Становление и развитие банковской системы Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - является сердцем хозяйственного организма любой страны, одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплелось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и виды банковской системы…………6
1.2 Сущность и функции коммерческих банков…………12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 История становления и развития банковской системы КР………20
2.2 Анализ деятельности и развития коммерческих банков КР………26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1 Проблемы развития банковской системы КР………..33
3.2 Перспективы развития банковской системы КР……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 101.46 Кб (Скачать файл)
    1. по срокам предоставления кредита:
  • банки краткосрочного кредитования (до 1 года);
  • банки долгосрочного кредитования (от 1 до 5 лет);
  • банки долгосрочного кредитования (свыше 5 лет).
    1. по национальной принадлежности:
  • национальные банки;
  • иностранные банки - банки полностью или частично принадлежащие иностранным инвесторам.
    1. по функциям и характеру деятельности:
  • депозитные банки - банки, осуществляющие кредитно-расчетные и доверительные операции за счет привлеченных депозитов. Они уполномочены принимать вклады (временно-свободные денежные средства) физических и юридических лиц;
  • универсальные банки – банки, которые выполняют и имеют полномочия осуществлять все банковские операции и услуги;
  • специализированные банки – банки, выполняющие ограниченный круг операций и услуг. Сюда можно отнести лизинговые фирмы,  факторинговые фирмы, сберегательные учреждения, ломбарды, кредитные союзы, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды и компании и др.

Роль коммерческих банков в современной рыночной экономике достаточно велика. Деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создании условий для народнохозяйственного накопления.

Современные коммерческие банки, выступая, в роли финансовых посредников, выполняют важную народно-хозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение капитала по сферам и отраслям, позволяют развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономики. Повышение экономической роли коммерческих банков в настоящее время проявляется и в расширении сфер их деятельности и развитии новых видов финансовых услуг. Сегодня коммерческие банки отдельных стран способны оказывать клиентам до 300 видов услуг.

Коммерческие банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредствуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно освобожденных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса - государства, хозяйствующих субъектов. При этом коммерческие банки способствуют переливу капитала из наименее эффективных отраслей предприятий национальной экономики в наиболее конкурентоспособные. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают на условиях возвратности денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря коммерческим банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства, жилья и т.д. Коммерческие банки, как элемент банковской системы, способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетом, переводу денег, выпуском кредитных орудий вместо наличных денег, например, векселей, чеков, дебетовых и кредитовых карточек, сертификатов и т.д.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

2.1 История становления  и развития банковской системы  КР

 

Банковская система Кыргызстана прошла непростой путь.  Можно выделить несколько важных этапов ее 20-летнего развития.

 Первый этап - с 1991-го по 1995 год - характеризовался переходом на рыночные отношения и сопровождался высокими темпами инфляции и дисбалансами, связанными с перестройкой экономики страны.

 В 1991-1992 гг. активно шел процесс открытия новых коммерческих банков и преобразования уже действовавших государственных банков в акционерно-коммерческие (АКБ "Кыргызпромстройбанк", АКБ "Кыргызстан", АКБ "Агропромбанк").

С момента провозглашения независимости Кыргызстан встал на путь демократических реформ и экономических преобразований, которые коснулись и банковской системы. Отправным пунктом этих преобразований стало введение национальной валюты.

В целях реализации программы экономической реформы и проведения самостоятельной экономической политики 3 мая 1993 г. Верховным Советом Республики Кыргызстан было принято постановление "О введении национальной валюты". 10 мая 1993 г. был произведен обмен российских рублей на национальную валюту по курсу 1 сом к 200 рублям. Обменные пункты были открыты в коммерческих банках, филиалах сбербанка и на предприятиях. 14 мая 1993 г., с 6 часов вечера сом стал единственным законным платежным средством на территории республики.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что киргизский сом - одна из наиболее стабильных валют среди "мягких валют" стран СНГ.

. В 1992 году были приняты законы "О Национальном банке КР" и "О банках и банковской деятельности в КР", в соответствии с которыми НБ КР, являясь центральным звеном банковской системы, по сей день осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

С июня 1992 г. Кыргызская Республика стала членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который оказывает помощь нашей республике в проведении структурных преобразований, в поддержке частного и государственного сектора. Общая сумма средств, вложенных ЕБРР в Кыргызстане, составляет 165 млн. долл. - это прямое инвестирование плюс техническая помощь на 17 млн. долларов.

С 1993 г. началась и в дальнейшем активизировалась деятельность Национального банка в области преобразования и реконструкции банковской системы Кыргызстана. В частности, совместно с консультантами Barents group из США были определены пилотные коммерческие банки, на базе которых и с участием специалистов этих банков были отработаны способы перехода на новую форму ведения банковских операций. Быть в числе пилотных банков изъявили желание АКБ "Ориент", АКБ "Кыргызстан" и АКБ "КыргызКРАМДСбанк". Обязательным условием этого эксперимента была полная открытость деятельности банков и предоставление всей документации по выполняемым операциям. Одновременно коренным образом обновляется и изменяется нормативная база, регламентирующая деятельность коммерческих банков. Начиная с 1993 г., Национальный банк уделяет большое внимание вопросам информированности и в связи с этим учреждает с участием других банков журнал "Банковский вестник", а затем газету "Банкир".

В период 1993-1995 гг. Национальным банком были утверждены инструкции и положения, регулирующие кредитные операции, создание резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ), образования кредитных комитетов, комитетов по управлению ликвидностью; введены экономические нормативы, действующие в международной банковской практике, в частности, по адекватности капитала, валютной позиции, размеру кредитов, предоставляемых одному заемщику, об обязательном резервировании части привлеченных депозитов.

В 1995 г. по решению глав государств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана был учрежден Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития с офисом в г. Алматы с целью обеспечения финансовой поддержки экономических реформ, проводимых в этих государствах.

Второй этап относится к 1996-1997 годам и связан с реализацией программы реструктуризации финансовой системы Кыргызстана (FINSAC), которая осуществлялась при поддержке Всемирного банка, предоставившего техническую помощь и кредит. В рамках этой программы была проведена реформа банковской системы, направленная на ее оздоровление и восстановление эффективной системы мобилизации и размещения денежных ресурсов. Были ликвидированы два крупных и неплатежеспособных государственных банка (Агропромбанк и Элбанк), которые сдерживали развитие банковской системы. Появилась система законодательных и нормативных правовых актов, составившая регулятивную основу для осуществления банковской деятельности и банковского надзора в Кыргызстане. В 1996 г. большинство банков перешло на международный план ведения бухгалтерских счетов. Этот процесс был успешным благодаря тому, что предварительно был опробован на пилотных банках. В этом вопросе Кыргызстан является лидером среди других республик бывшего Советского Союза.

Третий этап охватывает период с конца 1998-го до 2001 года. Развитие коммерческих банков тогда шло под влиянием макроэкономической дестабилизации 1998 года. Российский кризис спровоцировал девальвацию валют стран - торговых партнеров и обострил проблемы, накопленные внутри банковской системы. Они в свою очередь появились благодаря неэффективной кредитной политике отдельных коммерческих банков, перекосам в процентной политике, неадекватному мониторингу кредитов, низкому качеству управления в банках. Этот этап показал, насколько банковская система зависима не только от общеэкономической ситуации в стране, но и от воздействия внешних глобальных факторов. В условиях роста рисков банковской деятельности и снижения устойчивости банков усилилась роль Национального банка, осуществляющего надзор, направленный на сохранение стабильности банковского сектора.

. В связи с августовским  кризисом в России, Правление  НБКР в сентябре 1998 г. внесло ряд  изменений и дополнений в свои  нормативные документы. Эта мера  была вызвана стремлением повысить  устойчивость коммерческих банков  республики к возможному негативному  влиянию как внешних, так и  внутренних факторов. Суть изменений  заключалась в ужесточении экономических  нормативов, отражающих финансовую  устойчивость банков.

В целях предупреждения системного кризиса и оздоровления банковской системы Национальный банк совместно с правительством страны осуществлял мероприятия по оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных банков.

На деятельности банковской системы отразился и процесс интеграции Кыргызстана в мировую экономику. Буквально с первых дней независимости Правительство республики стало вести переговоры с различными международными финансовыми организациями и центральными банками зарубежных государств по вопросам участия республики в различных интеграционных союзах.

Особенно остро встал вопрос о составе капитала банков, когда при наличии относительно большого размера уставного капитала банки имели мизерный или отрицательный капитал.

В результате мер, принятых НБ КР и банками, системный риск в банковском секторе был локализован и впоследствии нейтрализован.

На четвертом этапе, с 2001-го по 2005 год, было завершено реформирование банковского сектора, в это благополучное для отечественной банковской системы время она развивалась стабильно и поступательно. На 1 мая 2000 г. величина недостатка капитала достигла рекордной цифры - 214 млн. сом. Это больше, чем уставной капитал всех банков республики на 1 января 1996 г. Убытки поглотили все средства акционеров, резервы и прибыль отдельных банков.

Благодаря принятым мерам НБ КР по наращиванию уставного капитала во второй половине 2000 г. ситуация не только стабилизировалась, но даже наметилась слабая тенденция к росту капитала по банковской системе, поскольку действующие банки продолжали увеличивать свой уставной капитал, что позитивно сказывалось на всей банковской системе республики.

В последние годы происходят динамичные изменения в уставном капитале банков Кыргызстана. Так, если на 1 января 1995 г. в республике действовало 16 коммерческих банков с общим объемом уставного капитала в 157,2 млн. сом, то на 1 октября 2001 г. - 18 коммерческих банков с общим уставным капиталом 1242 млн. сом. Резкий рост взносов в уставный капитал банков наблюдался в третьем квартале 2001 г. - 22,6% по сравнению с данными на 1 июля 2001 г. Только за этот период удвоили свой капитал и достигли планки в 100 млн. сом АКБ "Эридан" и РСК. Значительно увеличили объем капитала АК "Промстройбанк" - с 60 до 100 млн. сом. и АКБ "Кыргызстан" - с 72 до 100 млн. сом. В целом, по банковской системе республики 7 банков справились с заданием НБКР об увеличении уставного капитала до 100 млн. сом. В настоящее время только 5 банков не достигли рубежа в 50 млн. сом: АООТ "Банк Бакай", ИАКБ "Иссык-Куль", АК "Кыргызавтобанк", АКБ "Толубай", АКБ "Кыргызкредит". Эти банки, вероятно, примут статус специализированных или присоединятся к другим банкам.

На начало 2000 г. в республике уже не осталось банков с капиталом в 15 млн. сом, хотя на начало 1995 г. таких банков было подавляющее большинство - 87,5% от общей численности.

Национальный банк Кыргызской Республики уделяет большое внимание вопросу структуры капитала коммерческих банков. В 1995 г. была утверждена Инструкция по определению стандарта адекватности капитала, в которой дано подробное описание составных элементов собственного капитала банка. За период с июня 1995 г. по январь 2001 г. в инструкцию было внесено 12 изменений и дополнений, благодаря чему вопрос о структуре собственного капитала можно считать исчерпанным и детально освещенным со всех сторон.

Но неэффективный надзор со стороны НБКР, его непродуманные до конца действия привели к тому, что за период с 1997 по 2001 гг. прекратили свою деятельность 13 коммерческих банков, в том числе системообразующие - АКБ "Меркюри", АКБ "КыргызКРАМДСбанк", АГБ "Бишкек", АКБ "Максат".

Пятый этап связан с событиями 2005-го и 2010 годов. В это время банки в Кыргызстане наряду с другими странами пережили кредитный бум. Однако политическая нестабильность остановила рост банковской системы, который возобновился лишь в 2011 году. Конечно, негативно повлияли на развитие банковского сектора Кыргызстана и две свершившиеся с разницей в пять лет революции. Политическая нестабильность повлекла за собой проблемы в макроэкономике, в том числе рост инфляции, снижение ВВП и т.п. Некоторые политически зависимые банки оказались в патовой ситуации.

Предотвратить повторение подобных нелицеприятных фактов должны несколько нормативно-правовых документов, в разработке которых участвовали эксперты Национального банка. Речь идет о проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Закон КР "О банках и банковской деятельности в КР". В частности, там предусматриваются нормы по усилению надзора за деятельностью банков и установления дополнительных требований для акционеров банка. В настоящее время документ находится на рассмотрении в правительстве КР.

Информация о работе Становление и развитие банковской системы Кыргызской Республики