цифры, чем он планировал изначально.
Появление Федерального Закона от 30.12.2004 №218-ФЗ «О кредитных историях» отчасти сняло проблему отсутствия информации о потенциальном получателе кредита, многочисленные обмены между банками «чёрными листами» опять же являются уходом от потенциальной возможности наступления «кризиса перекредитования». Службам безопасности банков выгодно иметь доступ к закрытой информации о потенциальном клиенте банка и отсюда большое количество бывших сотрудников правоохранительных органов в таких службах безопасности, которые, как правило, сохраняют прямой или опосредованный доступ к служебной информации, что положительную репутацию для кредитования также не создает.
Целевое использование кредита также можно выделить в отдельную проблему потребительского кредита. Ведь банк при расчете риска учитывает и цель кредитования, а в случае нецелевого использования рычагов воздействия у банка нет вообще. Формально имеет место нарушение договора, но вот ответственность в данном случае не наступит. Ведь банк желает возвратить кредит, а не наказать получателя кредита.
Количество кредитов возрастает, процент его соотношения растет, ипотечное кредитование постепенно также набирает обороты, законодательная база становится всё более современной и, самое главное, работающей, а вот процент не возвратов по потребительским кредитам никак не желает снижаться.
Как вариант предлагается активное сотрудничество со страховыми компаниями, которые могли бы страховать выданные кредиты на случай их невозврата. Такой вариант представляется весьма и весьма продуктивным, так как полностью соответствует тенденции сохранения крупных игроков на рынке страховых услуг, которые смогут взвалить на себя груз ответственности за невозвращённые кредиты.
Проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая проблема для банков России). Большое количество средних и мелких банков рады бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.
Одной из серьезнейших проблем для банков, активно развивающих кредитное направление деятельности, становится оценка качества вторичного погашения кредита. От него зависит выполнение заемщиком своих обязательств в срок, особенно, если возникли финансовые затруднения.
К сожалению, для российской практики намерение заемщика возвратить кредит, связанное с опасением потерять свою деловую репутацию, не слишком характерно.
Конечно, проблем у потребительского кредитования можно перечислить и больше, но основными являются именно эти. В последнее время увеличивается культура потребительского кредитования населения, что также не может говорить об отрицательных тенденциях на рынке кредитования. Но вскользь затронутая в данной курсовой работе тема возможного наступления кризиса «перекредитования» является настоящим бичом экономики многих стран, от неё никто не застрахована на одна экономика в мире.
3.2.
Перспективы развития
Потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.
В чем же причина данной тенденции? Причин несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержаться скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.
Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов, снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых «безнадежных кредитов», которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов, рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.
Важной перспективой для банков является также налаживание долгосрочных отношений с потребителем. Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов – атрибут начального становления рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад.
В отличие от стран с развитой экономикой, в России не существует специального законодательства, регулирующего взаимоотношения между банком и заемщиком в сфере потребительского кредитования. Основными нормативными актами в этой области являются Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О защите прав потребителя».
Активное развитие рынка потребительского кредитования, как в части видов кредитования, так и его объемов, за последние несколько лет, не привело к созданию законов, способствующих развитию этого вида финансовых услуг. Рост ёмкости российского рынка потребительского кредитования свидетельствует, скорее, о гибкости подходов кредитных организаций, их готовности предложить потребителю новые продукты, чем об адекватном правовом регулировании соответствующей области.
Для того чтобы рынок потребительского кредитования успешно развивался, необходимо предпринять комплекс мер, направленных на:
- создание специального
- создание системы кредитных
бюро, отслеживающих кредитные
- введение системы регистрации
залога автотранспортных
- упрощение системы обращения взыскания и реализации для кредитов небольшой стоимости;
- создание системы
Основными факторами дальнейшего развития потребительского кредитования в России являются:
Макроэкономические факторы – рост доходов и кредитоспособности населения, спроса населения на потребительские товары, в условиях высокой инфляции – предпочтение сбережениям жизни в кредит;
Торговые сети – активная политика по стимулированию продаж, предоставление банкам возможности выдавать кредиты населению на своей территории;
Банки – замещение госбумаг кредитами населению, смена ключевых бизнес-целей: приоритет росту капитализации, как следствие – развитию розничного бизнеса с населением.
Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, также позволяет населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.
Дальнейшее развитие и совершенствование кредитных взаимоотношений банков с населением возможно и целесообразно осуществлять на основе изучения и внедрения на практике передового отечественного и зарубежного опыта. Использование опыта других стран в области кредитования частных лиц может идти по мере накопления коммерческими банками опыта по кредитованию, укрепления материально-технической базы, обеспечения необходимыми кадрами, по нескольким направлениям:
- совершенствование
- повышения качества
- дифференциации условий
- унификации порядка оформления и использования кредитов и др.
Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.
Можно предположить, что главным стимулом для дальнейшего роста потребительского кредитования может стать совершенствование законодательной базы и улучшение экономической ситуации в России. Можно предположить, что с внесением в законодательство положений, улучшающих защиту потребителя, облегчающих контроль целевого использования средств и реализацию залога в случае невыплат по кредиту рынок еще более активизируется. Положительный эффект окажет и начатый процесс создания кредитных историй. С развитием отечественного потребительского кредитования и входом на рынок иностранных банков условия кредитов будут улучшаться, а разнообразие продуктов расти.
Таким образом, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначно, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы кредитование потребителей относится к разряду наиболее популярных финансовых услуг, предоставляемых банками. Данный вид кредита помогает банку диверсифицировать свою клиентскую базу, привлечь депозиты и найти источники доходов, дополняющие и компенсирующие риск по кредитам и депозитам предпринимательских фирм. Действительно, в последние годы многие банки уделяют все большее внимание потребительскому кредитованию в целях избежать или ослабить воздействие экономических циклов, приводящее к периодическому снижению объемов традиционного банковского кредитования предпринимательской деятельности, а также избежать острой конкуренции со стороны иностранных банков.
Несмотря на это, потребительское кредитование имеет свои существенные недостатки с точки зрения банкиров. Процент невозвращенных кредитов подобного рода обычно выше, чем по другим видам банковских кредитов, хотя валовые доходы по ним также значительно выше. Ключевыми факторами предоставления качественных потребительских кредитов выступают характер и чувство ответственности заемщика. Банк может оценить их с помощью анализа кредитной истории заемщика, которая, как правило, может быть получена от кредитного бюро. Значение кредитных бюро чрезвычайно велико, их существование позволяет кредитным организациям выдавать ссуды клиентам, которые ранее в банке не обслуживались.
Исследование показало, что современная практика кредитования физических лиц на потребительские цели требует своего совершенствования как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления ссуд.
Необходимо развивать комплексное банковское обслуживание населения, предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг, увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные отношения с населением.
Работа по минимизации кредитных рисков коммерческими банками строится аналогично подходам, принятым в развитых странах Запада. Управление кредитным риском предполагает анализ каждой отдельной ссуды и кредитного портфеля банка в целом.
В настоящее время в нашей стране определенная практика оценки кредитоспособности клиента существует, но в основном она носит формальный (документальный) характер. Работа по анализу кредитоспособности предшествует заключению с заемщиком кредитного договора и позволяет выяснить риски, способные привести к непогашению ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного ее возврата.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России