Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 30 октября 2002 года № 130-Ф3. Необходимость принятия нового закона была обусловлена несовершенством закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года.
Актуальность и практическая значимость проблемы банкротства в России обусловлена тем, что, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и многие российские предприятия следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основные положения банкротства....................................................................5
1.1 Признаки и причины банкротства......................................................................5
1.2 Предупреждение банкротства………………………………………………….9
1.3 Стадии банкротства…………………………………………………………….13
2 Процедуры банкротства………………………………………………………..15
2.1 Наблюдение……………………………………………………………………..15
2.2 Внешнее управление…………………………………………………………...16
2.3 Санация (финансовое оздоровление)………………………………………....20
2.4 Конкурсное производство…………………………………………………..….22
2.5 Мировое соглашение…………………………………………………………...25
2.6 Ликвидация предприятия……………………………………………………....26
2.7 Банкротство отдельных категорий должников……………………………….28
Заключение…………………………………………………………………...……30
Список использованных источников………
Федеральная служба по делам о несостоятельности (ФСДН) разработала два подхода к оздоровлению неплатёжеспособных предприятий:
1) санация с учётом наличия текущего спроса на их продукцию на рынке, состояния основных производственных фондов и мощностей, уровня технологии производства и квалификации производственного персонала, оценки внутренних резервов;
2) вывод предприятия из хозяйственного оборота в силу их низкой эффективности.
Для реализации этих задач органы исполнительной власти формируют из проблемных предприятий четыре группы претендентов на получение государственной финансовой помощи, положив в основу следующие критерии:
- величину износа основных производственных фондов конкретного предприятия по сравнению со среднеотраслевым показателем;
- уровень спроса на основные виды выпускаемой продукции, исходя из её качества и потребительских свойств.15
Первая группа объединяет предприятия, у которых износ основных фондов ниже среднеотраслевого и имеет место высокий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Предполагается, что подобные предприятия способны самостоятельно изыскать внутренние резервы для оздоровления своего финансового состояния. Вторая группа включает предприятия, у которых износ основных фондов ниже среднеотраслевого, но имеет место низкий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. К третьей группе относят предприятия, у которых износ основных фондов выше среднеотраслевого, но имеет место высокий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Четвёртая группа объединяет предприятия, у которых износ основных фондов выше среднеотраслевого и имеет место низкий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Предприятия четвёртой группы в связи с низким производственным и рыночным потенциалом не могут рассчитывать на финансовую помощь. Финансовая помощь может быть оказана предприятиям второй и третьей групп.
Наличие возможности восстановления платёжеспособности оформляется планом финансового оздоровления (бизнес – планом). Типовой план финансового оздоровления разработан ФСДН и рекомендован проблемным предприятиям для рассмотрения возможности их санации. Данный план должен включать в себя следующие разделы:
1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления. Приводятся срок реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, срок погашения помощи, финансовые результаты реализации плана.
2. Анализ финансового состояния. Приводятся сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.
3. Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности. К ним относятся:
- смена руководящего звена предприятия;
- инвентаризация предприятия;
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажа незавершённого строительства;
- оптимизация численности персонала;
- продажа излишек запасов товарно-материальных ценностей и оборудования;
- конверсия долгов путём преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочные ссуды.
Очевидно, что квалификационное составление плана финансового оздоровления является основой при принятии решения об оказании той или иной помощи. Оценивается эффективность представленных бизнес-планов при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой текущей стоимости. В случае положительного заключения ФСДН принимает решение о размере государственной финансовой поддержки, сроках проведения санации предприятия, размере предполагаемой процентной ставки по кредитам и о сроке погашения кредита.
2.4 Конкурсное производство
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Целями конкурсного
- соразмерное удовлетворение требований кредиторов;
- объявление должника свободным от долгов;
- предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.16
Принятие арбитражным судом решения о признании предприятия-должника банкротом влечёт за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев. С этого момента:
- срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности;
- сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к коммерческой тайне;
- не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника;
- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника;
- все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.
Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий
– арбитражный управляющий, утверждённый
арбитражным судом для
С момента назначения конкурсного
управляющего к нему переходят все
полномочия по управлению делами предприятия-должника,
в том числе полномочия по распоряжению
его имуществом. После проведения
инвентаризации и оценки имущества
предприятия конкурсный управляющий
приступает к продаже указанного
имущества на открытых торгах, если
собранием или комитетом
1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несёт ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей;
2) во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате туда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
4) в четвёртую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5) в пятую очередь производятся расчёты с другими кредиторами.18
Требования каждой очереди
удовлетворяются после полного
удовлетворения требований предыдущей
очереди. При недостаточности денежных
средств предприятия-должника они
распределяются между кредиторами
соответствующей очереди
После завершения расчётов
с кредиторами конкурсный управляющий
обязан представить в арбитражный
суд отчёт о результатах
2.5 Мировое соглашение
Мировое соглашение – процедура
банкротства, применяемая на любой
стадии рассмотрения дела о банкротстве
в целях прекращения
Мировое соглашение должно
содержать положение о
Мировое соглашение может содержать условия:
- об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
- об уступке прав требований должника;
- об исполнении обязательств должника третьими лицами;
- о скидке с долга;
- об обмене требований на акции;
- об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.
Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего.
2.6 Ликвидация предприятия
Реорганизационные процедуры направлены на восстановление нормального функционирования предприятия. Если они оказываются неэффективными, арбитражный суд начинает ликвидационные процедуры, которые ведут к прекращению деятельности предприятия. Ликвидационные процедуры предполагают принудительную или добровольную ликвидацию.
Принудительная ликвидация предприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным. Это решение вступает в силу по истечении срока на подачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительной ликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, что реализация имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке конкурсного производства.
Решение об открытии конкурсного
производства принимает арбитражный
суд. Цель конкурсного производства
– соразмерное удовлетворение требований
кредиторов и объявление должника свободным
от долгов. Решение о признании
должника несостоятельным и об открытии
конкурсного производства публикуется
в «Вестнике Высшего
С момента открытия конкурсного
производства запрещается передача
либо другое отчуждение имущества должника,
погашение его обязательств, прекращается
начисление пени и процентов. Сроки
исполнения всех долговых обязательств
предприятия считаются
Конкурсное производство
закрывается после продажи
После удовлетворения требований
и погашения претензий
Добровольная ликвидация
При добровольной ликвидации
государственных предприятий и
предприятий, в капитале которых
доля (вклад) Российской Федерации составляет
более 25%, принятие решения о неудовлетворительной
структуре баланса и отсутствии
реальной возможности восстановления
платёжеспособности предприятия возлагается
на Федеральное управление по делам
о несостоятельности (банкротстве).
Оно наделяется частью полномочий арбитражных
судов, принимает решение о дальнейшей
судьбе предприятия, контролирует процесс
добровольной ликвидации. Федеральное
управление было создано для защиты
предприятия при признании его
банкротом, поэтому в его функции
входит представление интересов
собственника (в случае делегирования
ему таких полномочий) и контроль
над поступлением финансовых средств
государства для поддержки предприятия.21
2.7 Банкротство отдельных категорий должников