Сущность и свойства денег как самостоятельной экономической категории. эволюция видов денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:18, автореферат

Краткое описание

Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками воспроизводственного и распределительного процесса. Деньги есть составная часть товарных отношений. Появление и развитие товара влечет за собой появление и развитие денег. Эта неразрывная пара "товар - деньги" представляет собой вечную форму движения хозяйственной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

Спрос на деньги – это та сумма денег, которую  фирмы, население считают целесообразным иметь у себя при данных экономических  условиях, включая уровень доходов.

Две основные причины спроса на деньги:

1)      Спрос на деньги как средство, необходимое для совершения сделок. Трансакционный или операционный спрос. Данный вид спроса на деньги зависит от уровня реального объема производства, абсолютного уровня цен и скорости обращения денег в движении доходов и не зависит от ставки процента (R).

2)      Спрос на деньги как средство  приобретения финансовых активов.  Спекулятивный спрос. Он объясняется  тем, что в условиях рынка  каждый индивид формирует портфель  финансовых средств (деньги, акции,  облигации). Наиболее распространённая  альтернатива деньгам – облигации  (дают постоянный поток доходов). Ценой облигации выступает процентная  ставка. Причем цена облигации  и величина процентной ставки  находятся в обратной зависимости.

Предположим, что есть некие стабильные государственные  облигации, доход по которым сравнивается со ставкой процента (Rt – текущая ставка процента). Ожидается, что будущая ставка процента Re < Rt (упадёт), тогда это увеличивает ценность облигаций дающих постоянный поток доходов. Значит, субъект начнет приобретать облигации и уменьшать запасы денег, рассчитывая повысить в будущем свой доход. И наоборот, если Re > Rt то нужно ждать повышение ставки процента и ценность облигаций падает. Индивид будет продавать облигации по более высоким ценам и увеличивать денежные запасы. Таким образом, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на деньги как средство сохранения богатства. На графике 1 это выглядит следующим образом:

График 1

Y – значение  ВНП, которое никогда не может  быть равно 0, то есть линия  спроса лишь приближается к  минимальному значению объема  производства, Rmin – минимальная ставка процента. Если линия спроса приблизится к асимптоте на уровне минимальной ставки процента, то экономика попадет в так называемую «ликвидную ловушку».

Общий спрос  на деньги (Мd) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП (рис.1).

Деловой спрос  на деньги (Мt) определятся уровнем номинального ВНП (прямо пропорционально).

Спекулятивный спрос на деньги (Мa) основан на обратной зависимости между номинальной ставкой процента и курсом облигаций. 
 

а) деловой  спрос; б) спрос на финансовые активы; в) общий спрос

Рис.1. Деловой  спрос, спрос на финансовые активы и  общий спрос на деньги

Предложение денег (МS) – это совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Под предложением денег понимается и денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов (М1, М2, М3 и т.д.).

Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано  определенное, фиксированное количество денег, сформированное на основе эмиссии  денег (выпуск денег в обращение) при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы  денег в обращении (см. график 2) 

 

График 2

Предложение денег не зависит от ставки процента. Реально предложение денег зависит  от целей, которые ставятся в рамках кредитно-денежной политики конкретной страны.

Равновесие  денежного рынка – это положение  на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно  количеству денег, которое желают иметь  у себя на руках население и  предприниматели.

Равновесие  на денежном рынке достигается в  точке пересечения спроса и предложения  денег, в этой точке устанавливается  равновесная процентная ставка. Если спрос на деньги растет, то будет  расти и процентная ставка и наоборот.

Если предложение  денег возрастет, то график предложения  денег переместиться из положения  МSе в положение М1. И наоборот при снижении предложения денег график сместиться влево в положение МS2. Если предложение денег больше спроса (избыток) люди стремятся освободиться от денег: покупают облигации и другие ценные бумаги, цена облигаций растёт, а ставка процентная (R) падает. По мере падения ставки процента возрастает спрос на деньги.

Если предложение  денег меньше спроса (недостаток) людям  нужны деньги, они начинают продавать  облигации, акции (их цена падает), а  ставка процента растёт, если ставка процента растёт, спрос на деньги падает.

Закон денежного обращения, особенности его  действия в современных  условиях

Закон денег  отвечает на вопрос, какое количество денег должно находиться в обращении, чтобы деньги могли выполнять  свои функции.

Закон денежного  обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими  функций средства обращения и  средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для  выполнения функций денег как  средства обращения, зависит от трех факторов:

количество  проданных на рынке товаров и  услуг (связь прямая);

уровень цен  товаров и тарифов (связь прямая);

скорость  обращения денег (связь обратная).

Все факторы  определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых  товаров и услуг на рынке. Чем  выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и  услуг и цен.

Закон денежного  обращения выражает экономическую  взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен  и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Методы  оценки кредитоспособности

Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения  вероятности их своевременного возврата в соответствии с заключенным  кредитным договором.

В США для  оценки кредитоспособности потенциального заемщика используют подход, получивший название 5 «С». В основе этого метода лежат следующие критерии:

- репутация  клиента - Customer character;

- платежеспособность - Capacity to pay;

- капитал-Capital;

- обеспечение  ссуды - Collateral:

- экономическая  конъюнктура - Current business conditions. В Великобритании распространена практика анализа,

называемая «Parts», получившая свое название в результате соединения в аббревиатуру следующих критериев:

- назначение  кредита - Purpose;

- размер  ссуды - Amount;

- погашение  задолженности - Repayment;

- срок - Term;

- обеспечение  ссуды - Security.

Наиболее  полноценно изучить кандидата в  заемщики позволяют специальные  методы PARSER и CAMPARI.

Метод PARSER заключается  в оценке следующих параметров:

- информация  о репутации заемщика - Person;

- обоснование  суммы кредита - Amount;

- возможность  погашения- Repayment;

- оценка  обеспечения - Secunty;

- целесообразность  кредита - Expediency,

- вознаграждение  банка- Remuneration.

Метод CAMPARI базируется на таких изучаемых критериях, как:

- репутация  заемщика - Character;

- оценка  его бизнеса - Ability;

- анализ  необходимости ссуды - Means;

- цель кредита  - Purpose;

- обоснование  кредита - Amount;

- возможность  погашения - Repayment;

- способ  страхования риска - Insurance.

В основе любого анализа кредитоспособности лежит  сбор необходимой информации, наиболее полно характеризующей клиента.

В зарубежной экономической литературе широко используется метод анализа SWOT:

- S-strong;

-W-weak;

-O-opportunities;

-T-threat.

Этот метод  позволяет выявить:

- сильные  и слабые стороны заемщика;

- потенциальные  возможности заемщика;

- возможные  риски при кредитовании.

Анализ банкирами  финансовых отчетов клиентов может  быть:

-внутренним;

-внешним.

Внешний анализ включает сравнение заемщика с другими; внутренний предполагает сравнение  различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного  периода времени в динамике.

Внутренний  анализ нередко называют анализом коэффициентов.

Несмотря  на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два  важных недостатка:

- не дают  информации о том, как протекают  операции клиента;

- представляют  прошлую информацию, в то время  как кредиты будут предоставляться  в будущем.

Однако нередко  требуется более полный анализ, например, на основе оценки движения денежных средств  заемщика, то есть в процессе анализа  денежного потока.

Денежный  поток - это измеритель способности  заемщика покрывать свои расходы  и погашать задолженность собственными ресурсами.

Методика  CAMEL  имеет иерархическую структуру, предполагающую разделение общей надежности банка на пять основных компонент:

Capital adequacy (достаточность капитала);

Asset quality (качество активов);

Management (качество управления);

Earnings (доходность);

Liquidity (ликвидность).

Каждый компонент  оценивается по пятибалльной системе (1 – здоровый, 2 – удовлетворительный, 3 – посредственный, 4 – критический и 5 – неудовлетворительный), и на основе их значений вычисляется итоговый показатель.

Каждая из перечисленных пяти основных компонент расщепляется в свою очередь на более “мелкие” составляющие.

Кредитоспособность  заемщика это характеристика его способности  своевременно и полностью  погасить кредитное  обязательство. Для  этого используется традиционная методика сбора и анализа  сведении по потенциальных  заемщиках по 5 критериям (методика 5 С – на западе):

1. Характер  заемщика

Репутация заемщика – изучается кредитная  история из специальных кредитных  бюро.

 Платежеспособность  заемщика – субъективное суждение  о платежеспособности клиента  на основе анализа истории  его бизнеса и финансовых возможностей  погасить долг. Изучаются доходы, расходы и возможности развития.

 Капитал.  Важно выяснить соотношение суммы  долга с размерами активов  клиента.

 Обеспеченье.  Характеристика активов, которые  клиенты могут предложить в  залог, чтобы получить кредит.

 Условия  предоставления кредита. При кредитовании  принимаются во внимания общеэкономические  условия, определяющие деловой  климат в стране.

 Обеспеченье  кредитов. Обеспеченье кредитов  это комплекс правовых экономических  организационных средств и мер  стимулирования заемщика к своевременному  и полному исполнению обязательства  и защиты имущественных интересов  кредитора в случае неисполнения  обязательств.

 Неустойка.  Штраф, пеня. Это меры увеличения  имущественной ответственности  за нарушения условии кредитного  договора.

 Залог.  Это имущество, которое заемщик  может предоставить в залог  без какого-либо ущерба для  своей деятельности продолжая  пользоваться им или получать  доход. Например, предметом залога  может быть ипотека. Залог ценных  бумаг. По предмету залога можно  выделить 

 Залог  имущества

 Залог  имущественных прав (например акции)

 Поручительство. По договору поручительства поручитель  несет солидарную ответственность  за исполнение кредитного договора  полностью или частично. Поручительство  должно быть только письменным.

Информация о работе Сущность и свойства денег как самостоятельной экономической категории. эволюция видов денег