Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:42, реферат
Деньги являются согласованной счетной единицей для установления цен на товары и услуги. Для того чтобы получить максимум полезного из нашего семейного бюджета, нужно осуществлять подсчеты. Это не подсчеты того, что мы, в конце концов, купим, а определение альтернативных затрат. Денежное обращение является неотъемлемой
частью рыночной экономики и повседневной жизни человека. Это обращение позволяет реализовать функции денег.
Введение……………………………………………………………..1
1.Социальные функции денег…………………………………………….3
2. Социокультурные особенности отношения к деньгам……………….8
3. Отношение к деньгам у разных социальных групп…………………..13
4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами………….17
5. Влияние денег на формирование личности……………………………19
6. Проблема богатства и бедности………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………..27
Для сравнения влияния фактора культуральных различий на отношение к деньгам и фактор принадлежности к определенному социальному слою, группой авторов под руководством О. Дейнеко исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде.
Оказалось,
что представители бюджетной
интеллигенции обеих стран
Кроме того, люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как частные предприниматели, чей заработок зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности .
В связи со
спецификой организационной деятельности,
о которой будет говориться ниже,
в зависимости от сферы деятельности
по-разному оценивается
В бизнесе это, прежде всего, чувство свободы и независимости (86,2%), уверенность в завтрашнем дне (59,0%), у государственных служащих – возможность обеспечить будущее детей и близких (56,8%).
В отношении оценки материального благосостояния в зависимости от характера профессиональной деятельности, то здесь выявлены следующие закономерности:
Максимальный процент опрошенных, «ни в чем себе не отказывающих», выявлен в группе госслужащих (4,4%). В этой же группе отмечается максимальное количество респондентов, «еле сводящих концы с концами» и «живущих в нищете» (3,1%), т.е. наиболее полярные оценки своего благосостояния характерны именно для государственных служащих.
Анализ поискового поведения человека в ситуации нехватки денежных ресурсов свидетельствует о следующем – только каждый четвертый – пятый гражданин готов, в случае нехватки денежных средств, взять кредит в банке, что характеризует их как людей, для которых характерно заемное поведение.
В этой ситуации 90,5% опрошенных среди работников бизнес-структур «умерят свой аппетит», а 47,6% «постараются найти дополнительный заработок».
4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами
Деньги не являются всеобъемлющим фетишем, определяют далеко не все отношения между людьми. Выявлено, что по фактору презрения к деньгам нет кросскультурных различий. Интересны наблюдения за вступающими в непосредственный контакт: американцы, которые, по нашим представлениям, придают слишком большое значение деньгам, часто помогают соседу или даже незнакомому человеку совершенно безвозмездно - довозят до дома, открывают дверь, если сосед потерял ключ, и т. д. Напротив, именно русский человек, пришедший помочь завернуть подтекающий кран, чаще всего требует "магарыч". Это с юмором описывают западные авторы, для которых само слово "магарыч" - непонятная экзотика, не имеющая эквивалентов в их языках.
На уровнях же выше соседского деньги выступают в роли индикатора положения человека среди других людей. Экономическое положение индивида и то, гражданином какой страны он является, определяет отношение к нему партнера с точки зрения денежных затрат на него - прием, подарки, обслуживание транспортом, оплата труда. Бедного партнера (отдельного индивида или представителя бедной страны) можно обслужить по низшей категории, вручить ему менее ценные подарки. Равного - по меркам своей страны, богатого - по повышенной категории. По данному ранжиру относятся и к ученым из нашей страны.
Во многих странах деньги выступают как средство взятки в виде подарков функционеру, от которого зависит продвижение по службе, получение каких-либо благ, ускорение прохождения дел. Вместо денег, которые во всем мире осуждаются как подкуп, преподносятся дорогие подарки. На Западе чаще встречается завуалированный тип взятки - "презент вашей жене от нашей компании", на Востоке - более открытый тип подарка, который объясняется как "традиции".
В деловом
мире следует демонстрировать личный
успех. Это происходит на многих уровнях,
например, на вербальном ("O'кей" -
прекрасное тому подтверждение). Не принято
давать взаймы, тем более брать
в долг - это демонстрирует
В нашей стране
на глазах произошло разделение на
богатых и бедных. Вопрос становления
богатых довольно скользкий: все-таки,
по словам французского экономиста, социолога
и политика П. Ж. Прудона (1809-1865), "собственность
есть кража". В обществах со стабильной
экономикой, с многовековыми традициями
существования финансового
Надо сказать, что и в стабильных обществах отношение к скоробогачам традиционно негативное. Так, в старой России их могли из-за недоверия не принимать в купеческое собрание. Наименьшим доверием пользовались мастера делать деньги из воздуха - процентщики, банкиры. Больше доверяли купцам, но наиболее уважаемымыми были промышленники. Последние, кстати, затрачивали большие деньги на обустройство рабочих, создание богаделен, обучение и лечение их детей и даже вывоз их на дачу, чем создавали себе имидж уважаемого человека, к деньгам которого также относились с уважением.
5. Влияние денег на формирование личности
Общая психология изучает человека самого по себе или во взаимодействии с другими людьми. Однако в реальной жизни человек находится еще по крайней мере в двух сферах - духовной и вещной. Он взаимодействует с объектным миром вещей, воспринимаемым во всей совокупности своих особенностей и в сознании людей. Как пишет О. Дейнека, в нем отражается вложенный труд, цена и стоимость, субъективная полезность, функциональность, духовность, символизм. Наличие разных вещей у различных людей устанавливает между ними определенную иерархию, которую они воспринимают естественно, и либо ей не противятся, либо стараются занять в ней более высокие ступени. Деньги являются обобщенной формализованной стороной вещного мира.
Дети иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых важно и в детстве, и потом "иметь", и те, для кого важно "быть". Этапы формирования отношения к деньгам были определены при изучении экономической социализации Б. Стаси (см. табл. 4.2).
Таблица 4.2
Этапы формирования отношения к деньгам
Возраст (лет) |
Представления и понятия |
4-6 |
Элементарные понятия о |
6-8 |
Развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой |
8-9 |
Понимание ценности денег, понятие богатства и бедности |
10-12 |
Более дифференцированное экономическое понимание, умение строить экономические отношения |
12-15 |
Приближение к знаниям взрослых о функциях денег |
Представления о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские и африканские малыши раньше усваивают понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется в зависимости от "размаха" бизнеса, от уровня экономики и от склонности самих детей. Некоторые могут превратиться в крупных дельцов, другие останутся лишь мелкими торговцами.
В работе И.
и Е. Ньюсан исследовались отношения
детей разных социальных групп к
деньгам. Дети из рабочих семей получают
вдвое больше карманных денег, чем
их сверстники из среднего класса, но зато
активнее тратят, связывая с ними получение
удовольствия (52 % их расходуют деньги
в течение недели). Дети из среднего
класса чаще копят деньги впрок (даже
в банке) или на конкретные вещи.
По исследованиям А. Фенэм и П.
Томас, родители из среднего класса дают
детям фиксированную сумму
Автор обзора
западных исследований экономических
представлений детей Е. В. Щедрина
предлагает родителям ряд рекомендаций,
согласно которым рационально давать
возможность самим детям
В любой группе
отношения людей складываются согласно
их положению, собственности, личному
вкладу в существование группы. Отношения
детей определяются их личной собственностью.
Появление новой вещи изменяет положение
владельца и положение детей
в группе. Отечественные исследования
проходили в русле этих изысканий.
Удалось выяснить, что старшеклассники
более сознательно относятся
к деньгам, чем младшие школьники
(что естественно при нашей
поздней экономической
6. Проблема богатства и бедности
Неравенство в обществе привлекало внимание ученых еще задолго до Адама Смита. Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные - власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов - тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, которому сопутствовало "подтягивание" жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.
Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию "паразитов", готовых жить на пособие всю жизнь. Поэтому проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному существованию.
Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные - несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность потратить в день не менее $ 4. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное.
Конечно, бедняк бедняку - рознь. Следует выделять из общей массы бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир.
Иной тип личности - мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит "вымывание" специалистов. Человек знает себе цену и хочет зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило - нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий "под фанеру"). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, - на время или навсегда.
Вальтер Ойкен
выдвинул концепцию социально
В процессе
развития общества богатые богатеют,
а бедные беднеют, а равновесие между
ними не достигается практически
никогда. Социальные программы должны
быть максимально гибкими и