Ресурсы коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 02:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на базе теоретических данных проработать данные вопросы и разработать рекомендации по управлению ресурсами КБ «Сбербанк».
Для реализации цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
Определение сущности ресурсов коммерческого банка
Классификация ресурсов коммерческого банка
Структурирование функций ресурсов, их классификация и состав
Определение роли ресурсов в деятельности банка
Определение целей и задач управления ресурсами коммерческого банка.

Содержание

Введение
1 Глава. Ресурсы коммерческих банков – основа деятельности коммерческого банка
Понятие, сущность, классификация и функции ресурсов коммерческого банка
Состав, структура, качественная и количественная оценка ресурсов банка
2 Глава. Методы формирования и управления ресурсами коммерческого банка
Цели, задачи, формы и методы управления ресурсами коммерческого банка
Механизмы формирования привлеченных денежных средств. Роль процентной политики в управлении ресурсами
3 Глава.
Анализ структуры и динамики ресурсов коммерческого банка
Разработка предложений и рекомендаций по формированию и управлению ресурсами коммерческого банка
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ресурсы коммерческих банков.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Привлеченные средства клиентов банка классифицируют по срокам, видам договоров, категориям вкладчиков, условиям внесения и изъятия средств, выплачиваемым процентам, возможности получения льгот по активным операциям банка и др.

Средства клиентов банка по срокам привлечения делятся на:

  • средства на расчетных и текущих счетах;
  • средства на счетах до востребования;
  • срочные вклады и депозиты.

Особенность средств, хранящихся на расчетных и текущих счетах - их высокая ликвидность. Денежные средства на такие счета зачисляются и снимаются по мере их поступления или востребования владельцами счетов. Отличительными свойствами этой группы привлеченных средств:

  • взнос и изъятие денег осуществляются в любое время без ограничений;
  • владелец счета уплачивает банку комиссию за пользование счетом в виде твердой месячной ставки или в процентах к дебетовому обороту по счету;
  • банк за хранение денежных средств на расчетных и текущих счетах устанавливает невысокие процентные ставки.

В зависимости от срока, на который заключен договор банковского вклада, различают депозиты до востребования, срочные депозиты и сберегательные вклады.

Депозиты до востребования открывают клиентам банка (юридическим и физическим лицам), если не указывается срок востребования денежных средств. Разновидностью депозита до востребования можно считать депозит для расчетов с использованием банковских карт. Особенность этого депозита —- право владельца счета осуществлять расчеты и получать наличные деньги в рамках установленного лимита.

Срочные депозиты — денежные средства юридических и физических лиц, внесенные на оговоренные договорами сроки. С физическими лицами кредитные организации могут заключать также договоры сберегательного вклада на определенный срок. Средства по срочным договорам банковского вклада с физическими лицами могут быть востребованы их владельцами ранее установленного договором срока. По срочным депозитам юридических лиц возврат денежных средств осуществляется по истечении срока, если иное не оговорено договором депозитного вклада.

Срочный депозит (сберегательный вклад) может быть внесен на срок: до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до ) 80 дней; от 181 дня до 1 года; от 1 года до 3 лет; на срок свыше 3 лет. По срочным депозитным и сберегательным вкладам выплачиваются повышенные по сравнению с депозитами до востребования проценты, которые дифференцируются в зависимости от суммы и срока вклада. Срочные депозиты — наиболее стабильная часть привлекаемых, ресурсов, позволяющая банкам осуществлять средне- и долгосрочное кредитование.

Наиболее характерные  особенности срочных депозитов:

  • не могут использоваться для расчетов и на них не выписываются расчетные документы; средства на счетах оборачиваются медленно;
  • уплачивается фиксированный процент, максимальный уровень процентной ставки в отдельные периоды может регулироваться центральными банками;
  • устанавливается требование о предварительном уведомлении вкладчиком банка об изъятии денег;
  • применяется более низкая норма отчислений в фонд обязательных резервов.

Уплачиваемые по сберегательным счетам проценты обычно ниже, чем проценты по срочным депозитам.

Существуют разные виды сберегательных вкладов, открываемых физическим лицам: срочные, срочные с дополнительными взносами, выигрышные, целевые, текущие, с предварительным уведомлением об изъятии средств и др.

В объеме привлеченных средств  денежные средства клиентов банка, хранящиеся на расчетных и текущих счетах, и депозиты до востребования занимают большое место, поэтому банкам важно определить неснижаемый их остаток с целью использования этих средств для размещения в активные операции на длительные сроки.

После того, как мы дали понятие привлеченных ресурсов и  их классификацию необходимо определить круг показателей, дающие качественную и количественную оценку привлеченных ресурсов, а так же понимание их структуры.

Неснижаемый остаток  средств на расчетных и текущих  счетах и депозитов до востребования можно рассчитать по формуле:

Но - неснижаемый остаток;

Оср - средний остаток на счетах за расчетный период;

К - кредитовый оборот по расчетным, текущим счетам и счетам до востребования.

Показатель Но позволяет определить постоянную неснижаемую долю средств клиентов, которую возможно использовать в виде долгосрочного ресурса.

Для оценки стабильности срочных депозитов и вкладов населения можно использовать такие показатели, как средний срок хранения и уровень оседания средств, поступающих на эти счета.

Средний срок хранения денежных средств вычисляется по следующей  формуле:

 

Сд - средний срок хранения денежных средств, дней;

Оср - средний остаток вкладов;

В - оборот по выдаче вкладов (дебетовый оборот);

Д - количество дней в рассчитываемом периоде.

Показатель Сд позволяет  оценивать возможность использования имеющихся средств в качестве ресурса кредитования на соответствующий срок.

Уровень оседания средств, поступивших во вклады, предлагается определять по формуле:

 

Уо - уровень оседания средств во вкладах, %;

Ок - остаток вкладов на конец рассчитываемого периода;

Он - остаток вкладов иа начало рассчитываемого периода;

П - поступление средств во вклады (кредитовый оборот).

Чем выше уровень оседания вкладов, тем это лучше для банка. Рост данного показателя говорит о превышении притока вкладов над их оттоком. Нулевое значение свидетельствует о неизменности ситуации.

Наряду с перечисленными показателями для оценки депозитной базы кредитной организации используют показатели (коэффициенты) устойчивости депозитной базы:

  • К1 = Основные депозиты : Общая сумма депозитов (75%);
  • К2 = Непостоянные депозиты : Общая сумма депозитов (25%);
  • К3 = Средний объем МБК : Средняя сумма привлеченных средств (10%) для розничного банка;
  • темпы роста основных депозитов и активов;
  • темпы роста заемных средств (МБК и средств Банка России) и депозитов клиентов банка.

 

2 Глава. Методы и особенности формирования и управления ресурсами коммерческого банка

  1. Цели, задачи, формы и методы управления ресурсами коммерческого банка

Цель управления ресурсами коммерческого  банка – обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банка.

Основные задачи, которые решает банк, управляя ресурсами:

- обеспечение ликвидности (Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Это означает, что банк либо располагает необходимой суммой ликвидный средств, либо может быстро получить их с помощью займов или продажи активов.)

- обеспечение доходности

- обеспечение непрерывности привлечения  ресурсов

- соблюдение законодательства  и нормативов

Прежде всего, банк должен проводить  постоянно мониторинг структуры  и динамики своих ресурсов, используя  для этого относительные показатели структуры и динамики, о которых  мы говорили ранее. Это позволяет  вовремя принимать решения по изменению своей ресурсной политики.

Ресурсная политика банков включает в себя немало важных составляющих, которыми являются кредитная, депозитная, инвестиционная и валютная политика, политика страхования, посредничества, политика расширения деятельности банка и т.д. Развитие всех составных элементов ресурсной политики является одной из главных задач банков.

Существует три уровня управления ресурсами коммерческого банка:

  • международный уровень
  • государственный уровень
  • уровень коммерческого банка

В соответствии с этими  уровнями выделим методы управления ресурсами коммерческого банка.

Россия как  участник международных финансовых отношений не может не соблюдать  международные соглашения в области  регулирования банковской деятельности. Коммерческий банк должен руководствоваться общими принципами этих соглашений, одним из которых является Базель II — документ Базельского комитета (Банк международных расчётов) по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы», содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования. Главной целью соглашения «Базель II» является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом. Базель II в частности устанавливает Н1 (Норматив достаточности собственного капитала банка, о котором было сказано выше)

На государственном  уровне действует законодательная база, регулирующая деятельность коммерческого банка:

  • "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 02.12.2013)
  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.09.2013) "О банках и банковской деятельности"
  • Указ Президента РФ от 17.11.1993 N 1924 (с изм. от 27.04.1995) "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О кредитных историях"
  • Иные нормативно-правовые акты

Так же на государственном уровне функционируют органы исполнительной власти. Министерство финансов и Министерство экономического развития, а так же иные органы исполнительной власти вправе разрабатывать законопроекты, регулирующие деятельность банков, которые после этого вносятся на рассмотрение в органы законодательной власти. Например, законопроект, предполагающий изменение параграфа 3 «Залог» главы 23 «Обеспечение исполнения обязательств» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 45 «Банковский счет» части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Еще один орган государственной  власти - Мегарегулятор  проводит регулирование ресурсной политики коммерческих банков с помощью:

  1. Установления ставки рефинансирования
  2. Установления ключевой ставки
  3. Лицензирования коммерческих банков
  4. Осуществление надзора за деятельностью коммерческого банка
  5. Издает инструкции, указания, принимает положения и иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность коммерческого банка:
  • Инструкция 139-И от 03.12.2012 «Об обязательных нормативах банков»
  • Инструкция 137-И от 15.09.2011 «Об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением»
  • Указание Банка России от 15.04.2013 № 2993-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта  2004 года № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"" (опубликовано в Вестнике Банка России № 36 (1432) от 28.06.2013) (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России")
  • Указание Банка России от 04.03.2013 № 2975-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 10 февраля 2003 года № 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" (опубликовано в Вестнике Банка России № 30 (1426) от 29.05.2013) (вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России")
  • Письмо Банка России от 15.04.2013 № 69- Т "О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования" (опубликовано в Вестнике Банка России № 24 (1420) от 24.04.2013)

Письмо Банка России от 17.04.2013 № 75-Т "О письме Рособоронпоставки по заключению соглашений с кредитными организациями" (опубликовано в Вестнике Банка России № 24 (1420) от 24.04.2013)

 

На уровне самого коммерческого  банка процесс управления ресурсами можно условно разделить на 3 части:

  • формирование рес<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 12pt; text-dec

Информация о работе Ресурсы коммерческих банков