Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:38, реферат

Краткое описание

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание

разнообразие программ. Их классификация.

ключевые положения программ
- теоретические основы изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.
- принципы построения программы.
- структура программы, характеристика ее основных компонентов.
- методическое обеспечение программы, ее характеристика.

3. субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.
- вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа.
- прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы.
- анализ положения внедрения данной программы в практике работы ДОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

Программа «Золотой ключик».  Основная цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье – через разновозрастную организацию групп и свободное подключение родителей к работе детского учреждения. Для детей школьного возраста в качестве основы используется программа начальной школы. Содержание образования организовано в программе «Золотой ключик» по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами развития рефлексии.

Программа предлагает небольшое  количество обязательных учебных занятий. Решение воспитательных задач, а  также освоение знаний, умений, навыков осуществляются в процессе разновозрастного общения детей друг с другом, в общении и совместной деятельности со взрослыми, в разных формах игры. Основу всей жизнедеятельности детей задает специально  организованная, структурированная в соответствии с сезонными циклами система событий – тем, вокруг которых «собираются» содержания знаний и которые практически реализуется детьми в разных видах деятельности.

Программа содержит готовые  развертки тем и определяет конкретные требования к занятиям и умениям, которые ребенок должен освоить к концу  каждого года пребывания в детском центре. 

 

Программа «Дом радости» она представляет собой методически сценарное приложение  к «типовой программе воспитания и обучения в детском саду». В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. [4, ст. 4-8]

 

 

 

Экспертиза  образовательных программ.

    1. Виды программ.

 

- программы подразделяются на комплексные и парциальные.

- комплексная программа  включает все основные направления  развития ребенка.

- парциальная программа  включает одно или несколько  направлений развития ребенка.

- целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

 

2.Общие требования к программам.

 

- комплексные и парциальные  программы для ДОУ должны соответствовать  Закону РФ «Об образовании», Типовому  положению о дошкольном образовательном учреждении.

- в программах должен  соблюдаться светский характер  образования.

- программы должны  строиться на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослых с детьми.

- содержание комплексной образовательной программы должно быть ориентировано на общечеловеческую культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.

- программы должны  быть нацелены на:

* развитие любознательности  как основы познавательной активности  у дошкольника;

* развитие способностей  ребенка;

* формирование творческого  воображения;

* развитие коммуникативности;

- программы должны  обеспечить:

* охрану и укрепление  физического и психического здоровья  детей, их физическое развитие;

* эмоциональное благополучие  каждого ребенка;

* интеллектуальное развитие  ребенка;

* создание условий  для развития личности ребенка, его творческих способностей;

* приобщение детей  общечеловеческим ценностям;

* взаимодействие с  семьей для обеспечения полноценного  развития ребенка.

- программы должны  предусматривать организацию детской  жизни в трех формах.

* занятия как специально организованная форма обучения;

*нерегламентированные  виды деятельности;

*свободное время, предусмотренное  для ребенка в детском саду  в течении дня.

- в программах должно  быть заложено оптимальное сочетание  индивидуальной  совместной деятельности  детей. Программы должны строиться с учетом специфических для  детей дошкольного возраста видов деятельности.

- программы должны  предусматривать возможность реализации  индивидуального подхода к ребенку,  работы с разными подгруппами  детей; учитывать их возрастные  особенности.

- программы должны  включать описание организации  развивающей среды с указанием  основных перечней применяемых  материалов и оборудования.

- программы должны  обеспечивать оптимальную нагрузку  на ребенка с целью защиты  его от переутомления его от  переутомления и дезадаптации

 

    1. Требования к программам.

 

- парциальные программы,  используемые в педагогическом  процессе, должны  обеспечивать целостность  педагогического процесса и дополнять  друг друга.

- используемые в педагогическом  процессе парциональные программы должны строиться на единых принципах.

- при использовании  парциальной программы вместо  соответствующего раздела комплексной  программы не допускаются: дублирование  содержания, противоречия в основных  принципах данных программ.

- набор программ, используемых в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

 

    1. региональные требования к программам.

 

- региональные органы  управления образованием могут  устанавливать дополнительные региональные  требования к программам.

- дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способность их переутомлению и дезадаптации.

- с учетом социально-экономических,  национально-культурных, демографических,  климатических и других условий  региональные требования могут определять:

* приоритетные направления  образовательных программ на  основе потребностей населения  в образовательных услугах для  детей дошкольного возраста сельского,  городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны,

* проведение оздоровительных  мероприятий и режимных моментов  с учетом особенностей климата  и природных условий, экологической  обстановки, здоровья населения

* отбор произведений  национальных писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов  национального фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством

* обучение национальному  языку, знакомство с национально-культурными  традициями.

 

5. экспертиза программ  дошкольного образования.

 

- экспертиза комплексных  и парциальных программ осуществляется

Федеральным советом  по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной  оценки программ рекомендуется к  использованию дошкольными образовательными учреждениями РФ.

- региональные органы  управления образованием могут создавать экспертные советы по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона.

- экспертиза набора  парциальных программ осуществляется: советом педагогов этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

 

Для экспертизы набора парциональных  программ дошкольное образовательное  учреждение может обратиться в экспертный совет регионального органа управления образованиям, если в регионе осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования. [7, ст. 2-3]

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ключевые положения программ.

 

Программа «Истоки».

 

В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, «Истоки» отражают непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель программы  – формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе  творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение  для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также  научное положение А.В. Запорожца  об ампликации детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие  возрастные этапы:

 раннее детство  – младенчество (до одного года)

 ранний возраст  (от одного года до трех лет)

 дошкольное детство:  младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет)

старший (от пяти до семи лет).

Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так  и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает  обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.

Программа строится в  соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

 Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Раздел «Социальное развитие» содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривает формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В разделе «Познавательное развитие» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.

Содержание раздела  «Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

В разделе «Физическое развитие» определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействует укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей  детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

В программе выделены новые самостоятельные разделы «Здоровье», Речь и речевое развитие», Мир, в котором мы живем», Природа и ребенок», Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Так, в «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации.

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог,  подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

Цель раздела «Мир, в котором мы живем» - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей  к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем»,  Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

Информация о работе Современные образовательные программы для дошкольных учреждений