Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:00, курсовая работа
Нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования в России
Становление и последующее бурное развитие потребительского кредитования потребовало наличия теоретической базы, пополнявшейся по мере его проникновения на российский рынок. Главную проблему составляет поиск наиболее точного определения термина "потребительский кредит", которое бы полностью учитывало все стороны изучаемого явления.
Глава 1. Теоретические основы кредитования физических лиц
Нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования
в России ---------------------------------------------------------------------------- 2
Глава 2. Процесс организации работы банка по потребительскому кредитованию
2.1 Характеристика АКБ "Банка Москвы" Организационная структура. Комплексный анализ АКБ "Банка Москвы" ------------------------------------- 16
2.2 Механизм кредитования АКБ "Банка Москвы" физических лиц ------- 18
2.3 Виды рисков, связанных с кредитованием физических лиц. Способы снижения рисков. Методы потребительского кредитования российскими банками по снижению рисков потребительского кредитования -------------------- 21
Глава 3. Пути совершенствования потребительского кредитования на современном этапе
3.1 Анализ российского рынка потребительского кредитования. ----------- 27
Основные тенденции развития потребительского рынка, факторов, способствующих его развитию
3.2 Применение информационных технологий в потребительском кредитовании ---------------------------------------------------------------------------------------31
Заключение ------------------------------------------------------------------ 38 Список литературы --------------------------------------------------------- 40
3.1 Анализ
российского рынка
Кредитование является одним из наиболее востребованных видов банковских продуктов. Несмотря, на бурный рост кредитования, сегодня показатели ликвидности (Н2 и Н3) превышают докризисный уровень.
Бурный рост кредитного портфеля, начавшийся во 2 полугодии 2011 года, сопровождался устойчивым снижением достаточности капитала. По итогам 2011 года норматив Н1 опустился с достаточно высоких 18,1% до предкризисных 14,7%.
Особые опасения вызывает тот факт, что по состоянию на 01.04.2012 у 12 банков из топ-30 норматив Н1 был меньше 12%
На основании представленных данных следует, что если бы не трехкратное увеличение капитала Банка Москвы в декабре 2011 года, средний по системе норматив Н1, по оценкам "Эксперта РА", не превысил бы 14,3-14,4%.
Достаточной капитала определяет финансовые возможности и ликвидность банковского сектора в направлении предоставления банковских услуг по диаграмме представленной ниже следует, что все больше игроков банковского рынка России стали менять свою бизнес-стратегию с универсальной модели, когда все банковские услуги развиваются примерно одинаково, на специализацию в целевых нишах
Решив, что успешно развиваться в рамках универсальной модели наряду с крупнейшими российскими банками не представляется возможным, российские частные банки стали находить свои сегменты рынка, в которых у них есть возможность стать локальными лидерами.
Наиболее сильная конкуренция в 2012 году развернулась на розничном банковском рынке. Именно он рос наиболее бурными темпами в 2012 году, в то время как нефинансовый сектор переживал не лучшие времена. Кредитные карты, ипотека, автокредитование, необеспеченные потребительские кредиты - все эти сегменты в 2012 году продемонстрировали очень высокие показатели прироста и позволили работающим в них банкам показывать лучшую динамику по сектору.
Во многом столь значительный рост рынка банковских услуг для населения стал возможен благодаря изменившемуся поведению физических лиц, которые стали предпочитать тратить, а не сберегать.
Впервые в современной российской истории физические лица больше занимали денежных средств у банков, чем приносили им. Таким образом, на протяжении 2012 года население являлось нетто-заемщиком, что в свою очередь вызывает пересмотр подходов к регулированию банковского сектора со стороны ЦБ РФ
Получила свое продолжение в 2012 году и посткризисная тенденция по уходу иностранных игроков с российского рынка. За год покинули рынок такие игроки, как ВестЛБ Восток, Абсолют, Свенска Хандельсбанкен и другие.
На фоне всего этого, благодаря банковским продуктам и услугам, в текущих институциональных условиях российским банкам удается демонстрировать неплохие темпы роста. Конечно, в 2013 году динамика основных показателей банковской системы несколько снизится, что связано с постепенным насыщение банковского рынка страны банковскими продуктами.
В 2012-2013 гг. продолжилась тенденция сокращения числа действующих кредитных организаций.
Сокращение числа банков происходит по причине роста конкуренции на рынке, а также ужесточения контроля со стороны Центробанка РФ.
Скорее всего, к концу 2013 года на рынке останется не более 870 банков.
Во многом из-за институциональных преобразований в части сегментации банковского рынка частные банки, ориентирующиеся на услуги потребительского кредитование, смогли продемонстрировать очень высокие темпы роста. Ранее розничные банки были слишком небольшими, чтобы "по-настоящему" конкурировать с крупными госбанками, имеющим доступ к госсредствам. Однако в 2012 году ситуация заметно изменилась. Данные банки пока еще не входят в десятку крупнейших по стране, но по итогам 2012 года они показали настолько высокие темпы роста, что назвать их "небольшими" уже никак нельзя.
ХКФ Банк в 2012 году удвоил свои активы до 344 млрд руб. и занял 18 место в стране против 32 места годом ранее. Банк Русский Стандарт продемонстрировал рост активов в 2012 году на уровне 55%, что привело к прогрессу в рейтинге за год с 26 места до 22 места на 1 января 2013 года. Активы ОАО КБ "Восточный" на конец 2012 года достигли величины 239 млрд руб., что было связано с их ростом на 64% за год. Два других заметных игрока рынка потребительского кредитования: Связной Банк и Банк Тинькофф Кредитные Системы, и вовсе продемонстрировали темпы роста более 100% по итогам 2012 года, поднявшись в рейтинге по итогам года на 23 и 32 места соответственно. Положительная динамика банковского кредитования, имевшая место в 2011 году, в 2012 году замедлилась. Совокупный ссудный портфель банков РФ в 2012 году вырос на 18.3% или на 5.26 трлн руб., в то время как год назад этот показатель составил 29.6%. Замедление темпов роста кредитования было вызвано целым рядом причин.
Во-первых, в 2012 году стагнировало кредитование нефинансовых организаций - прирост ссуд корпоративному сектору составил всего лишь 12.7%. Предприятия не торопились осуществлять новые заимствования ввиду неопределенной экономической ситуации, ожиданий "новой волны" масштабного кризиса и хронических проблем в экономиках США и еврозоны. Оказала свое влияние и нестабильная политическая обстановка в России в начале 2012 года. Поэтому предприятия не рисковали начинать масштабные инвестиционные проекты.
Во-вторых, отрицательное влияние на динамику кредитного портфеля оказало укрепление рубля, которое, по расчетам экспертов РИА Рейтинг, из-за отрицательной переоценки валютных кредитов, сократило прирост примерно на 1.5 процентных пункта.
В-третьих, сыграло свою роль межбанковское кредитование, объемы которого выросли всего на 6.9% за 2012 год, в то время как годом ранее прирост составил 35.5%. Учитывая, что почти половина межбанковских ссуд предоставлена в иностранной валюте, укрепление рубля именно на них оказало наиболее сильное влияние.
В то же время рынок займов населению рос феноменальными темпами, увеличившись за год на 39.4% или на 2.19 трлн руб. до 7.74 трлн руб. Причем заметный рост наблюдался во всех сегментах кредитования населения. Наиболее высокие темпы развития показали такие сегменты, как кредитные карты - более 80% прироста, необеспеченные потребительские кредиты - более 50%, ипотечное кредитование - более 40%. В целом снижение склонности к сбережению населения является позитивным фактором для развития розничного кредитования. Однако существуют опасения недооценки кредитных рисков банками в условиях очень быстрого роста таких видов кредитования.
Потенциал развития рынков ссуд населению еще далеко не исчерпан. Так, на конец 2012 года соотношение задолженности физических лиц перед банковским сектором к годовым денежным доходам составило 23%, в то время как в еврозоне - 98.4%. Скорее всего, в среднесрочной перспективе этот показатель будет расти. Однако невысокие денежные доходы населения России и очень большие ставки по некоторым кредитным программам выступают существенным ограничителем для развития. Таким образом, налицо влияние банковских продуктов и услуг на повышение и понижение эффективности функционирования коммерческих банков.
3.2 Применение информационных технологий в потребительском кредитовании
Здесь следует заметить, что возможности современных систем интернет-банкинга для физических лиц значительно расширились. Всего за 2-3 года такие системы из простой информационной услуги для узкой группы клиентов превратились в реально работающий инструмент по совершению разнообразных операций "онлайн".
Ударными темпами растет число пользователей ДБО. С 2009 года доля счетов ФЛ, доступных через Интернет, выросла с 12 до 25%, а доля счетом с "мобильным" доступом и того больше - в три раза. По своему функционалу лучшие системы интернет-банкинга уже сегодня удовлетворяют среднего пользователя. Оплата сотовой связи, платежей ЖКХ, погашение кредитов - это стандартные функции большинства систем интернет-банкинга.
Однако банки не останавливаются на достигнутом и продолжают расширять функционал систем в ответ на потребности клиентов. К началу 2012 года половина опрошенных кредитных организаций стали предоставлять услугу автоматических платежей по графику (в начале 2011 года таких было только треть).
Аналогичный прогресс наблюдается в части оформления заявок на кредит (31% сегодня против 18% годом ранее) и предоставления дополнительных услуг (онлайн-бронирование и оплата авиабилетов, пополнение счетов в системах электронных денег), и этот перечень можно продолжать.
Крупные банки со своими командами разработчиков далеко превзошли требования среднего клиента, то же самое удалось средним и небольшим банкам, подключившимся к клубным системам. Последние переживают рост: например, число клиентов системы Handy Bank выросло за год практически вдвое - с 36 до 85 банков.
В то же время создатели систем продолжают добавлять все новые возможности. ОАО "Московский кредитный банк" уже после составления итогового рейтинга функциональности подключил SMS и e-mail информирование об операциях в системе. ЗАО "Банк Русский Стандарт" постоянно проводит модернизацию своего интернет-банка в соответствии с пожеланиями пользователей, что нашло отражение в таких дистанционных сервисах, как, например, предоставление счета-выписки по картам в формате CSV. В настоящий момент также ожидается запуск нового ИБ от ТКС Банка со значительно обновленным функционалом.
Вместе с маркетинговыми усилиями рост функциональности позволил банкам заметно, с 8 до 26%, нарастить долю транзакций, проводимых с использованием интернет-банкинга (в общем числе транзакций). Значительную роль сыграл здесь Сбербанк России, активно подключавший дистанционный доступ физическим лицам. Таким образом, банки перевели в Интернет множество небольших платежей, разгрузив свои операционные офисы. Но это только одна из задач, которую способна решать хорошая система интернет-банкинга. Вторая задача - рост комиссионных доходов за счет увеличения объемов операций - пока не решена, о чем говорит слабый рост доли интернет-банкинга в объемах платежей. По итогам 2011 года только 8% банковских платежей физических лиц было совершено через Интернет, при этом за последние четыре года данный показатель практически не изменился.
Основные причины слабого роста объемов, недоверие основной части населения к интернет-сервисам, неготовность активных пользователей проводить крупные транзакции и относительная сложность интерфейсов большинства интернет-банкингов для рядовых клиентов. В условиях, когда, с точки зрения пользователя, большинство интернет-банкингов близки по функционалу, начинают работать другие факторы. Среди них понятность интерфейса, круглосуточная работа, системы безопасности. Другой важный фактор - осознание клиентов, что банк готов идти им навстречу в решении спорных вопросов.
Интерфейсы многих систем интернет-банкинга все еще остаются достаточно сложными для восприятия пользователями. В большинстве своем они разработаны "технарями для технарей". Это предполагает использование функциональной, с точки зрения типов транзакций, иерархии меню и обилие технических терминов. Для осуществления более-менее сложной транзакции пользователь должен обладать определенными навыками и знаниями. Обычно люди в возрасте до 30 лет трудностей с этим не испытывают. Другое дело - пользователи старше среднего возраста. Освоить в полном объеме систему интернет-банкинга им обычно очень сложно. Это приводит к тому, что значительное число потенциальных пользователей, пусть даже и подключенных формально банками к системам ДБО, каких-либо операций в них не совершают.
Одним из выходов здесь могло бы стать создание облегченных версий систем интернет-банкинга, специально предназначенных для клиентов, не обладающих техническими знаниями. При этом структура меню должна быть выстроена не по типу транзакций, а по потребностям пользователя. Меню вида "Купить еды" или "Купить билет в театр" и т.д. позволит таким людям легче привыкнуть к использованию интернет-банкинга. Простота, понятность, визуальная привлекательность - вот чего должны добиться банки на этом направлении.
Другое важное требование - доступность систем ДБО в режиме 24/7, поддержка значительного числа браузеров, различных способов идентификации пользователя. Клиент должен понимать, что при необходимости он сможет воспользоваться услугами банка в любое время и в любых условиях. Сейчас это не всегда выполняется. Например, идентификация по одноразовому SMS-паролю в поездке за границу может быть крайне неудобной. Некоторые банки начали внедрять в свои системы интернет-банкинга возможности по настройкам безопасности, но пока такие кредитные организации остаются в меньшинстве.
Значимый вопрос - безопасность, точнее - уверенность пользователя в защищенности счетов и проводимых транзакций от внешнего вторжения. Банки модернизируют свои системы ДБО для защиты от злоумышленников, однако добиться высокого уровня доверия пользователей к системам интернет-банкинга им пока не удалось. Переломить ситуацию могли бы повсеместное страхование рисков, связанных с действием сотрудников банка или третьих лиц, и публикация информации о том, как такое страхование защитило клиента в спорной ситуации. Только 5 из опрошенных 69 банков и компаний страхуют риски, связанные со злоумышленными действиями третьих лиц, 7 - риски потерь, вызванных действием или бездействием своих сотрудников.
Существуют два пути дальнейшего развития: совершенствование уже созданных систем без коренной переработки или их идейное развитие.
Первый путь подразумевает ориентацию на среднего пользователя и, как следствие, некоторое упрощение интерфейса, слабый прогресс в функциональности, акцент на привлечение миллионов клиентов. Маркетинговые усилия банков и клубных операторов по привлечению клиентов уже в ближайшие год-два могут привести к росту доли активных пользователей выше 10%. Считается, что этот уровень активных пользователей - порог, после которого может начаться этап взрывного роста числа активных пользователей и, как следствие, объема комиссионных доходов от систем интернет-банкинга. "Рынок уже демонстрирует высокие темпы роста, мы ожидаем в ближайшие годы роста, близкого к взрывному".
Второй путь - это ориентация на продвинутого пользователя, работу в качестве витрины финансового супермаркета с индивидуально формирующимися предложениями для пользователей. Он более затратен, имеет смысл для тех кредитных организаций, которые видят свою ключевую нишу именно в предоставлении онлайн-сервисов.
Информация о работе Развитие системы потребительского кредитования в России