Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 22:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, анализ состояния рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе и разработка предложений по дальнейшему развитию рынка государственных обязательств.
Для достижения поставленных целей будут выполнены следующие задачи:
1. В первой главе работы будут рассмотрены ценные бумаги и их классификация.
2. Во второй главе курсовой работы будет раскрыта сущность рынка ценных бумаг, его место и роль в структуре финансового рынка; будут рассмотрены основы организации рынка ценных бумаг.
3. И в заключительной главе будут рассмотрены перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, формирование рынка долговых обязательств Республики Беларусь, а также будут предложены мероприятия по совершенствованию рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….6
1 КАПИТАЛ В ФОРМЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ………8
2 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…...11
2.1 Экономическое содержание рынка ценных бумаг……………………...11
2.2 Структура рынка ценных бумаг………………………………………….15
3 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...21
3.1 Формирование рынка государственных ценных бумаг
в Республике Беларусь…………………………………………………….....21
3.2 Предложения по совершенствованию рынка государственных
ценных бумаг………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....30
— публичное (открытое) предложение.
Для частного размещения характерна продажа ценных бумаг ограниченному числу заранее определенных инвесторов. Публичное предложение характеризуется размещением ценных бумаг путем публичного объявления и продажи их неограниченному количеству инвесторов. Соотношение между этими двумя формами первичного рынка зависит от финансовой политики государства в целом, конкретных направлений структурных преобразований в экономике и форм финансирования деятельности субъектов хозяйствования.
На практике основными способами размещения ценных бумаг на первичном рынке являются: подписка, аукционы, торги, конкурсы. При этом наиболее распространенными методами продажи, как на развитых, так и на развивающихся рынках, являются аукцион и подписка. Аукционный метод размещения предполагает заблаговременный доступ инвесторов к информации, установление цены и продажу ценных бумаг на конкурсной основе. В отличие от аукционов подписка осуществляется по заранее установленной цене.
Под вторичным рынком ценных бумаг понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее выпущенных и размещенных на первичном рынке ценных бумаг.
Основу вторичного рынка ценных бумаг составляют операции, оформляющие перераспределение собственности, спекулятивные и страховые операции. Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перелив капиталов в наиболее эффективные сферы деятельности, стабильность и ликвидность рынка. Наличие развитого вторичного рынка является условием функционирования первичного рынка ценных бумаг. В странах с рыночной и стабильной экономикой объем оборота ценных бумаг на вторичном рынке значительно превосходит объем их размещения на первичном рынке.
При развитом рынке ценных бумаг важнейшее место на вторичном рынке занимает организованный его сегмент – фондовые биржи, которые обеспечивают регулярную торговлю ценными бумагами, их ликвидность, определение цен и т.д. Фондовые биржи представляют институционально организованный биржевой рынок ценных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и действуют профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Формы организации фондовых бирж различны, но по критерию свойств их организационной структуры можно выделить два основных типа: публично-правовые учреждения и частные компании и ассоциации. Чаще всего биржи создаются в форме акционерных обществ и являются некоммерческими организациями. Требования к членам биржи устанавливаются как законодательством, так и самими биржами. При этом законы обычно определяют общие условия, которым должны удовлетворять профессиональные участники рынка ценных бумаг, а уставами и правилами бирж к ним предъявляется ряд дополнительных требований. В странах с развитой экономикой сложились биржевые системы, которые формировались столетиями по моно- или полицентрическому принципу. При моноцентрической биржевой системе, имеющей место, например, в США, Италии, Франции, Японии, в стране доминирует одна биржа. В полицентрических системах, сложившихся в Германии, Австрии, Канаде и ряде других стран, биржевой оборот ценных бумаг не сосредоточивается преимущественно на одной бирже, а распределяется по всем биржам страны.
В основе деятельности фондовых бирж, как организованного рынка ценных бумаг, лежат принципы информационности и гласности, проверка качества продаваемых ценных бумаг, установление на основе аукционной торговли и сопоставления спроса и предложения реальных цен на фондовые инструменты.
Кроме организованного (биржевого) рынка ценных бумаг существует и внебиржевой рынок. На внебиржевом рынке осуществляется большинство первичных размещений, ведется торговля ценными бумагами более низкого качества, чем на фондовой бирже. Операции на внебиржевом рынке производятся как с участием посредников, так и через организованные компьютерные системы торговли, которые в настоящее время являются наиболее быстро растущим сегментом внебиржевого рынка. Так, например, через «Систему автоматической котировки Национальной ассоциации инвестиционных дилеров» (NASDAQ) в США продается и покупается более половины всех акций, а по обороту эта система может быть приравнена к крупнейшим биржам мира.
Вместе с тем существуют переходные формы между биржевыми и внебиржевыми рынками, называемые «прибиржевыми», «параллельными» и т.д. Такие рынки, как правило, создаются и регулируются фондовыми биржами в целях расширения сфер влияния, регулярной торговли ценными бумагами небольших компаний.
Также в рынке ценных бумаг необходимо выделять рынки:
• организованный и неорганизованный;
• традиционный и компьютеризированный.
Организованный рынок ценных бумаг – это их обращение на основе твердо-устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками – участниками рынка по поручению других участников рынка.
Неорганизованный рынок – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.
Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок.
Наиболее развитым и технически хорошо оснащённым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Беларуси являются:
- Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.
- Национальный банк Республики Беларусь – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг.
- Инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, инвестируемых в ценные бумаги Правительства.
Инвесторы, активно участвующие в фондовых операциях, выполняющие определенные требования финансовой достаточности и не имеющие нарушений в финансовой деятельности, допускаются Национальным банком к участию в первичном размещении ценных бумаг Правительства и имеют статус первичных инвесторов. В Республике Беларусь первичные инвесторы государственных облигаций – это банки или филиалы банков на правах юридического лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Реализованный в Республике Беларусь институт первичных инвесторов, формирующих первичный рынок государственных ценных бумаг, по своему характеру наиболее близок к европейской модели.
Первичное размещение облигаций в Республике Беларусь, как и в экономически развитых государствах, проходит в виде закрытого аукциона. Участники аукциона резервируют денежные средства в день его проведения и выставляют конкурентные предложения, в которых указывается цена покупки размещенных ценных бумаг. В неконкурентном предложении указывается сумма денежных средств, которую первичный инвестор готов направить для приобретения облигаций по средневзвешенной цене.
В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образом:
- государственные краткосрочные облигации (ГКО);
- долгосрочные государственные облигации (ДГО);
- государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).
Выпускаются и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, которые по своей экономической сути близки к государственным ценным бумагам.
Выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
Первый аукцион по размещению ГКО Министерства финансов Республики Беларусь был проведен в феврале 1994 году. Этот период характеризуется медленными темпами развития рыночных отношений, отсутствием развитой инфраструктуры и соответствующей законодательной базы, нехваткой квалифицированных специалистов, а также прогрессирующими инфляционными процессами. Как следствие, за 1994 год было осуществлено всего 3 выпуска ГКО, привлечено только 9,6 млрд. руб., что составило 1% бюджетного дефицита. [5]
Эмиссия ГКО осуществляется регулярно, не реже одного раза в 3 месяца. Срок обращения составляет от одного до двенадцати месяцев. Выпуск облигаций признается состоявшимся в том случае, если продано не менее 10 % от общего их количества.
ГКО являются дисконтными ценными бумагами. Их продажа может осуществляться по стоимости ниже номинальной по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, установленных Министерством финансов в день проведения аукциона с учетом предложений Национального банка. Инвесторы получают доход по этим ценным бумагам в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.
В процессе выпуска ГКО функции центрального депозитария выполняет Национальный банк Республики Беларусь на основе договора, заключенного с Министерством финансово. Это значит, что инвесторы, отобранные Национальным банком и осуществляющие первичное размещение ГКО, обязаны до начала аукциона перечислить на временный счет в Национальном банке средства для приобретения намеченного количества облигаций по предлагаемым ценам. Инвесторам, не выполнившим это требование, доступ на аукцион закрыт. После проведения аукциона Национальный банк обязан вернуть участникам излишне перечисленные или неиспользованные средства.
Первичные инвесторы, приобретшие на аукционе облигации, выполняют функции субдепозитариев. Основанием для этого служит договор, который в обязательном порядке заключается с Национальным банком. Субдепозитарии занимаются размещением облигаций на вторичных рынках (через биржи) и проведением расчетов по ним. Для обеспечения своевременности расчетов первичные инвесторы должны до срока погашения облигаций представить Национальному банку заявки на их погашение. В свою очередь Национальный банк осуществляет расчеты с первичными инвесторами по погашению облигаций после поступления средств от Министерства финансов. В такой же срок после поступления средств от Национального банка первичные инвесторы обязаны рассчитаться с другими инвесторами за погашенные облигации. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.
Долгосрочные государственные облигации Республики Беларусь (ДГО) являются государственными ценными бумагами, выпускаемыми Министерством финансов по решению Совета Министров Республики Беларусь. Они могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), могут выступать предметом залоговых обязательств. Срок обращения этих, ценных бумаг - один год и более.
ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам, в связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО.
По законодательству первичными держателями ДГО являются юридические лица Республики Беларусь, определяемые в установленном порядке Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами или другими центральными органами управления. Эти юридические лица должны иметь специальные счета, на которые зачисляется определенное количество ДГО.
При работе с ДГО Национальный банк, на основании договора с Министерством финансов, выполняет функции центрального депозитария и платежного агента. Однако по решению Национального банка обслуживание держателей ДГО может проводиться через уполномоченные им депозитарии.
Размещаются ДГО на основании документов Министерства финансов о первичных держателях, в которых оговаривается количество зачисляемых облигаций. Первичное размещение Национальный банк производит путем зачисления определенного количества ДГО на счета «Депо» первичных держателей, открываемые в депозитарии. При этом первичные держатели должны не позднее одного дня до даты начала размещения ДГО заключить с Национальным банком договор на открытие счета «Депо». На основании Глобального сертификата производится зачисление ДГО и на счет «Депо» Министерства финансов.
ДГО могут продаваться на вторичном рынке. Сделки по передаче прав собственности ДГО или купли-продажи ДГО проходят обязательную проверку и регистрацию в депозитарии Национального банка или в уполномоченном депозитарии. Для совершения данных сделок покупатель ДГО должен иметь счет «Депо» в депозитарии Национального банка или открыть его в соответствии с установленной процедурой.
Погашение ДГО производится Национальным банком в сроки, установленные в Глобальном сертификате на основании заявок владельцев ДГО на их погашение. Министерство финансов в течение 3-х рабочих дней по истечении срока обращения перечисляет Национальному банку денежные средства на погашение облигаций по номинальной стоимости, увеличенной на сумму процентной ставки, а также комиссионное вознаграждение за проведение выпуска ДГО.
Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с законодательством выпуск ГДО происходит на регулярной основе, не реже одного раза в 12 месяцев. Срок обращения облигаций составляет 1 год и более.