Прогнозы и развитие банковского сектора на 2012-2014 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система , которая выступает своего рода генератором, аккумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами, еще одним неотъемлемым элементом рыночной экономики, которая все более и более проникает во все сферы нашей хозяйственной жизни, являются расчетные и кредитные правоотношения, составляющие значительный объем отношений между предпринимателями — физическими и юридическими лицами. Соответственно, негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1.Теоритические основы банковских кризисов………………….5
1.1 Понятие ,типы и формы банковских кризисов…………….……5
1.2 Причины банковских кризисов. ………………………………...9
1.3 Последствия и пути выхода из банковского кризиса………….11
2.Прогнозы и развитие банковского сектора на 2012-2014 гг….……………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………..24
Список литературы….……..……………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

1деньги кредит банки контр раб.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Курс ЦБ России на «мягкую» девальвацию рубля и повышение процентных ставок хотя и критикуется аналитиками, но пока сдерживает окончательный уход капитала из России и отток вкладчиков из банков. Иначе кризис банков России в 2009 году неизбежно пошел бы по пессимистичному сценарию, с банкротством крупнейших банков, потерей доверия населения к банковской системе в принципе и т.д.

Что касается последствий банковского кризиса в России и в мире, то он неминуемо приведет к резкому сокращению числа банков, укрупнению банков с господдержкой (для России это Сбер, Внешэконом, Внешторг и другие госбанки, уже получившие помощь в размере 950 млрд. руб.), изменению балансовой структуры активов-пассивов, вызванное коллапсом бывших направлений-лидеров (ипотечного кредитования и потребительского в первую очередь) и появлению качественно новых направлений банковских услуг.

Сейчас в России насчитывается около 1000 банков, после кризиса их станет значительно меньше. Как минимум крупные банки скупят более мелкие (часто по дешевке), то есть произойдет консолидация активов. С рынка исчезнут неэффективные банки, либо банки, которые фактически не являлись банками, а были «карманными кассами» определенных бизнес структур .

Вероятность массового банкротства банков России резко повышается, например, в таких случаях:

1. при одновременном востребовании  своих средств большинством вкладчиков

2. при бездействии регулирующих органов.

В первом случае защитные механизмы вроде страхования вкладов с высокой вероятностью не сработают по причине банальной нехватки наличных средств (кризис ликвидности). Известно, что с декабря 2008 года – официального начала «мягкой» девальвации в России - подавляющее большинство банков «переложилось» в валютные активы и параллельно ограничило условия приема валютных вкладов. Острую нехватку наличности косвенно подтвердили ставки межбанковского кредитования – они резко выросли, превысив 20% за предоставление на сутки.

Второй случай маловероятен, поскольку совместные усилия спасти положение прикладывают государства, имеющие достаточный вес в экономике и пока не растраченные валютные резервы.

Есть еще и третий, негласный вариант, который может привести к полному краху всей финансовой системы, затяжному кризису банковской системы и массовому банкротству банков.

Вряд ли российская банковская система выдержит бегство самых крупных капиталов на их родину – в США, с последующей трансформацией в государственные treasuries. Такой вариант будет развиваться при суверенном дефолте, полному или частичному отказу России от государственных обязательств. Это мгновенно подорвет глобальную систему финансовых потоков и вызовет тяжелейший финансовый и банковский кризис в России. Однако, вероятность этого безусловно мала [6].

Бурное развитие спектра банковских услуг, начатое в постперестроечное время, было прервано дважды: в августе 1998 года и в прошлом 2008 году. Оба раза банковская система испытала на себе последствия кризисов, и была (и будет) отброшена назад в своем развитии.

Несмотря на то, что причины кризисов были различны, последствия их для банковской системы идентичны и легко предсказуемы.

Прямым результатом кризиса 1998 года стало резкое изъятие средств вкладчиками, прекратившее существование нескольких десятков банков. Также перспективные на тот момент высокотехнологические сегменты – такие, как интернет-банкинг и специализированные пластиковые карты, были фактически заморожены и продолжили свое развитие годы спустя – в 2000-2001 гг.

Целесообразно взглянуть на банковскую систему с дифференцированной точки зрения – государства, собственно банков и населения:

  • Власть заинтересована в сохранении банковской активности, потому что от деятельности системообразующих банков зависит работа целых отраслей. Поэтому мелкие банки не входят в фокус внимания политиков и чиновников и никогда не получают госвливаний.
  • Сами банки независимо от размера активов хотят с минимальными потерями выйти из кризиса. В борьбе за лучшее будущее они экстренно пересматривают риски, пытаются произвести возможное рефинансирование займов и избавляются от балласта. Например, продажа кредитного портфеля низкого качества позволяет перенести фокус своего внимания на более доходные операции. Но и такие меры не способны избавить банковские организации от “работы над ошибками”. Ужесточение требований к заемщикам иногда может полностью прекратить деятельность по выдаче кредитов. С одной стороны, это избавит банк от накопления кредитных рисков, а с другой, полностью лишит его маржи от параллельных операций “размещение вкладов – выдача кредитов”.
  • Потребители банковских услуг – юридические и физические лица – кровно заинтересованы в бесперебойной деятельности своего банка, потому что обратное будет означать угрозу сохранности средств и исполнению платежных операций для ведения бизнеса. Тем не менее, большинство физлиц склонны на время либо забрать свои деньги, либо переложиться в валютные депозиты, что сейчас повсеместно и происходит.

Возможные последствия текущего кризиса в банковской деятельности идентичны реализации сценария элементарного дефицита наличности. Вот что может произойти:

1. Изменение количества банков.

2. Перераспределение средств.

3. Изменение структуры активов и пассивов в целом, определяемое текущими операциями – рефинансированием, сжатием кредитного портфеля вплоть до продажи его коллекторским агентствам, минимизацией малодоходных операций.

4. Объемы размещенных депозитов подвергнутся сокращению, с возможностью роста валютных вкладов.

5. Качественно иными могут стать некоторые банковские операции и услуги.

Все перечисленное не настолько плохо: российские банки, прошедшие большой путь от чисто спекулятивных операций до цивилизованного кредитования реального сектора и населения, будут вынуждены найти новую точку равновесия между “средствами и их источниками” (интерпретация активов и пассивов) .

Кризис банковской системы это всегда тяжелое испытание для не только самих банков, но и для государства, которое в ситуации кризиса банковской сферы обязано предпринять определенные шаги для ее спасения .

Экономисты отмечают несколько возможностей. Это девальвация рубля, снижение налоговой нагрузки и прямая поддержка населения вместо банков и предприятий. Также эксперты предупреждают, что протекционизм, в частности, повышение импортных пошлин на отдельные категории товаров, например, автомобили иностранного производства, могут дать обратный эффект.

Что может дать девальвация рубля российской экономике? Удержание курса рубля, с одной стороны, истощает резервы, которые могут пригодиться в скором будущем, с другой - сдерживает рост конкурентоспособности российских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Укрепление доллара избежать не удастся, но лучше, чтобы это произошло быстро, поскольку это сформирует новые правила взаимоотношений участников рынка. Пока все выжидают, на какой отметке остановится курс доллара к рублю, не предпринимая каких-либо серьезных действий. Стоит кредитный рынок, в частности, рынок рублевых кредитов. Как только ситуация с курсом рубля стабилизируется, банки смогут возобновить кредитование, понимая новые правила игры и будущий валютный курс .

Конечно, снижение рублевого курса сильно поддержит наших экспортеров, прибыли которых в рублях вырастут. А значит, увеличатся и поступления в бюджет, что сильно поможет правительству в решении проблемы растущего бюджетного дефицита. И наши производители получат конкурентное преимущество за счет роста стоимости импорта.

Вот только население страны от этого однозначно пострадает. Ведь большинство товаров в стране сейчас импортного происхождения и, соответственно, цены на них повысятся. А зарплаты граждан и пенсии, напротив, еще больше обесценятся. Ну, а про людей, имеющих ипотечные и потребительские кредиты в иностранной валюте, которые так щедро раздавали банкиры в период кредитного бума, даже говорить не хочется. Поэтому на резкую девальвацию рубля власти, конечно же, не пойдут, но «плавной» нам, судя по всему, не избежать .

Какими могут быть последствия девальвации рубля в России? Девальвация сама по себе призвана оказать положительное действие на финансовую систему и экономику в целом. Из положительных результатов девальвации рубля можно выделить повышение конкурентоспособности российских товаров за рубежом за счет снижения их стоимости. Однако, это хорошо если внутри страны что-то производится и пользуется спросом на зарубежном рынке. К сожалению, экономика России на 60-80% зависит от экспорта сырья, спрос на который в мире, по мнению экономистов, сократится в ближайшие 2-3 года на 25-30%. Так что этот положительный момент может быть поставлен под сомнение.

Другой положительный момент девальвации рубля – снижение темпов расходования ЗВР. Но совокупные долги российских компаний иностранным кредиторам примерно равны ЗВР.

Опыт 1998 года показывает, что девальвация рубля положительно отразилась на развитии производства в России. Из-за того, что цены на импортные товары резко повысились, в 1999 года стало развиваться внутреннее производство и произошло импортозамещение.

Из отрицательных последствий девальвации выделяют повышение цен на импортные товары, например, автомобили, продовольствие, бытовую технику. Повышение цен на эти товары может подстегнуть инфляцию в целом по стране. Резкая девальвация рубля сулит резкое падение уровня жизни в России .

Снижение налоговой нагрузки уже происходит, однако есть еще возможности для более эффективной реализации этой идеи. В частности, снижение ЕСН уменьшит нагрузку на стоимость труда для работодателей, что может повлиять на темпы сокращения персонала и в конечном счете на уровень безработицы в России в 2009 году. Чтобы государству компенсировать выпадающие доходы бюджета от снижения налогов, можно использовать резервы и заимствования на внутреннем и внешнем рынках.

Прямая поддержка населения вместо удержания на плаву неэффективных компаний, выпускающих устаревшую и в обычных условиях неконкурентоспособную продукцию, подразумевает увеличение пособия по безработице (что уже произошло), помощь в поиске новой работы тем, кто ее лишился, переподготовке, обучению и т.п.

Еще один путь выхода из кризиса, по которому стоит идти - сокращение государственных расходов в целом (в частности же увеличив финансирование некоторых составляющих бюджета). Однако антикризисные меры правительства предполагают рост расходов, что на фоне падения доходов бюджета (предполагается, что они упадут в 2009 году более чем на 5,4% ВВП до 6,5 триллионов рублей) может иметь негативные последствия для экономики. К этой точке зрения склоняется Анатолий Чубайс, генеральный директор “Роснано”, предлагающий пересмотреть бюджет на 2009 год исходя из самого пессимистичного прогноза.

В этом есть большая доля здравого смысла. Часто меняя прогнозы, правительство подрывает доверие к себе и к своей способности контролировать ситуацию. В период же финансового кризиса необходимо сохранять доверие к себе. Установив пессимистичный прогноз однажды, его уже не придется часто менять, что будет способствовать укреплению доверия к антикризисным мерам правительства .

 

 

 

 

 

 2.Прогноз на 2012-2014 год

Банковская система на сегодняшний день переживает не самый простой период. 2012 год застыл на волне экономической неопределенности в грандиозных масштабах. Рецессия в Еврозоне, а также дальнейшее замедление американской экономики  отразилась на ситуации в России.  К тому же, глобальное торможение мировой экономики может оказаться наиболее болезненным для России, главной статьей доходов которой является продажа нефти. Без роста продаж, банковской системе придется сдерживать рост сектора кредитования. А бюджетные стимулы, позволяющие ускорить рост экономики, на сегодня исчерпаны. В подобном мнении сходятся  аналитики различных банков, как  крупнейших финансовых конгламератов ( например HSBC), так локального значения         ( например, МДМ-банк)

Риски

Риск начала второй волны общеэкономического спада, инициированного   длительным сжатием кредитования предприятий, что приведет к самофинансированию оборотного капитала,  ко второй волне экономии на издержках и сокращению заработной платы и/или численности занятых, а также к дальнейшему снижению инвестиционных программ производителей потребительских товаров

 

Возможности

Кредиты населению будут расти в прогнозируемый период опережающими темпами по сравнению с кредитами реальному сектору - рост в 2,3 и 1,8 раза, соответственно, при росте активов банковской системы в целом в 1,85 раза. В связи с этим, рынок розничного кредитования будет представлять больший интерес по сравнению с рынком корпоративного кредитования

Наиболее быстрым ростом в прогнозируемый период будет характеризоваться рынок государственных и корпоративных госбумаг- рост в 8 и 2 раза, соответственно.  На рынке госбумаг уже в 2010-2011гг. вероятно появление инфраструктурных облигаций, которые будут выпускаться в целях финансирования общественно-значимых проектов при гарантировании за счет средств бюджета на основе рассматриваемого  Закона

Изменения  внешней среды

В президентских структурах рассматриваются различные варианты контрциклического регулирования банковской деятельности. Это может быть сделано разными способами. Первое, путем организации   системы страхования кредитов. Второе,  на основе гарантирования собственного капитала крупнейших банков  путем создания условного гибридного капитала посредством эмиссии банком специальных долговых ценных бумаг, конвертируемых при наступлении страхового случая в обыкновенные акции. Третье, на основе  такой меры как введение т.н. динамических резервов банков на возможные потери по ссудам.

Информация о работе Прогнозы и развитие банковского сектора на 2012-2014 гг