Система страхования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Впервые система страхования вкладов физических лиц была применена более 70 лет назад в США, а сейчас этот механизм защиты средств граждан работает во всех странах Западной Европы. Подобная система также действует в РФ и регулируется госпрограммой. Основанием для такой деятельности служит закон «О страховании вкладов в банках РФ». Главной задачей этой госпрограммы является защита сбережений, которые размещены в банках на территории России. Цель работы – изучить систему страхования вкладов. Задачи курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и суть системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации и за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. История развития системы страхования вкладов в России 4
2. Суть и классификация системы страхования вкладов 6
3. Степень участия государства в ССВ 10
4. Развитие ССВ в зарубежных странах 12
Заключение 18
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 50.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный 

политехнический университет»

ФАКУЛЬТЕТ  ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра «Мировая и региональная экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Банковское дело»

На тему «Система страхования вкладов»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 40710/1

_____________

Шокарева  Н.О.

Принял: 

_____________

Богословский  О.Н.

_____________

  (Дата)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

Введение 3

1. История развития системы страхования вкладов в России 4

2. Суть и классификация системы страхования вкладов 6

3. Степень участия государства в ССВ 10

4. Развитие ССВ в зарубежных странах 12

Заключение 18

Список использованных источников 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страхование вкладов –  защита сбережений вкладчиков, которые  размещены на вкладах и счетах на всей территории страны. Впервые система страхования вкладов физических лиц была применена более 70 лет назад в США, а сейчас этот механизм защиты средств граждан работает во всех странах Западной Европы. Подобная система также действует в РФ и регулируется госпрограммой. Основанием для такой деятельности служит закон «О страховании вкладов в банках РФ». Главной задачей этой госпрограммы является защита сбережений, которые размещены в банках на территории России.

Федеральный закон «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 27 декабря 2003 года стал правовой основой для разработки механизма страхования вкладов с учетом особенностей, присущих российской банковской системе. Закон о страховании вкладов устанавливает финансово-правовые и организационные основы системы страхования вкладов и регулирует отношения, возникающие в процессе ее функционирования.

При разработке концепции системы  обязательного страхования вкладов  один из основных вопросов заключался в определении правового статуса, полномочий, компетенции и функций  специальной организации по управлению системой обязательного страхования  вкладов. Цели и задачи функционирования системы страхования вкладов  предполагают особые требования, предъявляемые  к такой организации.

Статус организации по управлению системой страхования вкладов во многом определяется тем, каким образом  осуществляется финансирование выплат вкладчикам в случае наступления  банкротства банка, входящего в  систему страхования вкладов  и если финансирование предполагает формирование специального фонда - статусом указанного фонда. [1]

Создание  российской системы обязательного страхования  вкладов населения  является специальной программой, реализуемой государством и банковским сообществом в целях укрепления доверия граждан к банковской системе, стимулирования привлечения сбережений населения в экономику, поддержания внутренней устойчивости банковского сектора.    

Цель работы – изучить  систему страхования вкладов. Задачи  курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и суть системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации и за рубежом.

 

 

 

 

  1. История развития системы страхования вкладов  в России

Становление и развитие российской системы страхования вкладов  происходило поэтапно. Первая попытка  введения института страхования  вкладов была связана с вступлением  в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. "О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда  компенсации коммерческим банкам, разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках", определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991-1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.

В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования  депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные  в эти фонды средства подлежали  возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством  страхование вкладов и банков от банкротств не является функцией Банка  России.

Дальнейшее развитие института  страхования вкладов связано  с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 "О защите сбережений граждан Российской Федерации", которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования  активов банковских учреждений, привлекающих вклады граждан. Банку России в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные  банками в 1992-1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования  депозитов в коммерческих банках.

К 1994 г. стало понятно, что  необходимо принятие отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков. В  результате был предложен законопроект "О гарантировании вкладов граждан  в банках", в соответствии с  которым предполагалось создать  некоммерческую организацию, гарантирующую  каждому вкладчику выплату возмещения по его вкладам. Но после длительного  рассмотрения так и не был принят Советом Федерации.

В 1998 г. для преодоления  последствий системного кризиса была создана государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам.

Совершенствование концепции  системы страхования вкладов  повлекло перестройку в банковском секторе, результатом которой явилось  принятие закона о страховании вкладов  и создание государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". Этот шаг был предпринят в результате сложившейся ситуации в российской банковской системе. Несмотря на решение проблем, поставленных перед АРКО, и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказаться от института страхования вкладов было бы нецелесообразно.

Введение АРКО системы  гарантирования вкладов в отдельных  банках рассматривалось лишь в качестве локального эксперимента по проверке эффективности подобного механизма, его полномасштабное применение в банковском секторе планировалось  только после принятия соответствующей  законодательной базы.

Действуя в рамках закона о реструктуризации, АРКО фактически выполняло функции организации, ответственной за страхование вкладов, а также функции корпоративного ликвидатора. В результате мелкие вклады возвращались так, как если бы они  были застрахованы: выплаты осуществлялись достаточно быстро и в полном объеме. Тем не менее, именно на Банк России возлагались функции надзора  и контроля.

До принятия закона о страховании  вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств  граждан составляли следующие нормативно-правовые акты: ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О Центральном  Банке Российской Федерации", Гражданский  кодекс РФ. К 1998 г. фонд обязательного  страхования вкладов так и  не был создан, в результате системного кризиса обанкротилось большое  количество банков, не удовлетворив требований вкладчиков. Следующим этапом становления  российской системы страхования  вкладов стала реализация положений  закона о страховании вкладов. Был  разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных  актов: Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве  банков, не учитывающих в системе  страхования физических лиц в  банках Российской Федерации". На основании  сформированной нормативной базы надзорным  органом было проведено два этапа  широкомасштабного обследования российского  банковского сектора с целью  оценки финансовой устойчивости банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.[2]

 

 

 

 

 

 

 

  1. Суть  и классификация системы страхования вкладов

Система страхования вкладов работает следующим образом: если банк прекращает работу при наступлении страхового случая, его вкладчикам выплачиваются  возмещения по вкладам.

Для страхования вкладов вкладчику  не требуется заключения какого-либо договора, оно осуществляется в силу закона. Специально созданная государством организация — Агентство по страхованию вкладов осуществляет все необходимые мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам.

В соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей.

В случае если вклад внесен в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на день наступления страхового случая. В совокупности сумма возмещения по вкладам в каждом банке, в отношении которого наступил страховой случай, не может превышать 700 000 рублей независимо от количества вкладов, открытых в таком банке. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:

    • средств физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица;
    • вкладов на предъявителя;
    • средств, переданных банкам в доверительное управление;
    • вкладов в филиалах российских банков, находящихся за границей.

Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Вкладчик (его представитель, в этом случае необходимо также предоставить надлежаще оформленную доверенность) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов — до дня окончания действия моратория. В случае пропуска вкладчиком срока для обращения с требованием о возмещении по вкладам, указанный срок по заявлению вкладчика может быть восстановлен решением правления Агентства при наличии одного из указанных в Федеральном законе обстоятельств, например, прохождение военной службы, тяжелая болезнь.

Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих разрешение (лицензию) Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.[3]

В Федеральном законе предусматривается, что Агентству по страхованию  вкладов должны быть перечислены  три миллиарда рублей Агентством по реструктуризации кредитных организаций  в качестве взноса Российской Федерации. Остальные денежные средства отчисляются  банками по ставкам. Предусмотрены  и иные источники фонда, указанные  в этом же Законе.

Объем гарантий по возврату вкладов  и процентов не зависит от того, какой банк выберет вкладчик, лишь бы он входил в ССВ. Если кредитная  организация в ней не участвует, то в таком случае привлекать средства вкладчиков она не имеет права. На практике это значит, что при выборе вклада надежность банка в качестве критерия имеет меньший вес, чем  его доходность. При условии, конечно, что сумма вклада вместе с процентами будет не более 700 тыс. руб.

На сегодняшний день в ССВ  входят 939 банков, но только 849 имеют  право привлекать вклады. Такая разница  в количестве может быть объяснена  страховыми случаями и отказом в  отношении некоторых кредитных  организаций привлекать средства граждан  РФ. Вкладчики благодаря ССВ защищены от любых проблем банка.

В законе отражены два основания  для выплат вкладчикам: введен мораторий  на удовлетворение требований кредитора  и отзыв у банка лицензии. Но этого достаточно. В случае если банк по своим обязательствам перестает  отвечать, то есть возвращать вклады, проводить  платежи, нарушает важнейшие нормативы, то Центробанк обязан отозвать у этого  банка лицензию. Основанием для отзыва считается не только неплатежеспособность, но и нарушения законодательства, например, искажение отчетности, участие  в схемах по обналичиванию средств  и т.п.[4]

Существует несколько  классификаций систем страхования  вкладов. Рассмотрим их основные критерии и применимость таковых в России.

1. По характеру требований к участию коммерческих банков:

  • добровольное;
  • обязательное.

Основные аргументы в пользу обязательности участия в системе защиты вкладов состоят в том, что только такой подход обеспечивает распределение рисков по всей банковской системе и позволяет избежать опасности негативного отбора, когда страховым прикрытием пользуются неустойчивые в финансовом отношении банки.

Добровольность может вызвать нежелание участвовать в системе защиты вкладов у устойчивых и благополучных финансовых учреждений, которые не захотят платить отчисления в фонд гарантирования вкладов наравне с банками, осуществляющими рискованные капиталовложения.

Информация о работе Система страхования вкладов