Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 22:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, анализ состояния рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе и разработка предложений по дальнейшему развитию рынка государственных обязательств.
Для достижения поставленных целей будут выполнены следующие задачи:
1. В первой главе работы будут рассмотрены ценные бумаги и их классификация.
2. Во второй главе курсовой работы будет раскрыта сущность рынка ценных бумаг, его место и роль в структуре финансового рынка; будут рассмотрены основы организации рынка ценных бумаг.
3. И в заключительной главе будут рассмотрены перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, формирование рынка долговых обязательств Республики Беларусь, а также будут предложены мероприятия по совершенствованию рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….6
1 КАПИТАЛ В ФОРМЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ………8
2 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ…...11
2.1 Экономическое содержание рынка ценных бумаг……………………...11
2.2 Структура рынка ценных бумаг………………………………………….15
3 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...21
3.1 Формирование рынка государственных ценных бумаг
в Республике Беларусь…………………………………………………….....21
3.2 Предложения по совершенствованию рынка государственных
ценных бумаг………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....30
Владельцы ГДО имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.
Формой размещения данных облигаций выбран закрытый аукцион, правила проведения которого установлены Национальным банком. Участниками аукциона являются инвесторы, определяемые Национальным банком по согласованию с Министерством финансов. Кроме того, Национальный банк выполняет функции центрального депозитария по обслуживанию ГДО и регистрирует в обязательном порядке все сделки с этими ценными бумагами.
Процедура закрытого аукциона аналогична процедуре аукциона по размещению ГКО. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении реализовано не менее 10 % от общего количества облигаций.
Первичные инвесторы, как и в случае с ГКО, выполняют функции субдепозитариев на основании договоров с Национальным банком и совершают операции по вторичному размещению облигаций (через биржи) и расчетам по ним.
Выплата купонного дохода осуществляется Национальным банком путем перечисления необходимых средств первичным инвесторам, а они, в свою очередь, обязаны в течение одного дня после поступления средств от Национального банка рассчитаться с владельцами облигаций. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления первичным инвесторам номинальной стоимости и процентов по последнему купону в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.
Что касается ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, то основной целью их эмиссии является компенсация изменения краткосрочной ликвидности банковской системы, возникающей под влиянием других секторов финансового рынка, сглаживание пиковых нагрузок рублевой массы на различные его сегменты, регулирование денежной массы в конкретный промежуток времени.
Рынок государственных ценных бумаг является лишь одним из сегментов финансового рынка государства. Это означает, что он взаимодействуют со всеми остальными сегментами, подвержен влиянию с их стороны. Понятно, что невозможно усовершенствовать одно из звеньев системы, в то время как остальные не способны нормально функционировать. Это приводит к сведению к нулю всех попыток проводимых усовершенствований.
Основные же направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь следующие:
1. Одна из основных проблем Республики Беларусь – несовершенство законодательной базы. Так, например, закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12.03.92г. регулирует выпуск и обращение акций и облигаций. Обращение на рынке остальных ценных бумаг, в том числе и государственных, регулируется различными нормативными актами Правительства, Министерства финансов, Национального банка. На основании этого можно сделать вывод, что необходима разработка нового закона «О ценных бумагах и фондовых биржах».
2. Необходимо увеличение числа инвесторов. Размещение государственных ценных бумаг среди новых участников фондового рынка позволит постепенно наращивать объемы привлекаемых денежных средств без увеличения доходности данного инструмента финансового рынка. Для этого деятельность организаторов рынка должна осуществляться по трем направлениям:
- привлечение свободных денежных средств региональных инвесторов,
- привлечение свободных денежных средств населения,
- привлечение свободных денежных средств нерезидентов.
Большой проблемой для участников рынка государственных ценных бумаг является отсутствие развитых электронных технологий, позволяющих упростить работу дилера. Так, например, уже несколько лет участники рынка ждут начала использования технологии электронной подписи при заключении контрактов на вторичном рынке, с использованием электронного ключа. Это значительно облегчит работу дилеров, избавит их от необходимости при заключении каждого контракта идти на биржу для подписания договора с клиентом. Такая технология используется во всех развитых странах, тем более что без подобной меры невозможно развитие регионального рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг требует дальнейшего совершенствования, информированности населения, эмитентов, инвесторов, профессиональных участников. В связи с этим должно быть сформировано информационное обеспечение фондового рынка на основе унификации, стандартизации, учета и отчетности эмитентов и профучастников, приведение их в соответствие с общепринятыми международными нормами.
Еще одним перспективным направлением развития белорусского рынка государственных ценных бумаг – постепенное увеличение выпусков с более длительными сроками обращения государственных ценных бумаг. Это позволит Министерству финансов привлекать средства на длительный срок, что принесет некоторую стабильность на рынок государственных ценных бумаг, а также позволит улучшить качество планирования рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была раскрыта сущность ценных бумаг, определено понятие рынка ценных бумаг, его место и роль в структуре финансового рынка.
Ценные 6умаги – документы, удостоверяющие, выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценных бумаг по отношению к эмитенту.
Структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссудного), а связующим элементом – рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка. Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рынке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала.
Таким образом, рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, а также формы и способы этого обращения.
Большое внимание в данной работе было уделено рынку государственных ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг играет важную роль, как для государства, так и для инвесторов. Для государства это основной инструмент безинфляционного покрытия бюджетного дефицита, а также инструмент регулирования денежной массы в обращении, для инвесторов же это возможность получить дополнительный доход, при этом государственные ценные бумаги значительно надежнее, а значит и наиболее ликвидные, по сравнению с остальными инструментами финансового рынка. Это подтверждается и опытом функционирования рынков государственных ценных бумаг в зарубежных странах, где этот инструмент рынка ценных бумаг пользуется значительным спросом.
На основании третьей главы можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг Беларуси следует относить к малоразвитым рынкам. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:
Следовательно, для развития рынка ценных бумаг Беларуси следует, по меньшей мере, нейтрализовать влияние названных причин. Кроме того, необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную политику. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Рынок ценных бумаг: Учебное пособие / Под общей ред. Е.М. Шелег. – Мн.: БГЭУ, 2002.
2) Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый 7 декабря 1998 г. и вступивший в силу с 1 июля 1999 г.
3) Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития / Т.М. Алексеева, А.Ф. Галлов, Ю.И. Енин и др. – Мн., 2001.
4) Закон Республики Беларусь от 28.06.96 г. «О ценных бумагах и фондовых биржах».
5) Рынок ценных бумаг / Под ред. Н.Т. Клещева. – М.: Экономика, 1997.
6) Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А. Галапова. – М.: Финансы и статистика, 1996.
7) Ценные бумаги и фондовый рынок / А.М. Миркин. – М.: Перспектива, 1995.
8) Рынок государственных ценных бумаг/ Л.Т. Литвиненко. – М.: Инфра-М, 1998.