Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:38, реферат

Краткое описание

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание

разнообразие программ. Их классификация.

ключевые положения программ
- теоретические основы изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.
- принципы построения программы.
- структура программы, характеристика ее основных компонентов.
- методическое обеспечение программы, ее характеристика.

3. субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.
- вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа.
- прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы.
- анализ положения внедрения данной программы в практике работы ДОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В программе «Истоки» выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:

- характеристика возрастных  возможностей детей;

- общие показатели  развития;

- базисные характеристики  личности;

- рекомендации по организации  жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.

В приложении к программе даны факультативные разделы: «Обучение второму языку», Компьютер в дошкольном учреждении», Живой мир природы в городе и ребенок», которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада.

Программа обеспечена методическими  и учебными пособиями: по воспитанию  детей раннего возраста, развитию речи и речевого общения, обучению русскому языку нерусскоязычных детей, творческому конструированию, физическому развитию, эстетическому развитию, экологическому развитию, взаимодействию с семьей. [3, ст. 303]

 

«Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального пери ода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ -  «Источник» - означает, что ребенок и взрослый – оба черпают из неиссякаемого  кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

 Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования – это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Программа основана на достижениях  отечественной и мировой психологической  науки и данных современных исследований развития ребенка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующего своей структурой и динамикой.

Психологический возраст не совпадает  с хронологическим, и один психологический  возраст по своей продолжительности  не равен другому.

В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического. [5, ст.16]

 

Программа «Радуга»

 

Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7 лет. «Радуга» - это не одна, а пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2-3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития детей. В ее основу положены принципы психологического развития  ребенка.  Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущее место в этой программе занимает теория психических новообразований в каждой возрастной группе детей.

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель имеет возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности.  Цель программы «Радуга» - обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

Программа «Радуга» дает возможность развития всех способностей ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от других программ в «Радуге» расширены программы формирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

 

Использование на практике программы «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитания, ориентация на создание в детском саду положительного микроклимата; гуманное отношение к ребенку;  внимание их вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей.  В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программы задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование вариативных методик. [1, ст. 143-145]

 

В настоящее  время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы  – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить  перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как  самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.

Перед воспитателями  выдвигаются общие задачи:

- создать ребенку возможность  радостно и содержательно прожить  эти годы;

- обеспечить охрану  и укрепление его здоровья (как  физического, так и психического);

- способствовать всестороннему  и своевременному психическому  развитию;

Формировать активное и  бережно-уважительное отношение к  окружающему миру;

- приобщать к основным сферам человеческой культуры (труд, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе  (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций  о ведущей роли деятельности в  психическом развитии ребенка и  становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

 

 

 

Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет, получит по их окончании – иными словами, у него есть какое-то  представление, какой-то образ будущего результата.

Дальнейшее развитие целеполагания идет по линии появления  цепочек связанных между собой  целей: построить гараж для машины  соответствующего размера, построить  поезд из стульев, домик из песка  и т.д.

Еще одна важная линия  развития деятельности – отношение ребенка к продукту таких целенаправленных действий. Если в начале ребенок удовлетворен любым результатом, то позднее, на четвертом году жизни,  у него появляются определенные требования к качеству ожидаемого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе является также  создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будет передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности.

Тех педагогов, кто захочет  работать по программе «Радуга», авторы призывают, прежде всего, понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая,   требует высокой культуры организации труда.  Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. [5, ст. 9-1])

 

 

 

 

 

Программа «Развитие»

Программа «Развитие». Программа разрабатывалась научным  коллективом под руководством известного отечественного психолога, доктора  психологических наук, профессора Л.А.Венгера. В основу программы легли идея А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А.Венгера о развитии способностей.

Программа требует  установления основанных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы с детьми.

Цели: развитие у детей умственных и художественных способностей детей, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.

Кардинально изменены способы дошкольного обучения – перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработке программного материала первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

В младшей группе основными средствами являются сенсорные эталоны (так называемый «ударный» раздел – развитие сенсорной культуры); в средней – наглядные модели пространственных отношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений); в старшем дошкольном возрасте центральное место занимают условно-символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий (математика, грамота, экология, логика).

В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»:

1. Развитие сенсорных способностей (мл. возраст).

2. Развитие речи и ознакомление  с художественной литературой.

3. Введение в грамоту (мл., ср. группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).

4. Формирование представлений об  окружающем мире о себе (мл.возраст).

5. Ознакомление с природой (средняя  группа).

6. Формирование элементарных экологических  представлений.

7. Развитие элементов логического  мышления (со ст. группы).

8. Формирование элементарных математических  представлений (со средней группы).

9. Ознакомление с пространственными  отношениями (со средней группы).

10. Конструктивная деятельность.

11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность.

В комплексе программы отсутствуют разделы «Развитие музыкальности» и «Физического развитие». Авторы рекомендуют программы: «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова) – музыкальное воспитание и развитие; рекомендации по организации физического воспитания в ДОУ Маханевой. Программой предлагаются дополнительные разделы:  «Художественное конструирование», «Выразительное движение», «Режиссерская игра».

Программно-методическое обеспечение: Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста»; «Педагогическая диагностика»; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» (теоретический и практический материал); «Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей 5-6 лет». [2]

Информация о работе Современные образовательные программы для дошкольных учреждений