Регулирование денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

По своей сущности денежный оборот — это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Денежный оборот отражает закономерности движения денег и товаров. Важная функциональная роль денежного оборота в экономической системе отношений состоит в том, что он объединяет взаимодействие отдельных субъектов экономической системы (банки, организации, население, государство) в процессе воспроизводства.
Денежный оборот регулируется центральным банком. Это регулирование направлено на любой из элементов: объем наличного и безналичного оборота, систему расчетов, платежей, степень развития денежных потоков, определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, определение основных правил предоставления кредитов и др. Возможности управления и регулирования денежного оборота центральным банком заложены в банковском законодательстве.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…….3
1 Понятие денежного оборота. Особенности денежного оборота в современной экономике ……………………………….………….………………………………..4
2 Регулирование денежного оборота ……………………………………………...8
3 Инструменты регулирования денежного оборота в экономике Республики
Беларусь …………………………………………………………………….......…..17
Заключение …………………………………………………………………………23
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ндо.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Эмиссия в широком смысле означает выпуск в обращение денег, ценных бумаг, расчетно-платежных документов, пластиковых карточек и др. Государство, банк, учреждение или предприятие, производящее эмиссию, является эмитентом.

Под денежной эмиссией подразумевается выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы в обращении. Деньги обращаются непрерывно: они постоянно выпускаются в оборот и возвращаются в исходную точку. Поэтому эмиссию денег следует отличать от собственно выпуска: она подразумевает особый выпуск, который превышает изъятие и приводит к увеличению денежной массы, т.е. дополнительно к уже находящимся в обращении деньгам.

Эмиссия может быть двух видов:

а) бюджетная (казначейская), когда государство выпускает казначейские билеты и государственные ценные бумаги для финансирования расходов, не покрываемых другими доходами. Происходит это в периоды крупных социально-экономических потрясений. В результате такой эмиссии в обороте появляются ничем не обеспеченные деньги, которые обесценивают совокупную денежную массу.

б) кредитная (банковская), когда новые деньги возникают в результате банковских кредитных операций. Такая эмиссия связана с развитием товарно-денежных отношений и происходит путем прироста остатков денежных средств на банковских счетах, выпуска банкнот и создания электронных купюр в компьютерных сетях.

Если банковская эмиссия  осуществляется в соответствии с  объективными требованиями хозяйственного оборота, обусловленными расширением  производства и увеличением деловой  активности, то она положительно влияет на все социально-экономические процессы в обществе. Если же увеличение банковской эмиссии допускается при отсутствии экономического роста или снижении производства общественного продукта, то происходит подрыв подлинно кредитной природы денег, ведущий к ослаблению их устойчивости и покупательной способности.

Различают две формы  кредитной эмиссии: депозитная (безналичная) и налично-денежная (банкнотная).

Деньги как в безналичной, так и в наличной форме являются продуктом банковской системы. Под  эмиссионной деятельностью центрального банка обычно подразумевается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме, однако в более широком (полном) смысле слова она означает пополнение денежного обращения всеми видами денежных средств, обеспечивающее увеличение денежной массы.

Первичным эмитентом  денег в Республике Беларусь во всех их формах является Национальный банк, обладающий исключительным правом эмиссии  денег, закрепленным за ним законодательными актами: Конституцией (статья 136), Банковским кодексом Республики Беларусь (статьи 7 и 28). Эмитируемая НБ национальная денежная единица — белорусский рубль — является единственным платежным средством на территории нашей страны.

Депозитная эмиссия — выпуск денег в безналичной форме — всегда предшествует налично-денежной. Национальный банк эмитирует безналичные деньги, когда покупает иностранную валюту, драгоценные металлы и камни, а также свободно обращающиеся на денежном рынке государственные ценные бумаги или в порядке краткосрочного (до одного года) рефинансирования коммерческих банков в целях поддержания ликвидности отдельных банков или банковской системы в целом и устойчивости денежного обращения, при предоставлении кредитов правительству Республики Беларусь, местным органам управления, а также в результате выполнения некоторых других операций.

По мере увеличения кредитных  вложений и инвестиций центрального банка происходит и рост его кредитных  ресурсов.

Отличие центрального банка  от других (коммерческих) состоит в  том, что он сам создает для  себя ресурсы кредитования. Можно сказать, что перечисленные выше активные операции первичны по отношению к пассивным. Остальные банки в процессе своих кредитно-расчетных операций в основном перераспределяют созданные центральным банком денежные средства.

Эмитированные Национальным банком деньги зачисляются на соответствующие счета: корреспондентские счета коммерческих банков, Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, его территориальных органов или местных бюджетов. В дальнейшем эти денежные средства либо остаются в обращении и используются для платежей как безналичные, либо трансформируются в наличные деньги, и это подтверждает сделанный ранее вывод о том, что безналичная эмиссия предшествует наличной. Действительно, для того чтобы банк мог выдать наличные деньги своему клиенту, последний должен иметь на своем счете необходимую денежную сумму в безналичной форме (депозит).

После того как Национальный банк провел эмиссию некоторой суммы  денег, она становится базой, опираясь на которую в эмиссионный процесс включаются коммерческие банки. Их участие в безналичной эмиссии обусловлено существованием эффекта мультипликации (банковского, кредитного, денежного, депозитного мультипликатора). Банковский мультипликатор представляет собой механизм возрастания денежной массы на депозитных счетах по сравнению с первоначальной суммой денег в процессе движения безналичных денежных средств через систему коммерческих банков.

Коммерческие банки, получив  от центрального дополнительные денежные ресурсы, могут предоставлять своим клиентам кредиты для оплаты счетов их партнеров, обслуживаемых другими банками, у которых, в свою очередь, образуются свободные ресурсы и появляется право на выдачу новых кредитов, т.е. на создание тем самым новых депозитов. Поскольку средства на депозитных счетах не используются сразу, в банковской системе всегда имеется определенный их остаток, который со временем становится больше, чем величина первоначальных депозитов.

Возрастание денежной массы  на депозитных счетах в результате совершения кредитных операций отражает участие коммерческих банков в безналичной денежной эмиссии. Однако кредитная, а следовательно, и эмиссионная деятельность коммерческих банков ограничена количеством собственных и привлеченных средств. Кроме того, ограничителем является необходимость держать часть денег на счете обязательных резервов в центральном банке. Имеющийся свободный резерв в целом по системе коммерческих банков является крайней границей их эмиссионных прав.

Национальный банк, воздействуя  с помощью различных экономических нормативов на величину свободного резерва, может влиять таким образом и на размер депозитной эмиссии, осуществляемой коммерческими банками, и благодаря этому регулировать общее количество денег в совокупном денежном обращении. Коммерческие банки, желая снизить возможные риски, не все свободные резервы направляют на новые кредиты, чем также сдерживают депозитную эмиссию.

Налично-денежная эмиссия означает выпуск в оборот банкнот и монет, при котором увеличивается масса наличных денег в обращении. Эмиссия банкнот является старейшей и одной из важнейших функций центрального банка. В Беларуси Национальный банк через систему эмиссионных и кассовых операций обеспечивает потребности внутреннего оборота страны необходимым объемом наличных денег.

На Нацбанк как эмиссионный центр государства возложена задача организации наличного денежного обращения, включая изготовление, выпуск, регулирование обращения, хранение, изъятие и уничтожение наличных денежных знаков, и предоставлены соответствующие права. Он определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение, другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их транспортировку и хранение. В настоящее время в республике действуют билеты Национального банка следующего номинала: 10; 20; 50; 100; 500; 1000; 5000 (образца 2000 г.); 10 000 (с апреля 2001 г.); 20 000 (с января 2002 г.); 50 000 (с декабря 2002 г.), 100 000 (с июля 2005 г.) рублей.

Выпускаемые Национальным банком памятные банкноты, юбилейные, памятные и слитковые монеты, хотя и объявляются законным платежным средством, имеют в основном коллекционную направленность. Как банковский товар они могут продаваться и покупаться по стоимости, отличающейся от номинальной.

Изготовление денежных знаков и обеспечение ими участников хозяйственного оборота представляет собой сложный процесс и включает следующие этапы:

  • определение уровня потребности в новых денежных знаках;
  • печатание банкнот и чеканка монет, установление средств защиты банкнот от подделки;
  • организация хранения неэмитированных банкнот и монет;
  • непосредственный выпуск денег в обращение.

Для осуществления операций по непосредственному выпуску денег  в обращение, кассовому обслуживанию клиентов, а также подкреплению денежной наличностью коммерческих банков в  каждом учреждении НБ создана оборотная касса. В нее постоянно поступают, в том числе в порядке перечисления из резервного фонда или хранилища банка, и выдаются наличные деньги. Последние считаются выпущенными в обращение непосредственно Национальным банком, если они выданы по денежным чекам юридическим лицам, по расходным кассовым ордерам при покупке иностранной валюты, драгоценных металлов и при других выплатах физическим лицам, в том числе работникам банка, по банковским пластиковым карточкам через банкоматы. Наличные деньги, направляемые из оборотной кассы учреждения Национального банка для подкрепления операционных касс коммерческих банков, предназначены для последующих выдач клиентам этих банков на расчеты, которые в соответствии с законодательством могут совершаться наличными деньгами. После выдачи из касс коммерческих банков наличные денежные средства считаются выпущенными в обращение.

Лимиты (минимальный или  максимальный) остатков оборотных касс учреждений Национального банка не устанавливаются.

В учебной и научной литературе и других публикациях, посвященных различным аспектам эмиссионных и кассовых операций банков, отмечается, что наличные деньги поступают в обращение при их нахождении в оборотной кассе учреждений центрального банка и операционных кассах коммерческих банков.

Действующими в Республике Беларусь Правилами расчета широкой  денежной массы предусматривается, что в состав наличных денег в обороте включаются банкноты и монеты, находящиеся на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц (небанковские финансовые организации, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели). Поэтому остатки наличных денег, находящиеся в оборотной кассе учреждений Национального банка и операционной кассе коммерческих банков, следует рассматривать в качестве подготовленных к выпуску за пределы банковской сферы, а не находящихся в обращении. Действительно, до получения из касс банков они не могут использоваться ни как средство обмена, ни как средство платежа.

Эмитированные наличные деньги, выполняя функцию единого покупательного и платежного средства, в процессе своего обращения переходят от одного владельца к другому вне банковской системы. Общее их количество (остаток) остается неизменным до нового пополнения (эмиссии) или изъятия из обращения, т.е. явления, обратного эмиссии. Коммерческие банки выступают только проводниками наличных денег от Национального банка к пользователям, и их участие в наличном денежном обращении, в отличие от операций по кредитованию, не приводит к эффекту мультипликации и не влияет на возрастание массы наличных денег, изготовленных и первоначально направленных в оборот Национальным банком.

Следует отметить, что  процесс работы с наличными деньгами является весьма трудоемким, а следовательно, и затратным. Значительного сокращения расходов, связанных с использованием наличных денег, можно добиться расширением  объема безналичных расчетов при  работе с населением (получении им денежных доходов, а также осуществлении денежных расходов). Для этого необходимо открытие банковского текущего (расчетного) счета или карт-счета. После зачисления денежных сумм на соответствующий счет появляется возможность оплаты товаров и услуг с использованием платежных поручений, расчетных чеков или посредством банковских пластиковых карточек, которые в современных нормативных документах и экономической литературе обычно обобщенно называются платежными инструкциями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Регулирование денежного обращения представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности центрального банка. Это связано с тем, что, с одной стороны, узко направленные, конкретные и легко поддающиеся количественному выражению методы регулирования, влияющие на денежное обращение, позволяют получить весомые макроэкономические результаты. Последние формируют финансовые условия функционирования экономики в целом, определяют степень действенности других методов регулирования экономики, используемых государством. При этом в сфере регулирования денежного обращения должно не только происходить совпадение интересов центрального банка как органа государственного регулирования и ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в ее стабильности, с интересами других хозяйствующих субъектов и физических лиц, но и реализовываться целенаправленное и комплексное воздействие центрального банка на различные элементы рыночного механизма. В данном случае важным условием является соответствие применяемых методов денежно-кредитного регулирования не только конкретным целям денежной политики или состоянию экономической конъюнктуры, но и более специфическим задачам, т.е. особенностям существующей национальной финансовой системы, степени развития банковской системы и инструментов денежного рынка, степени взаимодействия денежного рынка с другими сегментами или блоками рыночного механизма.

От денежно-кредитной  политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как  успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

Информация о работе Регулирование денежного обращения