Социальные функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Деньги являются согласованной счетной единицей для установления цен на товары и услуги. Для того чтобы получить максимум полезного из нашего семейного бюджета, нужно осуществлять подсчеты. Это не подсчеты того, что мы, в конце концов, купим, а определение альтернативных затрат. Денежное обращение является неотъемлемой
частью рыночной экономики и повседневной жизни человека. Это обращение позволяет реализовать функции денег.

Содержание

Введение……………………………………………………………..1
1.Социальные функции денег…………………………………………….3
2. Социокультурные особенности отношения к деньгам……………….8
3. Отношение к деньгам у разных социальных групп…………………..13
4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами………….17
5. Влияние денег на формирование личности……………………………19
6. Проблема богатства и бедности………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 53.26 Кб (Скачать файл)

Для сравнения  влияния фактора культуральных  различий на отношение к деньгам  и фактор принадлежности к определенному  социальному слою, группой авторов  под руководством О. Дейнеко исследовали  преподавателей государственных университетов  в России и Канаде.

Оказалось, что представители бюджетной  интеллигенции обеих стран практически  одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных  различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель. Как уже отмечалось, выбор модели отношения к деньгам  определяется влиянием многих факторов, среди которых и принадлежность к той или иной профессиональной социальной группе, поисковое поведение  в ситуации дефицита денежных ресурсов и др.

Кроме того, люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как  частные предприниматели, чей заработок  зависит только от них самих. В  первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности .

В связи со спецификой организационной деятельности, о которой будет говориться ниже, в зависимости от сферы деятельности по-разному оценивается заработная плата.

В бизнесе  это, прежде всего, чувство свободы  и независимости (86,2%), уверенность  в завтрашнем дне (59,0%), у государственных  служащих – возможность обеспечить будущее детей и близких (56,8%).

В отношении  оценки материального благосостояния в зависимости от характера профессиональной деятельности, то здесь выявлены следующие  закономерности:

Максимальный процент опрошенных, «ни в чем себе не отказывающих», выявлен в группе госслужащих (4,4%). В этой же группе отмечается максимальное количество респондентов, «еле сводящих концы с концами» и «живущих в нищете» (3,1%), т.е. наиболее полярные оценки своего благосостояния характерны именно для государственных служащих.

Анализ поискового поведения человека в ситуации нехватки денежных ресурсов свидетельствует  о следующем – только каждый четвертый  – пятый гражданин готов, в  случае нехватки денежных средств, взять  кредит в банке, что характеризует  их как людей, для которых характерно заемное поведение.

В этой ситуации 90,5% опрошенных среди работников бизнес-структур «умерят свой аппетит», а 47,6% «постараются найти дополнительный заработок».

 

4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами

Деньги не являются всеобъемлющим фетишем, определяют далеко не все отношения между  людьми. Выявлено, что по фактору  презрения к деньгам нет кросскультурных различий. Интересны наблюдения за вступающими в непосредственный контакт: американцы, которые, по нашим представлениям, придают слишком большое значение деньгам, часто помогают соседу или даже незнакомому человеку совершенно безвозмездно - довозят до дома, открывают дверь, если сосед потерял ключ, и т. д. Напротив, именно русский человек, пришедший помочь завернуть подтекающий кран, чаще всего требует "магарыч". Это с юмором описывают западные авторы, для которых само слово "магарыч" - непонятная экзотика, не имеющая эквивалентов в их языках.

На уровнях  же выше соседского деньги выступают  в роли индикатора положения человека среди других людей. Экономическое  положение индивида и то, гражданином  какой страны он является, определяет отношение к нему партнера с точки  зрения денежных затрат на него - прием, подарки, обслуживание транспортом, оплата труда. Бедного партнера (отдельного индивида или представителя бедной страны) можно обслужить по низшей категории, вручить ему менее  ценные подарки. Равного - по меркам своей  страны, богатого - по повышенной категории. По данному ранжиру относятся  и к ученым из нашей страны.

Во многих странах деньги выступают как  средство взятки в виде подарков функционеру, от которого зависит продвижение  по службе, получение каких-либо благ, ускорение прохождения дел. Вместо денег, которые во всем мире осуждаются как подкуп, преподносятся дорогие  подарки. На Западе чаще встречается  завуалированный тип взятки - "презент  вашей жене от нашей компании", на Востоке - более открытый тип подарка, который объясняется как "традиции".

В деловом  мире следует демонстрировать личный успех. Это происходит на многих уровнях, например, на вербальном ("O'кей" - прекрасное тому подтверждение). Не принято  давать взаймы, тем более брать  в долг - это демонстрирует ненадежность.

 

В нашей стране на глазах произошло разделение на богатых и бедных. Вопрос становления  богатых довольно скользкий: все-таки, по словам французского экономиста, социолога  и политика П. Ж. Прудона (1809-1865), "собственность  есть кража". В обществах со стабильной экономикой, с многовековыми традициями существования финансового расслоения к сосуществованию богатых и  бедных относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. У нас же за последнее десятилетие века делались огромные состояния при катастрофическом обнищании населения. Потому негативное отношение к необогачам определяется сознанием, будто богатства нажиты неправедным путем. К тому же психика  людей не успевает приспособиться к  произошедшим переменам. Пожалуй, только новые поколения людей, заставшие  уже расслоившийся мир, относятся  к богачам спокойно и нейтрально.

Надо сказать, что и в стабильных обществах  отношение к скоробогачам традиционно  негативное. Так, в старой России их могли из-за недоверия не принимать  в купеческое собрание. Наименьшим доверием пользовались мастера делать деньги из воздуха - процентщики, банкиры. Больше доверяли купцам, но наиболее уважаемымыми были промышленники. Последние, кстати, затрачивали большие деньги на обустройство рабочих, создание богаделен, обучение и лечение их детей и даже вывоз  их на дачу, чем создавали себе имидж  уважаемого человека, к деньгам которого также относились с уважением.

 

5. Влияние денег на формирование личности

Общая психология изучает человека самого по себе или  во взаимодействии с другими людьми. Однако в реальной жизни человек  находится еще по крайней мере в двух сферах - духовной и вещной. Он взаимодействует с объектным  миром вещей, воспринимаемым во всей совокупности своих особенностей и  в сознании людей. Как пишет О. Дейнека, в нем отражается вложенный  труд, цена и стоимость, субъективная полезность, функциональность, духовность, символизм. Наличие разных вещей у различных людей устанавливает между ними определенную иерархию, которую они воспринимают естественно, и либо ей не противятся, либо стараются занять в ней более высокие ступени. Деньги являются обобщенной формализованной стороной вещного мира.

Дети иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых  важно и в детстве, и потом "иметь", и те, для кого важно "быть". Этапы формирования отношения к  деньгам были определены при изучении экономической социализации Б. Стаси (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2

Этапы формирования отношения к деньгам

Возраст (лет)

Представления и понятия

4-6

Элементарные понятия о деньгах  и покупках

6-8

Развитие понятий о денежной системе  и осознание взаимосвязей между  деньгами и работой

8-9

Понимание ценности денег, понятие богатства  и бедности

10-12

Более дифференцированное экономическое  понимание, умение строить экономические  отношения

12-15

Приближение к знаниям взрослых о  функциях денег


 

Представления о деньгах у детей разных стран  формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Так, гонконгские  и африканские малыши раньше усваивают  понятие выгоды, поскольку раньше вовлекаются в бизнес. Причем во взрослой жизни этот опыт реализуется  в зависимости от "размаха" бизнеса, от уровня экономики и от склонности самих детей. Некоторые  могут превратиться в крупных  дельцов, другие останутся лишь мелкими  торговцами.

В работе И. и Е. Ньюсан исследовались отношения  детей разных социальных групп к  деньгам. Дети из рабочих семей получают вдвое больше карманных денег, чем  их сверстники из среднего класса, но зато активнее тратят, связывая с ними получение  удовольствия (52 % их расходуют деньги в течение недели). Дети из среднего класса чаще копят деньги впрок (даже в банке) или на конкретные вещи. По исследованиям А. Фенэм и П. Томас, родители из среднего класса дают детям фиксированную сумму денег  на карманные расходы, начиная это  делать с более раннего возраста, чем в рабочих семьях. Через  траты денег детьми усваивается  традиционная модель поведения класса. Однако другие ученые утверждают, что  на понимание мира денег больше, чем родители, влияет среда - школа, сверстники, учителя.

Автор обзора западных исследований экономических  представлений детей Е. В. Щедрина  предлагает родителям ряд рекомендаций, согласно которым рационально давать возможность самим детям расходовать  выданные суммы, планировать расходы, копить и зарабатывать деньги. С  этой точкой зрения соглашаются многие отечественные исследователи, полагая, что наличная сумма позволит ребенку  гармонизировать влияние родителей, сверстников, школы. Правда, экономическая  социализация, полученная в семье, оказывает  сильное влияние на экономическое  поведение детей. Они нередко  тратят деньги по той же модели, что  и родители (покупают много дешевых  вещей или копят на дорогие  и пр.).

В любой группе отношения людей складываются согласно их положению, собственности, личному  вкладу в существование группы. Отношения  детей определяются их личной собственностью. Появление новой вещи изменяет положение  владельца и положение детей  в группе. Отечественные исследования проходили в русле этих изысканий. Удалось выяснить, что старшеклассники  более сознательно относятся  к деньгам, чем младшие школьники (что естественно при нашей  поздней экономической социализации). Юноши аккуратнее контролируют свой бюджет, чем девушки. Новым в экономическом  поведении молодежи является повышение  роли денежной мотивации. Деньги стали значимым фактором при сравнении людей, появилась фрустрация при деформации семейных финансовых отношений (например, когда работает одна мать, а отец безработный).

 

6. Проблема богатства и бедности

Неравенство в обществе привлекало внимание ученых еще задолго до Адама Смита. Главным  критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные - власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов - тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей  в обществе всегда находились в состоянии  шаткого равновесия, нарушавшегося  в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к  равенству, которому сопутствовало "подтягивание" жизни бедных, но без уничтожения  богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.

Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально  помогает людям и создает видимость  стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию "паразитов", готовых  жить на пособие всю жизнь. Поэтому  проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному  существованию.

Материальное  положение человека влияет на его  образ в глазах других людей. Богатые  люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные - несчастными  и неприспособленными, ленивыми. Они  составляют в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность  потратить в день не менее $ 4. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой  помощи до подтягивания их положения  до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые  страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное.

Конечно, бедняк бедняку - рознь. Следует выделять из общей массы бедняков людей определенного  психического склада: у них нет  потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у  них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется  свобода, они с удовольствием  ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и  психологии, по существу, бомжа, они  готовы уничтожить цивилизованный мир.

Иной тип  личности - мастера своего дела, которым  общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно  происходит "вымывание" специалистов. Человек знает себе цену и хочет  зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило - нет денег, нет и мастеров. Недаром  из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у  нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец  получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий "под  фанеру"). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, - на время или  навсегда.

Вальтер Ойкен  выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики. Для большей  части членов общества важно достижение справедливого распределения, осуществляемого  согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х  годов эта проблема превращается в нервный узел экономического регулирования. Основной момент здесь - интерес не к абсолютному равенству, а принцип "живи и дай жить другим". Каждый человек и социальная группа имеют  конечный предел потребностей (или  медленно растущий, что равнозначно в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства.

В процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между  ними не достигается практически  никогда. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными  к национальным особенностям стран.

Информация о работе Социальные функции денег