Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Отражение экономического содержания государственного долга;
2. Рассмотрение государства в качестве гаранта и кредитора;
3. Рассмотрение понятия управления государственным долгом
В частности, ежегодно в законе
о федеральном бюджете
Оперативное управление государственным
долгом осуществляют Правительство
Российской Федерации и его специальный
орган - Министерство Финансов Российской
Федерации, а также Центральный
банк Российской Федерации и Внешэкономбанк
как агенты Минфина Российской Федерации.
Эти органы определяют генеральные
условия выпуска отдельных
Аналогичные вопросы в
рамках своей компетенции решают
законодательные и
Следует различать этапы управления. Можно выделить, по меньшей мере, следующие пять укрупненных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.
· На первом этапе идет процесс обоснования предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, предельных объемов государственных внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления государственных гарантий, а также формируются программы государственных внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается тяжесть будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.
· На втором этапе управления
государственным догом
· На третьем этапе проводится
размещение облигаций и регулирование
котировок по государственным долговым
обязательствам на вторичном рынке
государственного долга. Воздействие
на котировки по государственным
облигациям позволяет регулировать
бюджетную эффективность
· Четвертый этап - антикризисное
управление - связан с проведением
мероприятий, необходимость которых
определяется наличием проблемных долгов
или кризисных долговых ситуаций,
обилием которых отмечена новейшая
российская история в период после
распада СССР. Если правительство
не в состоянии обслуживать и
погашать свои долги, то оно вступает
в переговоры с кредиторами на
предмет пересмотра графика платежей
и сроков погашения долгов. В результате
переговоров стороны могут
· Пятый этап - исполнение
оригинальных или скорректированных
графиков платежей по обслуживанию и
погашению государственных
Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.
2.2 Различные стратегии
управления государственным
Традиционно проблему оптимального
управления государственным долгом
рассматривают главным образом
в рамках двух типов моделей: равновесной
модели динамического налогообложения,
предусматривающей максимизацию функции
благосостояния репрезентативного
потребителя и модели с непосредственной
минимизацией функции социальных потерь.
Помимо этих двух групп функций, используемых
в теоретических исследованиях,
с практической точки зрения вид
целевой функции органа, отвечающего
за управление долгом, можно разделить
на два типа: минимизация бюджетного
риска по возможности с минимальной
стоимостью обслуживания долга и
минимизация стоимости
В принципе общий вид функции социальных потерь определяется решением задачи репрезентативного потребителя: искажающее влияние пропорциональных налогов или инфляции в большинстве работ отражается в виде квадратичной зависимости потерь от уровня налогов или инфляции. В ряде случаев предполагается, что потери, например от инфляции, возникают только из-за отклонений фактического уровня от некоторого целевого или ожидаемого, поэтому в соответствующей функции планера минимизируется квадрат не абсолютного уровня инфляции или налогов, а именно таких отклонений.
С практической точки зрения целевая функция управления долгом, как правило, определяется как «минимизация бюджетного риска в сочетании с низкой стоимостью обслуживания долга». Причем тот факт, что на первом месте стоит именно минимизация риска, не случаен. Мировой теоретический и практический опыт в области эффективного управления государственными обязательствами показал, что политика минимизации бюджетного риска, включающего не только традиционный риск рефинансирования, но и риски, вызванные макроэкономическими шоками, например выпуска или государственных расходов, в чистом виде является главенствующей по сравнению с чистой стратегией минимизации издержек. Более того, в том случае, если ожидаемые доходности государственных бумаг отражают исключительно риск-доходность, правительство должно заботиться только о минимизации риска. Чистая стратегия минимизации издержек обслуживания долга может учитываться лишь в том случае, когда премия за риск определяется несовершенством рынков, асимметрией информации, устойчивыми ошибками в ожиданиях инвесторов или отсутствием доверия к проводимой государством политике.
В условиях эффективных и
полных рынков, когда правительство
может свободно использовать различные
условные требования, описанные выше
стратегии - это абсолютно разные
стратегии. Так, если целью органа, отвечающего
за управление государственным долгом,
является минимизация ожидаемых
издержек по обслуживанию государственного
долга, оптимальная стратегия будет
заключаться в выпуске
Учитывая тесную положительную
корреляцию между валовым выпуском
в экономике и доходом
Теория предлагает учитывать
издержки в том случае, когда основанная
на этом принципе стратегия не приводит
к значительному
Использование устойчивых ошибок
ожиданий инвесторов в целях минимизации
издержек заимствования, за счет лучшей
информированности
Наконец учет издержек обслуживания долга становится исключительно важным в условиях, когда существуют проблемы доверия к политике правительства. В условиях, когда правительству не доверяют и ждут «подвоха», инвесторы, очевидно, требуют повышенную премию за риск, что отражается на стоимости обслуживания. Как будет показано впоследствии, при определенных условиях рост издержек оказывается столь большим, что правительству приходится жертвовать более высоким бюджетным риском с тем, чтобы добиться более высокого доверия со стороны инвесторов.
Можно выделить следующие основные параметры, оказывающие влияние на выбор стратегии управления государственным долгом.
· Во-первых, ключевое значение в управлении государственным долгом имеет доверие к политике властей. Если такое доверие есть, гораздо шире оказывается набор возможных комбинаций долга, существенно повышается гибкость долговой политики, цена ошибки при неправильном структурировании долга близка к нулю. С ростом недоверия спектр возможных комбинаций долга сужается, а цена заметно возрастает.
· Во-вторых, правильная долговая политика может в значительной степени сократить потери от отсутствия доверия. При этом даже небольшие отклонения от оптимума могут приводить к существенным потерям благосостояния. Соответственно чем больше недоверие, тем выше цена ошибки и тем больший груз ответственности ложится на правительство при формировании текущей долговой политики.
· В-третьих, в большинстве
случаев политика управления долгами
оказывается более гибкой по сравнению
с выбором налогов или
Оптимальная структура долга
будет полностью определяться предположениями
относительно характера неопределенности
и степени доверия
Информация о работе Система управления государственным долгом в России