Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 16:17, курсовая работа
Для рассмотрения предмета работы в курсовой работе раскрываются основные понятия института несостоятельности, вопросы процессуального характера, положения, касающиеся процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.
Введение
3
1. Основные положения
5
1.1 Понятие «банкротства»
5
1.2 Законодательство, регулирующее процедуру банкротства
9
2. Процедуры банкротства
13
2.1Наблюдение
13
2.2 Финансовое оздоровление
18
2.3 Внешнее управление
24
2.4. Конкурсное производство
30
2.5 Мировое соглашение
35
Заключение
39
Библиографический список
В конкурсных отношениях наиболее важные вопросы решаются голосованием на собраниях кредиторов, причем количество голосов каждого кредитора пропорционально сумме его требования. Такое правило представляется вполне логичным - чем больше размер требования кредитора, тем больше объем его возможных убытков и экономическая заинтересованность в судьбе должника[15].
2.2 Финансовое оздоровление
Процедура финансового оздоровления осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления. Эти же лица вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления и к суду в том случае, когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и у суда нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве 2002 г. (семь месяцев). В этом случае необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%.
Однако следует заметить, что арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.
Следует обратить внимание на круг субъектов, имеющих право обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления на основании предоставления обеспечения. К ним следует отнести: учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо (лица)[16].
При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления нескольких лиц, в том числе учредителей (участников) должника, обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности каждым из них определяется соглашением между ними (п. 2 ст. 78 Закона о банкротстве 2002 г.).
Процедура финансового оздоровления вводится определением арбитражного суда, которое может быть обжаловано. Необходимо обратить внимание на порядок обжалования данных определений. Закон не предусматривает этого порядка. Вместе с тем в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" [17]отмечено, что судебные акты, допускающие окончание дела по существу, должны обжаловаться по общим правилам разд. VI АПК РФ, а не по нормам ч. 3 ст. 223 АПК РФ и ст. 61 Закона о банкротстве 2002 г.
По общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве 2002 г.).
При введении процедуры финансового оздоровления арбитражный суд оценивает предоставленное обеспечение, в том числе договоры и иные обеспечительные сделки с точки зрения их соответствия Закону о банкротстве. В случае, если такие договоры (сделки) являются ничтожными или использованы одни недопустимые для данной процедуры способы обеспечения исполнения обязательств, процедура финансового оздоровления не может быть введена.
По общему правилу при введении процедуры финансового оздоровления предусматривается утверждение плана финансового оздоровления и во всех случаях графика погашения задолженности, которые являются основными документами для должника в рамках действия данной процедуры. План финансового оздоровления разрабатывается учредителями (участниками) должника либо собственником имущества унитарного предприятия и предусматривает способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Утверждения плана финансового оздоровления арбитражным судом не требуется.
Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который определяет конкретные объемы и сроки выплат. В график погашения задолженности закон предписывает включение двух обязательных положений о сроках погашения задолженности:
- требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее, чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления;
- требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее, чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления[18].
С моментом введения финансового оздоровления законодатель связывает наступление определенных правовых последствий:
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления и т.д. (ст. 81 Закона о банкротстве 2002 г.).
Однако одним из основных последствий введения финансового оздоровления является установление особого порядка предъявления требований к должнику: в рамках данной процедуры обращение кредиторов с исковыми заявлениями к должнику становится невозможным (это касается только требований, срок исполнения которых должником наступил на дату введения финансового оздоровления).
С момента введения финансового оздоровления приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением требований о взыскании задолженности первой и второй очередей, а также об истребовании имущества из чужого незаконного владения должника).
Арбитражный суд, как правило, одновременно с вынесением определения о введении процедуры финансового оздоровления утверждает кандидатуру административного управляющего, который осуществляет контроль за действиями должника по исполнению плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Это положительно сказывается на деятельности должника, поскольку имеется реальная возможность сохранить (с некоторыми ограничениями) органы управления должника, включая его руководителя, которые вследствие этого заинтересованы во введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления. Между тем, предоставление права на обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления третьим лицам предоставляет им возможность воспользоваться данной процедурой для получения контроля над имуществом должника и его органами управления.
План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности
Эти мероприятия могут носить различный характер:
- экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества и т.д.);
- организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев и т.д.);
- финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств и т.д.);
- информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.) и др.
Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.
С точки зрения законодателя, график погашения задолженности - это одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредитором в установленные графиком сроки[19]
Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности. Вместе с тем финансовое оздоровление может быть досрочно прекращено при наличии следующих оснований:
- непредставление в арбитражный суд в течение 35 дней соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
- неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.
Особый порядок прекращения финансового оздоровления установлен для случаев, когда оно вводилось не на основании решения собрания кредиторов, а на основании ходатайства о предоставлении обеспечения вопреки воле собрания, направленной на введение внешнего управления либо конкурсного производства. Особенность данного порядка заключается в том, что основанием прекращения процедуры является неисполнение графика в течение любого срока. При этом допускается обращение в арбитражный суд любого лица, участвующего в деле о банкротстве.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
2.3 Внешнее управление
Внешнее управление имуществом должника - есть восстановительная процедура, которая вводится в целях реабилитации бизнеса для спасения юридического лица - должника от ликвидации. В отношении имущества физических лиц внешнее управление не вводится (исключение составляет имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которого внешнее управление вводится в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства). Положение же Закона о невозможности введения процедуры внешнего управления имуществом гражданина вызывает сомнения применительно к индивидуальным предпринимателям, в собственности которых может находиться предприятие - имущественный комплекс. Закон ставит в неравные условия кредиторов - юридических лиц и кредиторов - индивидуальных предпринимателей.
Процедура внешнего управления применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем осуществления независимым субъектом - внешним управляющим - активных (как экономических, так и юридических) действий, направленных на оздоровления финансового состояния должника[20].
Внешнее управление урегулировано главой VI Закона и является возможной, но не обязательной стадией конкурсного процесса.
Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок может быть сокращен.
В процессе внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Введение моратория означает, что в течение срока действия моратория (т.е. срока внешнего управления):
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке; не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда, о взыскании задолженности по текущим платежам;