Процентная политика банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

Содержание

Введение 3
1. Процентная политика банка: ее цели и задачи 6
1.1 Содержание процентной политики 6
1.2 Процентная политика Центрального банка 10
2. Основные направления процентной политики банка 20
2.1 Процентная политика по вкладам 20
2.2 Характеристика процентов и их виды 28
2.3 Построение эффективной процентной политики коммерческого банка 32
3. Информационные технологии, используемые при формировании процентной политики банка.ё 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

бм.docx

— 79.93 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Процентная политика  банка: ее цели и задачи 6

1.1 Содержание процентной  политики 6

1.2 Процентная политика  Центрального банка 10

2. Основные направления  процентной политики банка 20

2.1 Процентная политика  по вкладам 20

2.2 Характеристика  процентов и их виды 28

2.3 Построение эффективной  процентной политики коммерческого  банка 32

3. Информационные технологии, используемые при формировании  процентной политики банка.ё 39

Заключение 42

Список использованной литературы 44

 

Введение

 

Актуальность. Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

Развитие рыночных отношений  в России, с одной стороны, создало  возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости  от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции  и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.

В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между  привлекаемыми и размещаемыми ресурсами  сохранить уровень прибыли возможно за счет роста общих оборотов и  объема осуществляемых операций.

Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой  оговариваются общие подходы  в ценообразовании на оказываемые  услуги, рассчитываются и фиксируются  на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и  ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью и т.д., что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.

В научных исследованиях  по банковскому делу до недавнего  времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических  и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики, поэтому сегодня нет  единого подхода к раскрытию  ее содержания. Наиболее значимый вклад  в исследование общих вопросов банковского  дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков внесли исследования Батраковой Л.Г., Лаврушина О.И., Роуза П., Пановой Г.С., Серебряковой Л.А., Синки Дж., Симановского А.Ю., Стояновой Е.С., Ширинской Е.Б., Шпилевской Е.Л. и др., в остальных работах процентная политика представлена в основном как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется преимущественно процент за банковский кредит. Такое положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием в России денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится все актуальнее.

Цель исследования – провести анализ сущности процентной политики банка.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть содержание процентной политики.
  2. Проанализировать процентную политику Центрального банка.
  3. Определить особенности процентной политики по вкладам.
  4. Изучить характеристику процентов и их виды.
  5. Обосновать построение эффективной процентной политики коммерческого банка.

Объект исследования – основополагающие характеристики банковской деятельности. Предмет исследования – определение особенностей процентной политики банка.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Батракова Л.Г., Чернецов С.А., Кузнецова В.В., Ларина О.И. и других.

 

 

1. Процентная политика банка: ее цели и задачи

1.1 Содержание процентной политики

 

Начнем с того, что процентная политика реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна:

  • благоприятствовать росту экономики;
  • сдерживать инфляцию;
  • обеспечивать стабильность национальной валюты;
  • обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства1.

На уровне коммерческих банков процентная политика является одним  из важнейших элементов общей  политики банка и представляет собой  совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной  валюте, а также направлена на обеспечение  рентабельности и ликвидности банка2.

На процентную политику банка  оказывают влияние внешние и  внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

  • состояние финансового рынка;
  • уровень инфляции;
  • спрос на банковские услуги;
  • уровень банковской конкуренции;
  • политика Банка России и Министерства финансов РФ;
  • региональная специфика;
  • состояние социальной среды.

К внутренним факторам относятся:

  • спектр оказываемых банком услуг;
  • квалификация и опыт персонала;
  • состав клиентов банка.

При формировании процентной политики банк учитывает, что для  различных секторов финансового  рынка характерны различные величины процентных ставок3.

Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных  ссудных операциях между кредитно-финансовыми  институтами (в т.ч. государственными), – это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).

Ставки рынка ценных бумаг  – это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке.

Ставки по операциям банка  с небанковскими заемщиками и  кредиторами – это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам.

Процентная политика банка  определяется продолжительностью разрыва  между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний  процентных ставок, уровнем процентного  риска, который выражается в опасности  потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым  ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

  • процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;
  • размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки Центрального банка РФ и норм резервирования;
  • величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

  • официальную учетную ставку ЦБ РФ;
  • конъюнктуру рынка;
  • издержки привлечения средств;
  • степень риска проекта;
  • финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Разница между процентным доходом и расходом банка, между  процентами полученными и уплаченными  есть процентная маржа. Маржа предназначена  для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок.

Абсолютная величина маржи  может рассчитываться как разница  между общей величиной процентного  дохода и расхода банка, а также  между процентным доходом по отдельным  видам активным операций и процентным расходом, связанных с ресурсами, которые используются для этих операций.

Достаточная маржа может  рассчитываться на основе фактических  данных за истекший период и прогнозных величин на планируемые периоды. Расчет прогнозной достаточной маржи  необходим для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый размер процентной ставки по активным операциям складывается из достаточной маржи и реальной стоимости ресурсов с учетом инфляции4.

Отметим, что сравнение коэффициента фактической маржи по отдельным активным операциям позволяет оценить реальную доходность / рентабельность направлений деятельности банка.

1.2 Процентная политика Центрального банка

 

Процентная политика является одним из важнейших рыночных инструментов про ведения денежно-кредитной  политики. Она выражается в установлении и периодическом пересмотре официальных  базовых ставок Центрального банка, а также ставок по его основным операциям5.

Официальные (базовые) ставки центральных банков бывают двух основных видов:

1. ставка по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений) – это плата за кредиты Центрального банка, которые он предоставляет коммерческим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

2. ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг), или учетная ставка – это плата, взимаемая Центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним6.

Ставка по рефинансированию несколько выше учетной ставки (в  практике зарубежных стран – на 0,5–2 процентных пункта), т. к. ссудные операции банков (ломбардный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

Центральные банки могут  устанавливать несколько официальных  учетных ставок в зависимости  от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также и несколько  ставок по рефинансированию (по разным видам кредитов), исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов и т.д.

Регулируя уровень учетной  ставки и ставки рефинансирования, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. С помощью  процентной политики Центральный банк получает возможность:

  • воздействовать на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;
  • регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;
  • регулировать объем денежной массы в стране;
  • предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Повышение или понижение  официальных ставок ЦБ означает соответственно ужесточение или смягчение денежно-кредитной  политики, т.е. проведение рестрикционной или экспансионистской политики. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы и расширять масштабы операций с клиентурой, снижение ставок ведет к обратным процессам.

Проведение процентной политики может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. Так, установление официальной учетной ставки – это косвенный метод, а изменение условий переучета векселей (повышение требований к их качеству, ограничение круга переучитываемых ценных бумаг, введение лимитов переучета) относится к прямым методам проведения процентной политики.

Аналогично установление базовой ставки рефинансирования – косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – прямой (административный) метод.

В соответствии с Законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» процентные ставки ЦБ Российской Федерации представляют собой минимальные ставки, по которым  Банк России осуществляет свои операции. При этом могут устанавливаться. одна или несколько процентных ставок по различным видам операций: ломбардным; депозитным; РЕПО; кредитам «овернайт».

Процентная политика может  про водиться и без фиксации процентной ставки (это означает, что процентная ставка по той или иной операции Банка России устанавливается в  результате проведения аукциона: по ломбардному  кредиту, операциям РЕПО, депозитным операциям)7.

Процентные ставки по операциям  Банка России определяются, исходя из уровня базовой ставки рефинансирования и текущих задач проведения денежно-кредитной  политики.

Для каждого государства  характерна своя процентная политика центральных банков. При ее формировании используются такие основные инструменты, как: базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке.

В процессе эволюции денежно-кредитной  системы ставка рефинансирования стала  обладать больше индикативными показателями, которые дают экономике некий  ориентир по отношению к стоимости  национальной валюты на среднесрочный  период. Но, факт остается фактом, ставка рефинансирования имеет большое  влияние при формировании процентного  уровня в экономике8.

Информация о работе Процентная политика банка