Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 01:13, курсовая работа
Впервые система страхования вкладов физических лиц была применена более 70 лет назад в США, а сейчас этот механизм защиты средств граждан работает во всех странах Западной Европы. Подобная система также действует в РФ и регулируется госпрограммой. Основанием для такой деятельности служит закон «О страховании вкладов в банках РФ». Главной задачей этой госпрограммы является защита сбережений, которые размещены в банках на территории России. Цель работы – изучить систему страхования вкладов. Задачи курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и суть системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации и за рубежом.
Введение 3
1. История развития системы страхования вкладов в России 4
2. Суть и классификация системы страхования вкладов 6
3. Степень участия государства в ССВ 10
4. Развитие ССВ в зарубежных странах 12
Заключение 18
Список использованных источников 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра «Мировая и региональная экономика»
Курсовая работа
по дисциплине «Банковское дело»
На тему «Система страхования вкладов»
Выполнила: студентка гр. 40710/1
_____________
Шокарева Н.О.
Принял:
_____________
Богословский О.Н.
_____________
(Дата)
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение 3
1. История развития системы страхования вкладов в России 4
2. Суть и классификация системы страхования вкладов 6
3. Степень участия государства в ССВ 10
4. Развитие ССВ в зарубежных странах 12
Заключение 18
Список использованных источников 19
Страхование вкладов – защита сбережений вкладчиков, которые размещены на вкладах и счетах на всей территории страны. Впервые система страхования вкладов физических лиц была применена более 70 лет назад в США, а сейчас этот механизм защиты средств граждан работает во всех странах Западной Европы. Подобная система также действует в РФ и регулируется госпрограммой. Основанием для такой деятельности служит закон «О страховании вкладов в банках РФ». Главной задачей этой госпрограммы является защита сбережений, которые размещены в банках на территории России.
Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 27 декабря 2003 года стал правовой основой для разработки механизма страхования вкладов с учетом особенностей, присущих российской банковской системе. Закон о страховании вкладов устанавливает финансово-правовые и организационные основы системы страхования вкладов и регулирует отношения, возникающие в процессе ее функционирования.
При разработке концепции системы
обязательного страхования
Статус организации по управлению системой страхования вкладов во многом определяется тем, каким образом осуществляется финансирование выплат вкладчикам в случае наступления банкротства банка, входящего в систему страхования вкладов и если финансирование предполагает формирование специального фонда - статусом указанного фонда. [1]
Создание российской системы обязательного
страхования вкладов
Цель работы – изучить систему страхования вкладов. Задачи курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и суть системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации и за рубежом.
Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. Первая попытка введения института страхования вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. "О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам, разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках", определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991-1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.
В начале 1994 г. было прекращено
формирование фонда страхования
депозитов в коммерческих банках
и фонда страхования
Дальнейшее развитие института страхования вкладов связано с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 "О защите сбережений граждан Российской Федерации", которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады граждан. Банку России в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992-1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.
К 1994 г. стало понятно, что
необходимо принятие отдельного законодательного
акта о защите мелких вкладчиков. В
результате был предложен законопроект
"О гарантировании вкладов граждан
в банках", в соответствии с
которым предполагалось создать
некоммерческую организацию, гарантирующую
каждому вкладчику выплату
В 1998 г. для преодоления последствий системного кризиса была создана государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам.
Совершенствование концепции системы страхования вкладов повлекло перестройку в банковском секторе, результатом которой явилось принятие закона о страховании вкладов и создание государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Этот шаг был предпринят в результате сложившейся ситуации в российской банковской системе. Несмотря на решение проблем, поставленных перед АРКО, и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказаться от института страхования вкладов было бы нецелесообразно.
Введение АРКО системы
гарантирования вкладов в отдельных
банках рассматривалось лишь в качестве
локального эксперимента по проверке
эффективности подобного
Действуя в рамках закона о реструктуризации, АРКО фактически выполняло функции организации, ответственной за страхование вкладов, а также функции корпоративного ликвидатора. В результате мелкие вклады возвращались так, как если бы они были застрахованы: выплаты осуществлялись достаточно быстро и в полном объеме. Тем не менее, именно на Банк России возлагались функции надзора и контроля.
До принятия закона о страховании вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли следующие нормативно-правовые акты: ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации", Гражданский кодекс РФ. К 1998 г. фонд обязательного страхования вкладов так и не был создан, в результате системного кризиса обанкротилось большое количество банков, не удовлетворив требований вкладчиков. Следующим этапом становления российской системы страхования вкладов стала реализация положений закона о страховании вкладов. Был разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных актов: Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве банков, не учитывающих в системе страхования физических лиц в банках Российской Федерации". На основании сформированной нормативной базы надзорным органом было проведено два этапа широкомасштабного обследования российского банковского сектора с целью оценки финансовой устойчивости банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.[2]
Система страхования вкладов работает следующим образом: если банк прекращает работу при наступлении страхового случая, его вкладчикам выплачиваются возмещения по вкладам.
Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения какого-либо договора, оно осуществляется в силу закона. Специально созданная государством организация — Агентство по страхованию вкладов осуществляет все необходимые мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам.
В соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей.
В случае если вклад внесен в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день наступления страхового случая. В совокупности сумма возмещения по вкладам в каждом банке, в отношении которого наступил страховой случай, не может превышать 700 000 рублей независимо от количества вкладов, открытых в таком банке. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.
Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:
Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Вкладчик (его представитель, в этом случае необходимо также предоставить надлежаще оформленную доверенность) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов — до дня окончания действия моратория. В случае пропуска вкладчиком срока для обращения с требованием о возмещении по вкладам, указанный срок по заявлению вкладчика может быть восстановлен решением правления Агентства при наличии одного из указанных в Федеральном законе обстоятельств, например, прохождение военной службы, тяжелая болезнь.
Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих разрешение (лицензию) Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.[3]
В Федеральном законе предусматривается, что Агентству по страхованию вкладов должны быть перечислены три миллиарда рублей Агентством по реструктуризации кредитных организаций в качестве взноса Российской Федерации. Остальные денежные средства отчисляются банками по ставкам. Предусмотрены и иные источники фонда, указанные в этом же Законе.
Объем гарантий по возврату вкладов и процентов не зависит от того, какой банк выберет вкладчик, лишь бы он входил в ССВ. Если кредитная организация в ней не участвует, то в таком случае привлекать средства вкладчиков она не имеет права. На практике это значит, что при выборе вклада надежность банка в качестве критерия имеет меньший вес, чем его доходность. При условии, конечно, что сумма вклада вместе с процентами будет не более 700 тыс. руб.
На сегодняшний день в ССВ входят 939 банков, но только 849 имеют право привлекать вклады. Такая разница в количестве может быть объяснена страховыми случаями и отказом в отношении некоторых кредитных организаций привлекать средства граждан РФ. Вкладчики благодаря ССВ защищены от любых проблем банка.
В законе отражены два основания для выплат вкладчикам: введен мораторий на удовлетворение требований кредитора и отзыв у банка лицензии. Но этого достаточно. В случае если банк по своим обязательствам перестает отвечать, то есть возвращать вклады, проводить платежи, нарушает важнейшие нормативы, то Центробанк обязан отозвать у этого банка лицензию. Основанием для отзыва считается не только неплатежеспособность, но и нарушения законодательства, например, искажение отчетности, участие в схемах по обналичиванию средств и т.п.[4]
Существует несколько классификаций систем страхования вкладов. Рассмотрим их основные критерии и применимость таковых в России.
1. По характеру требований к
Основные аргументы в пользу
Добровольность может вызвать нежелание участвовать в системе защиты вкладов у устойчивых и благополучных финансовых учреждений, которые не захотят платить отчисления в фонд гарантирования вкладов наравне с банками, осуществляющими рискованные капиталовложения.