Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 16:17, курсовая работа
Для рассмотрения предмета работы в курсовой работе раскрываются основные понятия института несостоятельности, вопросы процессуального характера, положения, касающиеся процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.
Введение
3
1. Основные положения
5
1.1 Понятие «банкротства»
5
1.2 Законодательство, регулирующее процедуру банкротства
9
2. Процедуры банкротства
13
2.1Наблюдение
13
2.2 Финансовое оздоровление
18
2.3 Внешнее управление
24
2.4. Конкурсное производство
30
2.5 Мировое соглашение
35
Заключение
39
Библиографический список
- не начисляются финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом. Однако в целях компенсации потерь конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, на сумму их требований начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения внешнего управления (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве).
Мораторий не распространяется на текущие требования, т.е. требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (ст. 5 Закона о банкротстве); и привилегированные требования, подлежащие удовлетворению в первую и вторую очередь (о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о возмещении морального вреда).
Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника, например перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, размещение дополнительных обыкновенных акций должника и т.д.
План внешнего управления является документом, утверждаемым собранием кредиторов и являющимся обязательным для исполнения внешним управляющим, собранием кредиторов, комитетом кредиторов и должником.
План внешнего управления может быть признан недействительным полностью либо в части по заявлению лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Возможность оспаривания положений плана послужила основанием для утверждения о договорной природе указанного документа. Однако такое утверждение не вполне обоснованно по следующим причинам.
Во-первых, договор - это акт взаимного согласия сторон. Стороны должны иметь равные права при достижении согласия. Утверждение плана внешнего управления хотя и предполагает в качестве основы предложения внешнего управляющего, однако собрание кредиторов вправе потребовать изменения плана вне зависимости от позиции внешнего управляющего, а то и вовсе отклонить план и потребовать отстранения внешнего управляющего. Таким образом, о равноправии субъектов (управляющего и кредиторов) при утверждении плана внешнего управления говорить не приходится.
Во-вторых, договор представляет собой соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей сторон, поскольку "договоры относятся к той разновидности юридических фактов, которая именуется сделками, а значит, представляют собой действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей"[21]. Можно предположить, что выполнение плана внешнего управления является основанием для выплаты вознаграждения внешнему управляющему, соответственно план устанавливает право кредиторов требовать оказание услуги внешним управляющим и обязанность последнего оказать услугу кредиторам по реализации мер по восстановлению платежеспособности должника.
В-третьих, разработка и выполнение плана внешнего управления должны учитывать интересы не только кредиторов, но и иных лиц - участников дела о банкротстве (например, должника, органа местного самоуправления при внешнем управлении в отношении градообразующей организации). Именно нарушение прав и законных интересов этих лиц может стать основанием для рассмотрения арбитражным судом требования о признании плана внешнего управления недействительным полностью или частично[22].
Итогом деятельности внешнего управляющего является отчет перед собранием кредиторов с одним из следующих предложений:
1) О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
2) О продлении установленного срока внешнего управления;
3) О прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или о заключении мирового соглашения;
4) О прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Соответственно собрание кредиторов по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего вправе принять одно из следующих решений:
1) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
2) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) о заключении мирового соглашения;
5) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления при условии, что общий срок внешнего управления не будет превышать максимально допустимый срок внешнего управления.
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Основания для утверждения или отказа в утверждении отчета внешнего управляющего предусмотрены п. 4 и 5 ст. 119 Закона о банкротстве. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится один из следующих судебных актов:
1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
2) определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами. Вынесение такого определения является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.
После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае же, если в установленный арбитражным судом срок (но не более 6 месяцев) не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Порядок расчетов с кредиторами установлен ст. 121-122 Закона о банкротстве);
3) Определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
4) Определение об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего;
5) Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случаях, если имеется соответствующее ходатайство собрания кредиторов либо арбитражным судом отказано в утверждении отчета внешнего управляющего или указанный отчет не представлен в течение месяца со дня окончания срока внешнего управления[23].
2.4 Конкурсное производство
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда.
Срок конкурсного производства не может превышать одного года, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев
Закон о банкротстве четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.
Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок их исполнения еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.
Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций[24].
В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст.139 ГК РФ, Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"[25].
В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам: все они совершаются исключительно в порядке, установленном гл.VII Закона о банкротстве. Так, ст.132 Закона предусмотрен порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона.
В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новые аресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению его имуществом.
В-шестых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника, а также иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.
В-седьмых, введение процедуры конкурсного производства влечет назначение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ. Возмещение расходов, связанных с опубликованием таких сведений, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии у должника средств - за счет средств кредитора, обратившегося в суд с заявлением о признании должника банкротом [26].
Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсный управляющий утверждается в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.
Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций, конкурсный управляющий осуществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства.
Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет его рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:
1) правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника;
2) правомочия по формированию конкурсной массы;
3) правомочия по распределению конкурсной массы;
4) иные правомочия при проведении конкурсного производства.
Говоря о первой группе прав, следует заметить, что с момента назначения арбитражным судом конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления предприятием-должником. Конкурсный управляющий становится единственным полномочным представителем всего имущества должника, которое находится на балансе предприятия или у третьих лиц к моменту открытия конкурсного производства. Более того, ранее действовавшие органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего должны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.