Проведение реорганизации в ОАО «ТрансКредитБанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Перед собой я ставлю цели:
- изучить всю информацию о реорганизации;
- проанализировать деятельность конкретного коммерческого банка, чтобы на его основе понять протекание процесса реорганизации в банках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 4
1.1. Понятие реорганизации банка 4
1.2. Формы реорганизации коммерческих банков и их особенности 18
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РЕОРГАНИЗАЦИИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 22
2.1 Характеристика банка 22
2.2 Проведение реорганизации в ОАО «ТрансКредитБанк» 23
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 4

1.1.  Понятие  реорганизации банка 4

1.2. Формы  реорганизации коммерческих банков  и их особенности 18

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС  РЕОРГАНИЗАЦИИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 22

2.1 Характеристика  банка 22

2.2 Проведение  реорганизации в ОАО «ТрансКредитБанк» 23

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

Список используемой литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  реорганизации коммерческих банков очень актуальна в настоящее  время. Многие коммерческие банки через  реорганизацию «оздоравливают»  своё финансовое положение. Вопрос о  реорганизации банков может встать из-за ряда причин: смена организационной  формы, изменение финансового положения  кредитной организации, а также  некомпетентность руководства банка  и так далее.  При реорганизации  может поменяться наименование коммерческого  банка. Реорганизация может спасти банк от банкротства, в результате нее  может возникнуть новая кредитная  организация и будет поставлен  вопрос о выдаче новой лицензии на осуществление банковских операций. Предметом моего исследования  является сам процесс реорганизации, протекающий в коммерческом банке. Объектом исследования будут являться коммерческие банки.

Перед собой  я ставлю цели:

- изучить всю информацию о реорганизации;

- проанализировать деятельность  конкретного коммерческого банка, чтобы на его основе понять протекание процесса реорганизации в банках.

Чтобы достичь  этих целей, мне надо решить следующие  задачи:

 - найти информацию, связанную с реорганизацией коммерческих банков, в учебниках, нормативно – правовых актах и в других источниках;

-   проанализировать найденную информацию и выделить нужную;

- изучить процесс реорганизации на примере конкретного коммерческого банка.

ГЛАВА 1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1.1.  Понятие реорганизации банка

Общее понятие  реорганизации банка отсутствует  в официальных документах. Соответствующие  части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 57), а вслед за ним и банковских законов, а также нормативные акты Банка России, в которых так или иначе затрагивается данная проблема, начинаются сразу с перечисления форм (способов) реорганизации. Имеются в виду такие формы, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При этом в законах вопрос о цели (целях) и условиях применения в банковском секторе перечисленных форм реорганизации, как правило, прямо не ставится.

Так, в  Законе «О Центральном банке РФ»  термин «реорганизация» употреблен один раз, именно в «карательной» 74-й  статье, где, в частности, сказано, что  в случае невыполнения в установленный  срок предписаний об устранении серьезных  нарушений, выявленных в деятельности банка, а также если эти нарушения  или проводимые банком операции создали  реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами воздействия потребовать  от банка, чтобы в нем: начали осуществляться мероприятия, направленные на финансовое оздоровление; заменили руководителей; провели реорганизацию.

Рассмотрим  с этой точки зрения и Закон  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» (от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ, редакция, введенная в действие в  конце 2004 г.), в котором установлены, в частности, порядок и условия  проведения мер, имеющих целью предупреждение несостоятельности (банкротства) банков. К таким мерам здесь(ст.3)отнесены:  
           1) финансовое оздоровление банка (хотя понятно, что если банк нуждается в финансовом оздоровлении, то он в большей или меньшей мере реально уже является финансово несостоятельным и, следовательно, речь уже должна идти не о предупреждении несостоятельности, а о восстановлении состоятельности);

2) назначение  в банк временной администрации;

3) реорганизация  банка. При этом в Законе (п. 2 ст. 32) признаются лишь две формы  реорганизации — слияние или  присоединение.

Из этого  следует:

  • Во-первых, реорганизация банков трактуется неоднозначно: в одних случаях — как инструмент наказания, в других — как мера, призванная помочь им решить свои проблемы.
  • Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации.
  • В-третьих, условия (основания) реорганизации банков в разных законах различны.
  • В-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или менее неблагополучных банков. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждения финансовой несостоятельности (или предупреждения ее углубления), так и восстановления платежеспособности банков.
  • В-пятых, и это главное, в официальных документах реорганизация однозначно понимается как то, что необходимо только проблемным банкам.

Следовательно, в нормативных документах сложилась  непродуктивная традиция ограниченного  и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, «больные» банки в  целях выправления ситуации могут  попытаться применить слияния, присоединения  и иные формы реорганизации, но при  этом всегда остается вопрос, могут  ли указанные меры дать хотя бы небольшой позитивный эффект. Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам. Как не следует и то, будто процессы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и другими подобными формами. Реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России.

Более того, слияния и прочие «законные» формы  — явление достаточно редкое, между  тем как с другими формами  реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно. Именно эти формы наиболее важны для их повседневной деятельности.

 

Реорганизация кредитной организации может  быть осуществлена по инициативе ее учредителей/участников, либо по требованию Банка России.

 

Реорганизация, проводимая по инициативе кредитной организации

Вопросы реорганизации кредитных организаций  регулируются гражданским и банковским законодательством, а также и  нормативными актами Банка России. Что касается гражданского законодательства, то это, прежде всего, статьи 57-60 ГК РФ, статьи 15-17 Федеральном Законе (ФЗ) "Об акционерных обществах". В банковском законодательстве надо обратить внимание на статью 23 ФЗ "О банках и банковской деятельности". Конкретные вопросы слияния и присоединения кредитных организаций регулируются Положением Банка России N 230-П.

Слияния и преобразования кредитных организаций  регулируются Положением Банка России от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации  кредитных организаций в форме  слияния и присоединения". В  нем определяется перечень сведений и документов, необходимых для  осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния, государственной регистрации изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации в связи с реорганизацией в форме присоединения, порядок их представления и рассмотрения в Банке России. Кроме того, Положение регулирует особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации в форме слияния и присоединения.

Для опубликования  в "Вестнике Банка России" сообщения  о принятом решении, о реорганизации  или об уменьшении уставного капитала (далее сообщение) кредитная организация  направляет его в Банк России (Департамент  внешних и общественных связей Банка  России) посредством факсимильной связи. Одновременно в Департамент внешних  и общественных связей Банка России направляется оригинал сообщения посредством  почтовой связи.

Сообщение рекомендуется направлять в срок, не превышающий 15 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации  или об уменьшении уставного капитала. В случае реорганизации кредитной  организации в форме слияния (присоединения) данный срок исчисляется с даты принятия решения о реорганизации последней  кредитной организацией, участвующей  в реорганизации. Департамент внешних  и общественных связей Банка России обеспечивает публикацию сообщения  в ближайшем номере "Вестника Банка России" по истечении 10 календарных  дней с момента получения Департаментом  внешних и общественных связей Банка  России факсимильной копии сообщения. Затем он опубликовывает сообщение  в "Вестнике Банка России" со следующей  сноской: "Данное сообщение опубликовано на основании представленной кредитной  организацией информации. Банк России не несет ответственности за достоверность публикуемой информации". Публикация сообщения осуществляется бесплатно.

 

Реорганизация, проводимая по требованию Банка России

ФЗ "О  Центральном банке РФ (Банке России)" предусматривает право Банка  России потребовать реорганизации  кредитных организаций. В статьях 32-33 ФЗ от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями) предусматривается, что Банк России может требовать  реорганизации кредитной организации  если она:

Банк, его  участники и Банк России обязываются  прибегать к названным мерам  в случаях, указанных в ст. 4 Закона, когда банк:

  • на протяжении последних шести месяцев неоднократно не смог удовлетворить денежные требования кредиторов (кредитора) и/или выполнить обязательные платежи в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;
  • по той же причине не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) и/или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения;
  • допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30%, одновременно нарушив хотя бы один из обязательных нормативов;
  • нарушает норматив достаточности собственного капитала;
  • нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • начиная с третьего года деятельности по итогам отчетного месяца, допустил уменьшение значения собственного капитала ниже зарегистрированного размера уставного капитала.

Смысл перечисленных  оснований ясен. Банки, для которых  реализация таких мер стала необходимостью, по классификации Центрального Банка (ЦБ) относятся к категории проблемных, т.е. в лучшем случае к 3-й группе— «испытывающих серьезные финансовые трудности», в худшем — к 4-й группе, где числятся банки, «находящиеся в критическом финансовом положении» (Указание Банка России «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» от 31 марта 2000 г. № 766-У).

           Порядок направления требования  Банка России о реорганизации  кредитной организации устанавливается  следующий. Банк России вправе  направить в кредитную организацию  требование об осуществлении  ее реорганизации. Такое требование  должно содержать указание причин, послуживших основанием для его  направления, а также рекомендации  о формах и сроках осуществления  реорганизации кредитной организации.

          В течение пяти дней со дня получения данного требования Банка России, руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о проведении ее реорганизации.

В ст. 33 ФЗ «О банках и банковской деятельности» предусматривается, что в случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации, с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.

Органы  управления кредитной организации, обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации  известить Банк России о принятом решении. Требования к устойчивости кредитных организаций, возникающих  при слиянии кредитных организаций, определяются нормативными актами Банка  России.

Ликвидация  или реорганизация кредитной  организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация  кредитной организации в связи  с ее ликвидацией и государственная  регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном  Федеральным законом "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных  настоящим Федеральным законом  и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

            Банк России после принятия  решения о государственной регистрации  кредитной организации в связи  с ее ликвидацией или государственной  регистрации кредитной организации,  создаваемой путем реорганизации,  направляет в уполномоченный  регистрирующий орган сведения  и документы, необходимые для  осуществления данным органом  функций по ведению единого  государственного реестра юридических  лиц. 

            На основании указанного решения,  принятого Банком России, и представленных  им необходимых сведений и  документов уполномоченный регистрирующий  орган в течение пяти рабочих  дней со дня получения необходимых  сведений и документов вносит  в единый государственный реестр  юридических лиц соответствующую  запись и не позднее рабочего  дня, следующего за днем внесения  соответствующей записи, сообщает  об этом в Банк России.

Информация о работе Проведение реорганизации в ОАО «ТрансКредитБанк»