Сущность, необходимость и функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является углубление знаний в области денежного обращения, необходимости, сущности и функций денег, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Сущность и функции денег».
Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и необходимость денег. 6
2. Функции денег. 12
3. Роль денег в рыночной экономике. 30
Заключение 32
Список использованной литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

сущность, необходимость и функции денег.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

- улучшают  условия сохранения стоимости.  При сохранении стоимости в  деньгах, а не в товарах уменьшаются  издержки хранения, и предотвращается порча.

При характеристике денег нередко обращается внимание на их товарное происхождение и, соответственно, товарную природу. Товарное происхождение  денег вряд ли может вызвать сомнение. Однако постепенно, в том числе  в связи с переходом от применения полноценных денег к использованию  денежных знаков, не обладающих собственной  стоимостью, а также в связи  с развитием безналичных расчетов, деньги утрачивали такую присущую товарам особенность, как наличие у них стоимости и потребительской стоимости.

В современных  условиях денежные знаки и деньги безналичного оборота не обладают собственной  стоимостью, но сохраняется возможность  применения их в качестве меновой  стоимости. Это свидетельствует  о том, что деньги все больше отличаются от товара и превратились в самостоятельную  экономическую категорию, с сохранением  некоторых свойств, придающих им сходство с товаром.

Деньги занимают особое место в  экономике, являются необходимым  элементом рынка, правильная организация и регулирование которого со стороны государства без денег невозможно.

Деньгам принадлежит ведущая роль:

- деньги выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями;

- деньги приобретают качественно - новую роль, становятся капиталом; деньги обслуживают процесс обмена между странами;

- с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет [5, 34]. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

2. Функции денег.

Функция денег, как мера стоимости.

Деньги как всеобщий эквивалент  измеряют стоимость других товаров. Особенности функции: ее выполняют полноценные деньги - чтобы измерить стоимость товара, деньги сами должны обладать стоимостью. Именно общественно необходимый труд делает товары соизмеримыми, а не сами деньги. Эту функцию выполняют идеальные, мысленно представляемые деньги. При денежном выражении стоимости товар до обмена мысленно приравнивается к деньгам и при этом наличные деньги не обязательны.

По определению К. Маркса «цена - есть денежное название осуществленного в товаре труда» [2, 135].

В основе цен лежит закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и  при равенстве спроса и предложения  она зависит от стоимости товара и от стоимости денег. При функционировании действительных  денег цена прямо пропорциональна стоимости товара  и обратно пропорциональна стоимости денег.

Стоимость снижается при росте  производительности общественного  труда - благодаря «промышленным» революциям произошло и удешевление производства золота. Если в начале развития капитализма цены колебались вокруг рыночной стоимости, то с его развитием сформировались устойчивые отклонения от стоимости, так как идет постоянный межотраслевой перелив  капиталов и формирование средней нормы прибыли.

При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, так как стоимость золота была относительно постоянной. При бумажно-кредитном  обращении действуют знаки стоимости, не обладающие собственной стоимостью и не имеющие возможность точно отражать ценность других товаров.

В самом характере этой функции  денег заложена возможность нарушения  эквивалентности между деньгами и товарами. Эта функция денег  представляет товарному миру стоимостной эталон. Первоначально золото противостояло другим товарам, как «простой товарный эквивалент», при развитии товарного производства данная функция реализуется на основе масштаба цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен других товаров.

Первоначально весовое содержание совпадало с масштабом цен, но в дальнейшем происходит их обновление, масштаб цен складывается стихийно,  золото утратило функции денег, в том числе как меры стоимости.

Кредитные деньги модифицируют эту  функцию денег - деньги обслуживают  не просто обмен товаров, а обмен  товаров промышленного, товарного, финансового капитала, и выступают  как денежный капитал. В этих условиях товарный капитал, созданный на предприятии. Получает общественное признание не в сфере обмена путем приравнивания  к деньгам, а непосредственно  в самом производстве до момента  реализации.

Говоря о функциях денег можно  выделить:

    • измерительную;
    • соизмерительную;
    • социальную;
    • регулирующую;
    • распределительную;
    • стимулирующую;
    • внешнеэкономическую.

Выделяют следующие виды цен:

    1. по сферам торговли оптовые - другому предприятию или посредникам. Оптовая цена изготовителя = сумма  себестоимости + прибыль +  НДС.  Оптовая цена посредника = оптовая цена закупки + снабженческо-бытовая надбавка (издержки и прибыль посредника).
    2. Розничные - цены для населения.  Цена закупки +торговая надбавка (издержки и прибыль торговой организации).
    3. Закупочные - государство приобретает товары  у предприятий и населения для армии, Крайнего Севера, государственного резерва. Тарифы и расценки на коммунальные. Бытовые услуги, радио, телефон,  телевидение.

По способу регулирования различают  цены:

    1. жестко фиксированные (твердые, назначаемые) – государство закрепляет законодательно. Затратный принцип расчета (сумма затрат на производство и обращение единицы продукции « + » нормативная прибыль или « - » государственная ценовая дотация). 
    2. Регулируемые - косвенное воздействие государства на спрос и предложение через установление:

а) верхнего или нижнего предела (товарный дефицит);

б) предельного уровня рентабельности для предприятий-монополистов. Договорные - особый раздел контракта (диапазон цен  и их изменений).

3) Свободные (рыночные)- либерализация, переход от жестких цен, отсутствие государственного вмешательства [8,193].

Цена является важнейшим критерием  принятия потребительских решений  и традиционным элементом конкурентной среды.

Исходя из экономической политики государства, можно сформулировать основные цели государственного регулирования  цен: контроль уровня инфляции, ограничение  деятельности предприятий- монополистов, содействие формированию конкурентной среды, создание социально-ориентированной системы ценового регулирования применительно к товарам и услугам первой необходимости.

Меры воздействия государства  в вопросы ценообразования могут  быть различными. Традиционно выделяют две формы государственного вмешательства: прямое и косвенное.

Прямое (или административное) вмешательство  государства в действующие цены означает участие государства в  формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил, порядка ценообразования.

Государственное регулирование цен  осуществляется путем  методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в  том числе и по отраслям народного хозяйства.

К методам прямого регулирования  цен относят: общее замораживание  цен, установление фиксированных цен  и тарифов, установление предельного  уровня цен, регламентация уровня рентабельности. Установление нормативов  для определения цен, декларирование цен, установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Косвенное вмешательство в ценообразование  обеспечивается применением совокупности способов  и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

К косвенным методам относят: налогообложение,   регулирование денежного обращения; регулирование  уровня минимальной заработной платы; кредитную политику, регулирование государственных расходов; установление  норм  амортизации.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного кредитования. Льготного налогообложения, субсидирования и дотирования из бюджета. Заключения органом власти с юридическим  или физическим лицом договора о  введении фиксированных цен на реализуемую  ими продукцию или услуги. К  формам косвенного регулирования  также можно отнести  различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

Оптимальным является сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования  цен. Как правило. Государство прямо  регулирует те виды продукции и услуг. Которые образуют каркас системы  цен. Это цены на энергоносители, услуги, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги. Государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании  цен между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления.

На федеральном уровне осуществляется регулирование цен и тарифов: в электроэнергетике; в газораспределительной  сети; на железнодорожном транспорте; на основные услуги связи, учитывая единственную монополию этих отраслей; на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно  государством.

Функция регулирования цен - важнейшая  функция государства в рыночной экономике. Прежде всего – это  антимонопольное регулирование  цен. За 15 лет рыночных реформ в российской экономике  ни разу не было замечено снижение цен. Это следствие банального отсутствия  свободной конкуренции  на российском рынке. Даже на рынках  с огромным количеством участников, фирмы  согласованно повышают цены для получения монопольной сверхприбыли  за счет потребителей. В результате - снижение и уровня жизни населения, и эффективности экономики. Действительно, вместо внедрения новых технологий и снижения издержек, основным способом повышения прибыли становится просто завышение цен.

В законе «О защите конкуренции» Федеральная  антимонопольная служба наделяется правом отменять необоснованные тарифы. Понятийный аппарат в законе существенно обновлен. Так, доминирующей на рынке признается  компания, доля товара которой на рынке превышает 50%, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет обратное. Доминирующим считается положение каждой из трех компаний, если их доли на рынке превышают  50% (кроме случая, когда доля хотя бы одной из них менее 5%) Каждой из пяти компаний, захвативших более 70 % рынка.

Доминирующим признается положение  субъекта естественной монополии. Однако вопреки мировой практики Федеральная антимонопольная служба  решила отказаться от уголовных наказаний, введя  взамен довольно жесткие оборотные штрафы: до 2% от оборота – за доминирование; от 1 до 4% -за согласованные действия [8, 163].

 

Функция денег, как средство обращения.

Деньги являются посредником обмена, где стоимость проходит два превращения: покупку и продажу. Особенностями  функции, является то, что ее выполняют  реальные деньги. Движение товара является исходным, а движение денег - производным; деньги выступают как мимолетный посредник и поэтому данную функцию  могут выполнять неполноценные деньги (знаки стоимости).

Эта функция позволяет преодолеть индивидуальные, временные, пространственные границы непосредственного обмена товара на товар. В то же время  разрыв акта купли-продажи закладывает первую возможность экономических кризисов. Деньги обслуживают различные формы капитала и их обращение можно представить как деньги-товар-деньги в отличие от обращения при простом товарном производстве товар-деньги-товар.

Процесс товарного обращения порождает  потребность в деньгах как  средстве обращения. Деньги выступают  посредниками обмена товаров (товар-деньги-товар). Внутренне единый акт товарного  обмена (товар-деньги) и купля (деньги - товар). 

Эти акты разделены во времени и  пространстве, что обуславливает  возможность самостоятельного движения денег и товаров. Здесь заложена возможность разрыва купли и продажи. Собственник товара, продав его, не обязан сразу же  покупать другой товар. Получив за свой товар деньги, он может их придержать у себя, купить товар в другом месте. Но если товаропроизводитель не купит товар, значит, собственник последнего не сможет его реализовать.

Обособление двух дополняющих друг друга актов товарного обращения  заключают в себе формальную возможность  экономических кризисов, ведет к  дальнейшему углублению противоречий товарного производства.

Деньги, выполняя функции средства обращения, выражают цену товаров. При  этом деньги переносят товар из рук  продавца в руки покупателя, а сами в то же время удаляются из рук покупателя в руки продавца с тем, чтобы повторить этот процесс с другими товарами.

Эмиссия денег - выпуск в обращение  денежных знаков во всех формах. Эмиссионная  система - составная часть денежной системы, законодательно установленный  порядок выпуска в обращение  денежных знаков. Основа эмиссии –  эмиссионное право, которое имеет  двоякое значение:

Информация о работе Сущность, необходимость и функции денег