- по срокам предоставления кредита:
- банки краткосрочного кредитования (до 1 года);
- банки долгосрочного кредитования (от 1 до 5 лет);
- банки долгосрочного кредитования (свыше 5 лет).
- по национальной принадлежности:
- национальные банки;
- иностранные банки - банки полностью или частично принадлежащие иностранным инвесторам.
- по функциям и характеру деятельности:
- депозитные банки - банки, осуществляющие кредитно-расчетные
и доверительные операции за счет привлеченных
депозитов. Они уполномочены принимать вклады (временно-свободные денежные средства) физических и юридических лиц;
- универсальные банки – банки,
которые выполняют и имеют полномочия
осуществлять все банковские операции
и услуги;
- специализированные банки –
банки, выполняющие ограниченный круг
операций и услуг. Сюда можно отнести лизинговые фирмы, факторинговые фирмы, сберегательные учреждения, ломбарды, кредитные союзы, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды и компании и др.
Роль коммерческих банков в
современной рыночной экономике достаточно
велика. Деятельность коммерческих банков
имеет огромное значение благодаря их
связям со всеми секторами экономики.
Задачи банков заключаются в обеспечении
бесперебойного денежного оборота и оборота
капитала, кредитовании промышленных
предприятий, государства и населения,
создании условий для народнохозяйственного
накопления.
Современные коммерческие банки,
выступая, в роли финансовых посредников,
выполняют важную народно-хозяйственную
функцию, обеспечивая межотраслевое и
межрегиональное перераспределение капитала
по сферам и отраслям, позволяют развивать
хозяйство в зависимости от объективных
потребностей производства и содействует
структурной перестройке экономики. Повышение
экономической роли коммерческих банков
в настоящее время проявляется и в расширении
сфер их деятельности и развитии новых
видов финансовых услуг. Сегодня коммерческие
банки отдельных стран способны оказывать
клиентам до 300 видов услуг.
Коммерческие банки являются
важнейшим звеном рыночной экономики.
В процессе их деятельности опосредствуется
большая часть денежного оборота в государстве,
происходит формирование источников капитала
для расширенного воспроизводства путем
перераспределения временно освобожденных
денежных средств всех участников воспроизводственного
процесса - государства, хозяйствующих
субъектов. При этом коммерческие банки
способствуют переливу капитала из наименее
эффективных отраслей предприятий национальной
экономики в наиболее конкурентоспособные.
Они обеспечивают аккумуляцию временно
свободных денежных средств предприятий,
организаций, населения, государства и
передают на условиях возвратности денежный
капитал из сфер накопления в сферы использования.
Благодаря коммерческим банкам действует
механизм распределения и перелива капитала
по сферам и отраслям производства, через
банки могут быть мобилизованы большие
капиталы, необходимые для инвестиций,
внедрения новаций, расширения и перестройки
производств, строительства, жилья и т.д.
Коммерческие банки, как элемент банковской
системы, способствуют экономии общественных
издержек обращения, содействуя ускорению
оборота денег, ускоренным расчетом, переводу
денег, выпуском кредитных орудий вместо
наличных денег, например, векселей, чеков,
дебетовых и кредитовых карточек, сертификатов
и т.д.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 История становления
и развития банковской системы
КР
Банковская система Кыргызстана
прошла непростой путь. Можно выделить
несколько важных этапов ее 20-летнего
развития.
Первый этап
- с 1991-го по 1995 год - характеризовался переходом
на рыночные отношения и сопровождался
высокими темпами инфляции и дисбалансами,
связанными с перестройкой экономики
страны.
В 1991-1992 гг. активно шел процесс
открытия новых коммерческих банков и
преобразования уже действовавших государственных
банков в акционерно-коммерческие (АКБ
"Кыргызпромстройбанк", АКБ "Кыргызстан",
АКБ "Агропромбанк").
С момента провозглашения независимости
Кыргызстан встал на путь демократических
реформ и экономических преобразований,
которые коснулись и банковской системы.
Отправным пунктом этих преобразований
стало введение национальной валюты.
В целях реализации программы
экономической реформы и проведения самостоятельной
экономической политики 3 мая 1993 г. Верховным
Советом Республики Кыргызстан было принято
постановление "О введении национальной
валюты". 10 мая 1993 г. был произведен обмен
российских рублей на национальную валюту
по курсу 1 сом к 200 рублям. Обменные пункты
были открыты в коммерческих банках, филиалах
сбербанка и на предприятиях. 14 мая 1993
г., с 6 часов вечера сом стал единственным
законным платежным средством на территории
республики.
Сегодня ни у кого не вызывает
сомнения, что киргизский сом - одна из
наиболее стабильных валют среди "мягких
валют" стран СНГ.
. В 1992 году были приняты законы
"О Национальном банке КР" и "О
банках и банковской деятельности в КР",
в соответствии с которыми НБ КР, являясь
центральным звеном банковской системы,
по сей день осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков.
С июня 1992 г. Кыргызская Республика
стала членом Европейского банка реконструкции
и развития (ЕБРР), который оказывает помощь
нашей республике в проведении структурных
преобразований, в поддержке частного
и государственного сектора. Общая сумма
средств, вложенных ЕБРР в Кыргызстане,
составляет 165 млн. долл. - это прямое инвестирование
плюс техническая помощь на 17 млн. долларов.
С 1993 г. началась и в дальнейшем
активизировалась деятельность Национального
банка в области преобразования и реконструкции
банковской системы Кыргызстана. В частности,
совместно с консультантами Barents group из
США были определены пилотные коммерческие
банки, на базе которых и с участием специалистов
этих банков были отработаны способы перехода
на новую форму ведения банковских операций.
Быть в числе пилотных банков изъявили
желание АКБ "Ориент", АКБ "Кыргызстан"
и АКБ "КыргызКРАМДСбанк". Обязательным
условием этого эксперимента была полная
открытость деятельности банков и предоставление
всей документации по выполняемым операциям.
Одновременно коренным образом обновляется
и изменяется нормативная база, регламентирующая
деятельность коммерческих банков. Начиная
с 1993 г., Национальный банк уделяет большое
внимание вопросам информированности
и в связи с этим учреждает с участием
других банков журнал "Банковский вестник",
а затем газету "Банкир".
В период 1993-1995 гг. Национальным
банком были утверждены инструкции и положения,
регулирующие кредитные операции, создание
резервов на покрытие потенциальных потерь
и убытков (РППУ), образования кредитных
комитетов, комитетов по управлению ликвидностью;
введены экономические нормативы, действующие
в международной банковской практике,
в частности, по адекватности капитала,
валютной позиции, размеру кредитов, предоставляемых
одному заемщику, об обязательном резервировании
части привлеченных депозитов.
В 1995 г. по решению глав государств
Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана
был учрежден Центрально-азиатский банк
сотрудничества и развития с офисом в
г. Алматы с целью обеспечения финансовой
поддержки экономических реформ, проводимых
в этих государствах.
Второй этап относится к 1996-1997 годам и связан
с реализацией программы реструктуризации
финансовой системы Кыргызстана (FINSAC),
которая осуществлялась при поддержке
Всемирного банка, предоставившего техническую
помощь и кредит. В рамках этой программы
была проведена реформа банковской системы,
направленная на ее оздоровление и восстановление
эффективной системы мобилизации и размещения
денежных ресурсов. Были ликвидированы
два крупных и неплатежеспособных государственных
банка (Агропромбанк и Элбанк), которые
сдерживали развитие банковской системы.
Появилась система законодательных и
нормативных правовых актов, составившая
регулятивную основу для осуществления
банковской деятельности и банковского
надзора в Кыргызстане. В 1996 г. большинство
банков перешло на международный план
ведения бухгалтерских счетов. Этот процесс
был успешным благодаря тому, что предварительно
был опробован на пилотных банках. В этом
вопросе Кыргызстан является лидером
среди других республик бывшего Советского
Союза.
Третий этап охватывает период с конца
1998-го до 2001 года. Развитие коммерческих
банков тогда шло под влиянием макроэкономической
дестабилизации 1998 года. Российский кризис
спровоцировал девальвацию валют стран
- торговых партнеров и обострил проблемы,
накопленные внутри банковской системы.
Они в свою очередь появились благодаря
неэффективной кредитной политике отдельных
коммерческих банков, перекосам в процентной
политике, неадекватному мониторингу
кредитов, низкому качеству управления
в банках. Этот этап показал, насколько
банковская система зависима не только
от общеэкономической ситуации в стране,
но и от воздействия внешних глобальных
факторов. В условиях роста рисков банковской
деятельности и снижения устойчивости
банков усилилась роль Национального
банка, осуществляющего надзор, направленный
на сохранение стабильности банковского
сектора.
. В связи с августовским
кризисом в России, Правление
НБКР в сентябре 1998 г. внесло ряд
изменений и дополнений в свои
нормативные документы. Эта мера
была вызвана стремлением повысить
устойчивость коммерческих банков
республики к возможному негативному
влиянию как внешних, так и
внутренних факторов. Суть изменений
заключалась в ужесточении экономических
нормативов, отражающих финансовую
устойчивость банков.
В целях предупреждения системного
кризиса и оздоровления банковской системы
Национальный банк совместно с правительством
страны осуществлял мероприятия по оздоровлению
и реструктуризации неплатежеспособных
банков.
На деятельности банковской
системы отразился и процесс интеграции
Кыргызстана в мировую экономику. Буквально
с первых дней независимости Правительство
республики стало вести переговоры с различными
международными финансовыми организациями
и центральными банками зарубежных государств
по вопросам участия республики в различных
интеграционных союзах.
Особенно остро встал вопрос
о составе капитала банков, когда при наличии
относительно большого размера уставного
капитала банки имели мизерный или отрицательный
капитал.
В результате мер, принятых
НБ КР и банками, системный риск в банковском
секторе был локализован и впоследствии
нейтрализован.
На четвертом этапе,
с 2001-го по 2005 год, было завершено реформирование
банковского сектора, в это благополучное
для отечественной банковской системы
время она развивалась стабильно и поступательно.
На 1 мая 2000 г. величина недостатка капитала
достигла рекордной цифры - 214 млн. сом.
Это больше, чем уставной капитал всех
банков республики на 1 января 1996 г. Убытки
поглотили все средства акционеров, резервы
и прибыль отдельных банков.
Благодаря принятым мерам НБ
КР по наращиванию уставного капитала
во второй половине 2000 г. ситуация не только
стабилизировалась, но даже наметилась
слабая тенденция к росту капитала по
банковской системе, поскольку действующие
банки продолжали увеличивать свой уставной
капитал, что позитивно сказывалось на
всей банковской системе республики.
В последние годы происходят
динамичные изменения в уставном капитале
банков Кыргызстана. Так, если на 1 января
1995 г. в республике действовало 16 коммерческих
банков с общим объемом уставного капитала
в 157,2 млн. сом, то на 1 октября 2001 г. - 18 коммерческих
банков с общим уставным капиталом 1242
млн. сом. Резкий рост взносов в уставный
капитал банков наблюдался в третьем квартале
2001 г. - 22,6% по сравнению с данными на 1 июля
2001 г. Только за этот период удвоили свой
капитал и достигли планки в 100 млн. сом
АКБ "Эридан" и РСК. Значительно увеличили
объем капитала АК "Промстройбанк"
- с 60 до 100 млн. сом. и АКБ "Кыргызстан"
- с 72 до 100 млн. сом. В целом, по банковской
системе республики 7 банков справились
с заданием НБКР об увеличении уставного
капитала до 100 млн. сом. В настоящее время
только 5 банков не достигли рубежа в 50
млн. сом: АООТ "Банк Бакай", ИАКБ "Иссык-Куль",
АК "Кыргызавтобанк", АКБ "Толубай",
АКБ "Кыргызкредит". Эти банки, вероятно,
примут статус специализированных или
присоединятся к другим банкам.
На начало 2000 г. в республике
уже не осталось банков с капиталом в 15
млн. сом, хотя на начало 1995 г. таких банков
было подавляющее большинство - 87,5% от
общей численности.
Национальный банк Кыргызской
Республики уделяет большое внимание
вопросу структуры капитала коммерческих
банков. В 1995 г. была утверждена Инструкция
по определению стандарта адекватности
капитала, в которой дано подробное описание
составных элементов собственного капитала
банка. За период с июня 1995 г. по январь
2001 г. в инструкцию было внесено 12 изменений
и дополнений, благодаря чему вопрос о
структуре собственного капитала можно
считать исчерпанным и детально освещенным
со всех сторон.
Но неэффективный надзор со
стороны НБКР, его непродуманные до конца
действия привели к тому, что за период
с 1997 по 2001 гг. прекратили свою деятельность
13 коммерческих банков, в том числе системообразующие
- АКБ "Меркюри", АКБ "КыргызКРАМДСбанк",
АГБ "Бишкек", АКБ "Максат".
Пятый этап связан с событиями 2005-го и
2010 годов. В это время банки в Кыргызстане
наряду с другими странами пережили кредитный
бум. Однако политическая нестабильность
остановила рост банковской системы, который
возобновился лишь в 2011 году. Конечно,
негативно повлияли на развитие банковского
сектора Кыргызстана и две свершившиеся
с разницей в пять лет революции. Политическая
нестабильность повлекла за собой проблемы
в макроэкономике, в том числе рост инфляции,
снижение ВВП и т.п. Некоторые политически
зависимые банки оказались в патовой ситуации.
Предотвратить повторение подобных
нелицеприятных фактов должны несколько
нормативно-правовых документов, в разработке
которых участвовали эксперты Национального
банка. Речь идет о проекте закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон
КР "О банках и банковской деятельности
в КР". В частности, там предусматриваются
нормы по усилению надзора за деятельностью
банков и установления дополнительных
требований для акционеров банка. В настоящее
время документ находится на рассмотрении
в правительстве КР.